Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фронтальная форма организации производственного обучения 1 глава




заключается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые зада- ния.

Единое содержание вводного инструктажа и объяснение осо­бенностей работы, предупреждение о типичных ошибках и кол­лективное обсуждение причин, их вызывающих, — все это ди­дактически эффективно при такой форме. Легче контролировать этапы работы, удобнее сравнивать степень продвинутое™ разных учеников. Методическое руководство учебным процессом концен­трировано, планируемые целевые обходы «привязаны» к одному и тому же изделию (объекту труда).

Другое преимущество фронтальной формы — в мобилизации дидактических ресурсов самого коллектива учащихся. Если мате­риальная база позволяет организацию фронтального обучения, т. е. достаточно оборудования, инструментов и приспособлений, то такая форма способствует и перениманию одними учащимися удачного освоения приемов у других, а также тому, что выход из затруднительных ситуаций происходит за счет обмена опытом внутри группы. Практика работы в мастерских показала: всегда есть учащиеся, лучше уясняющие особенности работы, если они видят «как делать» на примере своих товарищей.

Фронтальный характер обучения при выполнении работ, со­держащих разнохарактерные по технике выполнения приемы (спо­собы), позволяет выдерживать разделение урока на стадии (см. схему 5).

Как и любая другая, фронтальная форма организации работы не идеальна. Ее недостатки являются оборотной стороной ее до­стоинств. Так, скажем, изначально не учитываются различия в

 

развитии отдельных учащихся, вследствие чего — из-за неодина­кового темпа работы — фронтальность нарушается. Каждый уча­щийся обычно выполняет всю работу сам от начала до конца, и это невольно искажает его представление о характере разделения труда на современном производстве. Фронтальная форма благо­приятна для овладения обработочными операциями, однако при ней недостаточно дифференцируется программное содержание, а порой такая дифференциация полностью отсутствует. Кроме того, при обучении ряду профессий применение фронтальной формы попросту невозможно.

Звеньевая (бригадная) форма организации обучения предпола­гает разделение группы при выполнении работ на подгруппы. Ха­рактерно, что каждое звено выполняет свое задание (они могут резко разниться).

Благоприятное влияние этой формы на результаты работы пре­дусматривает соблюдение мастером следующих методических пра­вил, проверенных практикой.

1. Небольшие группы — как правило, от 2 до 5 человек — могут работать как над определенными теоретическими (например, при выполнении лабораторных работ), так и над практическими зада­ниями как на уроке, так и на внеурочных занятиях.

2. Состав звеньев (бригад) постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными мотивами, например дружескими отно­шениями, общими интересами и т.п. Мастер, однако, следит за тем, чтобы каждое звено представляло своего рода «микросоци­ум», т.е., чтобы в его состав входили более и менее продвинутые учащиеся, различные по образу мышения, по деятельностным характеристикам.

3. Работой звена (бригады) руководит старший, функции ко­торого учащиеся выполняют поочередно с целью научиться и ру­ководить, и подчиняться, что абсолютно соответствует реалиям будущей трудовой жизни.

4. Все группы работают под обязательным контролем мастера. Руководящая роль мастера проявляется в конкретных подсказках для разрешения возникающих тупиковых ситуаций, в оценке ин­дивидуальных результатов, создании атмосферы сотрудничества, духа взаимной помощи. Это особенно важно для первых этапов работы звена, когда его члены еще не умеют организованно рабо­тать вместе в течение продолжительного времени и часто не гото­вы поставить групповые интересы выше собственных.

Возникает вопрос сугубо практического характера: а может ли мастер комплектовать группы не по принципу добровольности, а на основе личных соображений? Ведь кто, как не он, должен доби­ваться лучшей «связки» более быстрого на решение ученика с осторожным «тугодумом», основательно прощупывающим вари­ант и сдерживающим от возможной ошибки «торопыгу»?

Автор предлагает решать вопрос самому наставнику, исходя из анализа конкретной ситуации. Возможно, при этом будут полез­ны рекомендации, предлагаемые американской педагогической энциклопедией для практики группового обучения:

«1. Прежде чем приступить к распределению учащихся по груп­пам, постарайтесь как можно лучше узнать каждого из них. Срав­ните свое мнение об учениках с мнением остальных педагогов.

