Фронтальная форма организации производственного обучения 1 глава
заключается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые зада- ния. Единое содержание вводного инструктажа и объяснение особенностей работы, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, — все это дидактически эффективно при такой форме. Легче контролировать этапы работы, удобнее сравнивать степень продвинутое™ разных учеников. Методическое руководство учебным процессом концентрировано, планируемые целевые обходы «привязаны» к одному и тому же изделию (объекту труда). Другое преимущество фронтальной формы — в мобилизации дидактических ресурсов самого коллектива учащихся. Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения, т. е. достаточно оборудования, инструментов и приспособлений, то такая форма способствует и перениманию одними учащимися удачного освоения приемов у других, а также тому, что выход из затруднительных ситуаций происходит за счет обмена опытом внутри группы. Практика работы в мастерских показала: всегда есть учащиеся, лучше уясняющие особенности работы, если они видят «как делать» на примере своих товарищей. Фронтальный характер обучения при выполнении работ, содержащих разнохарактерные по технике выполнения приемы (способы), позволяет выдерживать разделение урока на стадии (см. схему 5). Как и любая другая, фронтальная форма организации работы не идеальна. Ее недостатки являются оборотной стороной ее достоинств. Так, скажем, изначально не учитываются различия в
развитии отдельных учащихся, вследствие чего — из-за неодинакового темпа работы — фронтальность нарушается. Каждый учащийся обычно выполняет всю работу сам от начала до конца, и это невольно искажает его представление о характере разделения труда на современном производстве. Фронтальная форма благоприятна для овладения обработочными операциями, однако при ней недостаточно дифференцируется программное содержание, а порой такая дифференциация полностью отсутствует. Кроме того, при обучении ряду профессий применение фронтальной формы попросту невозможно.
Звеньевая (бригадная) форма организации обучения предполагает разделение группы при выполнении работ на подгруппы. Характерно, что каждое звено выполняет свое задание (они могут резко разниться). Благоприятное влияние этой формы на результаты работы предусматривает соблюдение мастером следующих методических правил, проверенных практикой. 1. Небольшие группы — как правило, от 2 до 5 человек — могут работать как над определенными теоретическими (например, при выполнении лабораторных работ), так и над практическими заданиями как на уроке, так и на внеурочных занятиях. 2. Состав звеньев (бригад) постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными мотивами, например дружескими отношениями, общими интересами и т.п. Мастер, однако, следит за тем, чтобы каждое звено представляло своего рода «микросоциум», т.е., чтобы в его состав входили более и менее продвинутые учащиеся, различные по образу мышения, по деятельностным характеристикам. 3. Работой звена (бригады) руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно с целью научиться и руководить, и подчиняться, что абсолютно соответствует реалиям будущей трудовой жизни. 4. Все группы работают под обязательным контролем мастера. Руководящая роль мастера проявляется в конкретных подсказках для разрешения возникающих тупиковых ситуаций, в оценке индивидуальных результатов, создании атмосферы сотрудничества, духа взаимной помощи. Это особенно важно для первых этапов работы звена, когда его члены еще не умеют организованно работать вместе в течение продолжительного времени и часто не готовы поставить групповые интересы выше собственных.
Возникает вопрос сугубо практического характера: а может ли мастер комплектовать группы не по принципу добровольности, а на основе личных соображений? Ведь кто, как не он, должен добиваться лучшей «связки» более быстрого на решение ученика с осторожным «тугодумом», основательно прощупывающим вариант и сдерживающим от возможной ошибки «торопыгу»? Автор предлагает решать вопрос самому наставнику, исходя из анализа конкретной ситуации. Возможно, при этом будут полезны рекомендации, предлагаемые американской педагогической энциклопедией для практики группового обучения: «1. Прежде чем приступить к распределению учащихся по группам, постарайтесь как можно лучше узнать каждого из них. Сравните свое мнение об учениках с мнением остальных педагогов. 2. Прежде чем приучать учащихся к групповой работе, их нужно научить работать самостоятельно. 3. Работу в составе групп следует вводить постепенно, чтобы дать обучаемым время, необходимое для приспособления к новым условиям. 4. Группируйте учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями. 5. Проверьте, все ли они хорошо знают принципы и обязанности членов группы». Применительно к производственному обучению представляется, что звеньевая (бригадная) форма организации работы может быть особенно приемлемой при обучении на производстве. Да и в мастерских часто не представляется возможным предоставить каждому обучающемуся однотипное производственное задание (например, ремонт узла станка и т.п.). Естественно, что при групповом выполнении задания усложняется руководство учебным процессом со стороны мастера, внимание которого дополнительно рассредоточивается. Вероятна опасность подчинения членов группы выделившемуся неформальному лидеру, что будет приводить к его авторитаризму при формальном руководстве другим членом группы. Поэтому мы еще раз подчеркнем необходимость контролирующей роли мастера. Достоинства звеньевой (бригадной) формы очевидны. Она позволяет создавать правильное представление о современной организации труда на производстве. Звено может работать над более сложными объектами труда, решать более сложные производственные задачи, а это повышает интерес учащихся. Высока и воспитательная значимость работы в микроколлективе