2. Прежде чем приучать учащихся к групповой работе, их нуж­но научить работать самостоятельно.

3. Работу в составе групп следует вводить постепенно, чтобы дать обучаемым время, необходимое для приспособления к но­вым условиям.

4. Группируйте учащихся в соответствии с их индивидуальны­ми способностями.

5. Проверьте, все ли они хорошо знают принципы и обязанно­сти членов группы».

Применительно к производственному обучению представляет­ся, что звеньевая (бригадная) форма организации работы может быть особенно приемлемой при обучении на производстве. Да и в мастерских часто не представляется возможным предоставить каж­дому обучающемуся однотипное производственное задание (на­пример, ремонт узла станка и т.п.).

Естественно, что при групповом выполнении задания услож­няется руководство учебным процессом со стороны мастера, вни­мание которого дополнительно рассредоточивается. Вероятна опас­ность подчинения членов группы выделившемуся неформально­му лидеру, что будет приводить к его авторитаризму при фор­мальном руководстве другим членом группы. Поэтому мы еще раз подчеркнем необходимость контролирующей роли мастера.

Достоинства звеньевой (бригадной) формы очевидны. Она по­зволяет создавать правильное представление о современной орга­низации труда на производстве. Звено может работать над более сложными объектами труда, решать более сложные производствен­ные задачи, а это повышает интерес учащихся. Высока и воспита­тельная значимость работы в микроколлективе.

Наконец, эта форма, по существу, единственно возможный вариант для тех случаев, когда фронтальность не может быть обес­печена из-за недостатка оборудования — например, при работе на станках.

Специфика содержания труда и условий производственной деятельности целого ряда профессий (например, водители) вы­зывает необходимость применения индивидуального обучения.

Индивидуальная форма организации обучения экономически до­вольно дорога. Вместе с тем, применяясь на производстве в виде прикрепления обучающегося к высококвалифицированному ра­бочему, она весьма продуктивна. Достаточно сказать, что, на­пример, в Великобритании подготовка специалистов полностью основывается на системе ученичества непосредственно на пред­приятиях. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержа­ние и темп учебы, максимально развить способности индивида, проявить личностные качества каждого обучающегося.

Однако мастеру значительно труднее контролировать большое количество различных рабочих мест, а учащийся не имеет воз­можности сотрудничать со своими товарищами, не вырабатывает умения работать в коллективе, с коллективом и для коллектива. Между тем известно, что формирование у будущих рабочих имен­но этих качеств является одним из условий его всестороннего разви­тия, выступает средством подготовки к тем формам работы, зна­чение которых в эпоху научно-технической революции и связан­ного с ней процесса изменений функций человека на производ­стве постоянно растет.

Все приведенные организационные формы, о которых мы гово­рим, оправдывают себя — как в отдельности, так и в органическом сочетании — в случае хорошо продуманного применения. Их разно­образие достаточно долго проверялось на практике — опытом раз­ных поколений.

9.2. Содержание и составление графиков перемещения

учащихся

Мы уже не раз говорили, что мастер профессионального обу­чения может встретиться с трудностями материального обеспече­ния прохождения отдельных тем программы, и это чаще всего выражается в невозможности организации фронтальной работы учащихся. В этих случаях мастер составляет график перемещения учащихся по рабочим местам. Добавим: подобные графики состав­ляются и в случае отставания отдельных учащихся от прохожде­ния программы (например, по болезни).

В зависимости от содержания темы и условий организации обу­чения может применяться разная схема перемещений, однако целесообразно придерживаться следующих требований:

группа разбивается на звенья с равным числом учащихся;

длительность периода работы с перемещением определяется программой;

общий период, на который составляется график, равен произ­ведению количества звеньев на длительность одного периода пе­ремещения;

график должен составляться так, чтобы каждый учащийся осво­ил учебный материал в соответствии с программой;

в графиках перемещения по возможности должно учитываться постепенное повышение сложности выполняемых учащимися ра­бот;

на определенном рабочем месте или виде оборудования в одно и то же время графиком должна быть предусмотрена работа толь­ко одной ученической бригады (или одного учащегося).

При всем многообразии вариантов составления графиков пе­ремещения, которыми может воспользоваться мастер, отметим, что в принципе их можно свести к двум основным типам:

1) графики, предусматривающие перемещение всех учащихся группы (может быть, в течение всего учебного года), — для того чтобы каждый учащийся отработал навыки управления тем видом оборудования, которое имеется в учебных мастерских или на про­изводстве в единичном экземпляре, а его знание предусмотрено программой;

2) графики, предусматривающие перемещение только части уча­щихся (например, при пропуске занятий в связи с заболеванием).

Составление графиков перемещения — огорчительные реалии жизни, когда база обучения или сложившиеся обстоятельства за­ставляют мастера очень тщательно продумывать, по какому вари­анту, с каким временным промежутком, в какой период учебного

 


года или полугодия следует обеспечить безусловное выполнение учебной программы всеми учащимися группы.

Приведенные в таблицах 1 — 5 варианты графиков перемеще­ния являются только образцами. Если в учебном заведении есть более приемлемая форма — она имеет право на существование.

Мастеру нелегко контролировать учебный процесс, когда часть группы трудится над общим заданием, а другие проходят обуче­ние с применением режима скользящего графика. В этих ситуаци­ях целесообразно (и методически оправдано!) устранение этой трудности за счет применения письменных инструкций, которые подготавливаются для каждого звена и содержат достаточно под­робные указания с обязательным самоконтролем, обеспечиваю­щим самостоятельную работу учащихся. Допускается использова­ние инструкторов из числа учеников, отлично освоивших этот учебный материал. Опыт показывает — это дает хорошие резуль­таты. Замечательно, что при использовании такого приема выиг­рывают все участники процесса. Юные инструкторы адекватно самоутверждаются, получают навыки организаторов, а их товари­щи лучше усваивают материал.

9.3. Формы организации труда мастеров производственного обучения

В соответствии с Типовым положением об учреждениях НПО (при­каз МО РФ № 263 от 15.07.1994 г. ст. 2, п. 25) по всем профессиям предусмотрено производственное обучение в группах по 12—15 че­ловек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ, — по 8 —10 человек.

В практике учебных заведений НПО сложились следующие формы организации труда мастеров профессиональ­ного обучения, напрямую связанные с организацией учебно-про- изводственного процесса:

один мастер, закрепленный за учебной группой; два мастера, закрепленных за учебной группой; мастер, закрепленный за учебной мастерской; бригадная форма организации работы мастеров производствен­ного обучения.

В практике системы НПО имеет место и еще одна форма орга­низации работы мастера, имеющего высшее профессионально- педагогическое образование и руководящего группой. Такой мас­тер может одновременно являться преподавателем специальных дис­циплин в своей группе. Опыт профессиональной школы показыва­ет эффективность такого совмещения. Специалист, который мо­жет отслеживать формирование практических навыков в их взаи­мосвязи с теоретическими знаниями, всегда внесет необходимые коррективы в процесс обучения. Это позволит обеспечить более высокий уровень основ научных знаний с одновременным полу­чением прочных практических умений и навыков по профессии. При этом представляется возможность шире использовать для обу­чения совмещенные (бинарные) уроки.

Мастер, работающий в одной группе от приема до выпуска учащих­ся, — самая традиционная форма организации труда мастеров в системе НПО. Наставник, отвечающий за воспитание и подготов­ку по профессии, всегда был центральной фигурой в училище.

Вместе с тем расширение профессий и специальностей, пре­дусмотренное периодически обновляемым Перечнем профессий, вызвало появление других форм организации труда мастеров. Рас­пространенной стала форма работы двух мастеров в группе. Этот вариант совместной работы может способствовать повышению качества подготовки учащихся, так как легче контролировать дей­ствия группы, особенно при выполнении сложных работ. Кроме этого, более опытный мастер может передавать молодому коллеге опыт, проводя вводные и заключительные инструктажи, помо­гать в планировании, методической работе и т. п. Опыт показыва­ет, что такая работа тандемом, когда имеется возможность под­страховать друг друга, всегда эффективна.

Широко применяется и такая форма коллективного участия мастеров производственного обучения в обучении одной сложной профессии (разных сроков и курсов обучения), как бригадная. Груп­па мастеров закрепляется за учебным участком (мастерской, ла­бораторией, полигоном и т.п.) для организации обучения уча­щихся всех курсов (кроме проходящих практику на производстве). Наиболее опытный и компетентный мастер избирается бригади­ром. Он так же, как и все, проводит занятия, но при этом осуще­ствляет организационное и методическое руководство всем про­цессом производственного обучения. Такая бригада мастеров пол­ностью отвечает за выполнение учебно-производственных работ, производственных заказов, за качественную постановку и воспи­тательного, и учебного процесса. Опыт показывает, что такая форма организации труда мастеров положительно отражается на конеч­ных результатах обучения.

Подготовка по довольно большому числу профессий предпо­лагает обучение будущих рабочих в разных учебных мастерских (лабораториях). Например, наладчики станков и манипуляторов с программным управлением должны в учебных мастерских осво­ить: слесарно-сборочные работы, работы на токарных, фрезер­ных, шлифовальных и других станках, работы по регулировке систем пневмомеханического и гидромеханического приводов и другие. В таком случае целесообразно закрепление за специализи­рованными мастерскими и лабораториями наиболее опытных ма­стеров соответствующего профиля (со статусом заведующего). Они осуществляют оснащение учебной базы необходимым оборудова­нием, принадлежностями, приборами, обеспечивают их эксплуа­тацию и проводят занятия со всеми группами, по учебным пла­нам которых предусмотрено изучение этих работ. При этом масте­ра, закрепленные за учебной группой, присутствуют на заняти­ях, оказывая помощь в организации работы и поддержании дис­циплины. Понятно, что такое занятие с профессионалом, доско­нально знающим все тонкости дела, весьма эффективно для под­готовки будущих рабочих.

Мы рассказали о некоторых сложившихся на практике формах участия мастеров в организации производственного обучения и учебно-производственной деятельности. Представляется, что со­временные реалии могут привести и к изменениям в сложив­шихся традициях. Динамичность рынка труда и расширяющиеся запросы производства по подготовке рабочих с высшим образова­нием неизбежно потребуют и других организационных форм.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что называется формами организации производственного обуче­ния учащихся? В чем их различия?

2. Дайте развернутую характеристику существующим формам органи­зации производственного обучения.

3. По какому принципу осуществляется распределение учащихся по звеньям (группам)? Что здесь следует учитывать мастеру?

4. Определите назначение графика перемещения учащихся и укажите его особенности. В каких случаях обязательно его применение?

5. По каким схемам может быть организована работа мастера произ­водственного обучения?

6. В чем смысл бригадной работы мастеров? Как распределяются обя­занности и ответственность?

7. Покажите положительные стороны организации труда по форме «мастер—мастерская».

8. Как распределяются обязанности и ответственность при организа­ции труда по форме «два мастера—группа»?

9. Определите функции мастера, закрепленного за группой, если на производственной практике учащиеся персонально прикреплены к ква­лифицированному рабочему.

 

ГЛАВА 10

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Широко известно остроумное изречение Марка Твена: «Кто ясно не видит цели, очень удивляется, придя не туда». Иначе го­воря, в любом деле (а, как показывает опыт, при обучении — особенно) крайне важно предвидеть. Учебный процесс, осуще­ствляемый экспромтом, «по наитию», вряд ли завершится успе­хом. В работе педагога профессионального образования огромное значение имеет четкое планирование будущей деятельности, при­чем — заблаговременное, до начала учебной работы.

Определим, что же должен предвидеть (обеспечить в своей ра­боте) мастер производственного обучения.

1. Полное и своевременное выполнение учебного плана и про­граммы производственного обучения.

Для этого их надо изучить.

2. Подбор учебно-производственных работ по специальности, соответствующих программе.

Для этого разрабатывается Перечень таких работ.

3. Мастер должен обеспечить выполнение работы учащимися.

Они должны быть снабжены технологической документацией.

4. Мастер должен «выдавать» учебный материал по специаль­ности примерно равными долями, лучше в виде блоков-модулей.

Для этого необходимо продумать, как рационально распределить материал, чтобы в органичном единстве объединить учебную и про­изводственную деятельность.

5. Мастеру следует четко знать, что будет выполняться на каж­дом конкретном занятии по производственному обучению.

Для этого составляют план производственного обучения.

Успех (или, увы, неудача!) каждого отдельного урока зависит от подготовки и продумывания (и не только в части материально­го обеспечения).

Следовательно, необходимо составлять тщательно продуманный план проведения занятия (кстати — обязательный документ).

Понятно, что этот краткий перечень не охватывает всю много­гранную подготовительную деятельность мастера, но он показы­вает, что речь идет не о «куче бумажек», как это может предста­виться дилетанту, а о стратегии и тактике подготовки учащихся по избранной специальности.

10.1. Анализ учебного плана и сводно-тематического плана

Учебный план — нормативный документ, направляющий дея­тельность профессионального училища. Он содержит перечень изу­чаемых предметов, их распределение по годам обучения, количе­ство часов на каждый предмет.

Различают следующие виды планов.

Базисный учебный план РФ — основной государственный нор­мативный документ, являющийся частью Государственного стан­дарта профессионального образования. Он утверждается Государ­ственной Думой.


 

Типовая структура учебного года. Продолжительность учебного года на I и II курсах — 52 недели; на III курсе — 43 недели, в том числе: 1-е полугодие — 17 недель; зимние каникулы — 2 недели; 2-е полугодие на I курсе — 23 недели; на II курсе — 22 недели; экзамены на II курсе — 2 недели, экзамены на III курсе — 1 неделя. Летние каникулы на I и II курсах — 9 недель. Праздничные дни — 1 неделя на каждом курсе.

 

 

 

 

 

На его основе подготавливается утверждаемый федеральным ведомством образования примерный типовой федеральный учеб­ный план, в котором определяется степень самостоятельности ре­гиональных органов образования. В стандарте приведена и модель учебного плана для учреждений НПО (ОСТ 9 ПО 01.03-93).

Примерные региональные учебные планы, основываясь на госу­дарственном базисном учебном плане, учитывают утвержденный для данного региона национально-региональный компонент стан­дарта.

Рабочий план училища — учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения. Он составляется на основе примерного регионального с учетом конкретной специа­лизации. Рабочий учебный план отражает особенности данного училища и может разрабатываться как на длительный период, так и включать текущие коррективы.

В качестве примера в таблицах 6 и 7 приведен фрагмент учеб­ного плана для подготовки станочников широкого профиля (опе­раторов станков с ПУ). Он включает в себя все циклы, курсы и предметы, подлежащие изучению.

Вместе с тем творческие коллективы ученых разрабатывают в соответствии с моделью, установленной Госстандартом НПО, другие варианты учебных планов, учитывающие современные ре­алии. Авторы проанализировали, что 84 % профессий по «Переч­ню профессий и специальностей НПО» (ОСТ 9 ПО 01.04-94) соот­ветствуют III ступени квалификации, требующей среднего (пол­ного) общего образования. Представляется, что в дальнейшем этот перечень будет расширен.

Следует особо отметить, что во всех планах присутствует чрез­вычайно важное для развития дидактики обстоятельство — воз­можность инвариантности каждой из рассматриваемых структур (включая и профессиональную составляющую). Впервые опубли­кованная В.С.Ледневым в 1988 г. идея инвариантной структуры оказалась весьма продуктивной в том плане, что, принимая за основу базовый характер плана для обучения конкретной профес­сии, она позволяет каждому учебному заведению учесть свои воз­можности интерпретации с целью дальнейшего его совершенство­вания.

Таким образом, выделяющиеся в теоретическом обучении три цикла предметов — общеобразовательные, политехнические, спе­циальные, а в практическом — производственное обучение и за­водские практики — могут быть ориентированы на существенно более высокий уровень.

Все предметы в учебном плане располагают так, чтобы обеспе­чить связь между ними. Время на изучение каждого предмета оп­ределено из соображений его важности для профессиональной подготовки. На производственное обучение, которое является основой профессиональной подготовки, отводится более 60 % всего учебного времени.

Сводно-тематический план (табл. 8) определяет согласование тем производственного обучения и специальной технологии. Та­кая взаимосвязь производственного и теоретического обучения очень важна.

Оптимально такое сочетание по времени и содержанию, когда теоретический материал предшествует освоению профессиональ­ных умений или преподается параллельно. Сквозная линия прак­тического обучения, опирающаяся на постоянную подпитку рас­ширяющимися теоретическими сведениями, образует конгломе­рат знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям подготовки современного специалиста.

Необходимо подчеркнуть, что мастер производственного обу­чения должен ознакомиться и учесть распределение в учебном плане и вообще предметов обязательного обучения и факульта­тивных — по выбору. Напомним, что, являясь наставником, он не должен ограничиваться интересом только к профессиональным дисциплинам. Мы уже немало говорили о важности всесторонне­го развития личности учащегося и роли мастера в этом процессе. Понятно, что такое актуальное требование предполагает значи­тельный интеллектуальный багаж самого мастера, его способность убедительно показать учащемуся важность того или иного пред­мета для его деятельности в будущем.

10.2. Перспективно-тематическое планирование и его варианты

Есть такое выражение: «Хороший экспромт готовится неделю». Оно в полной мере относится к деятельности педагога. Фундамент успеха в любом деле — подготовка. Планирование своей работы и обеспечение деятельности учащихся — основа научной организа­ции процесса обучения.

Мастер знает свою нагрузку на следующий год еще до конца текущего учебного года — или он продолжает работу со своей группой на очередном году обучения, или готовится принимать новую группу. В любом случае у него есть время и возможность спланировать (а по существу «запрограммировать») свою буду­щую деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения.

Опытные мастера накануне конкретного занятия проводят толь­ко окончательную отработку и систематизацию материала. Изуче­ние и распределение фактического материала, подготовку мате­риальной базы, подбор наглядных пособий и технических средств, продумывание приемов и определение системы упражнений — все эти составляющие работы выполняются заранее, причем под­готовка ведется в разрезе всей темы.

Единой, строго обязательной формы тематического планиро­вания нет. Мастер вправе сам определить структуру и содержание перспективно-тематического планирования. При этом можно ши­роко использовать существующие в учебных заведениях паспорта учебно-методического обеспечения производственного обучения, в которых учтено наименование, характеристика и количество име­ющихся в наличии учебной и учебно-методической документации, литературы и пособий, дидактических средств обучения и т.п.

Составление тематического плана — сложная и ответственная работа. Понятно, что молодому мастеру будет полезно воспользо­ваться существующим опытом, тем более что составленный пер- спективно-тематический план не исключает систематической ра­боты по его улучшению и совершенствованию. Независимо от формы плана при перспективном планировании необходимо учи­тывать ряд методологических моментов. Назовем их.

1. Учебная программа для конкретной группы распределяется по темам, подтемам (разделам), которые, в свою очередь, соот­носятся с конкретными занятиями. Это несложно сделать, так как в программе указаны часы, а при известном количестве занятий в неделю происходит четкое распределение по месяцам и полуго­диям. При планировании необходимо учитывать логическую по­следовательность и взаимосвязь уроков, т.е. должна быть целост­ная система. Тема занятий определяется для каждого конкретного урока. Она объемлет основные вопросы, подлежащие изучению, или трудовые приемы, которые предстоит освоить.

2. В соответствии с программой определяется круг теоретиче­ских сведений (технологических вопросов), которые следует за­крепить на практике. Это могут быть свойства обрабатываемых на данном занятии материалов, сведения об устройстве используе­мого оборудования и приспособлений, особенностях наладки ин­струментов и т.д. Возможно, мастер сочтет целесообразным вклю­чить ознакомление учащихся с новаторскими инструментами или приемами — это его право. Важно лишь, чтобы они относительно равномерно распределялись по занятиям, были логично увязаны в целостную систему и включали необходимые технические по­нятия, которые мастер планирует преподать в процессе обучения. При перспективной подготовке мастера к занятиям представляет­ся возможным наметить и определить, какими средствами нагляд­ности и ТСО он располагает для иллюстрации своих инструкта­жей. При необходимости может быть запланировано изготовление или приобретение недостающих таблиц, плакатов, кодограмм, диафильмов и справочной литературы.

3. Наиболее существенным при перспективном планировании является определение круга практических действий учащихся в процессе упражнений или самостоятельной работы.

Центральным моментом здесь является выбор из перечней учебных работ конк­ретного изделия, запланированного к изготовлению учащимися на данном занятии. От намеченного объекта труда в схеме перс­пективного планирования лучами расходятся взаимосвязанные вопросы: сортамент материала заготовки, расход на единицу, рас­ход на группу (или группы), потребность в инструментах общего пользования. Здесь же можно наметить степень технологического обеспечения каждого занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...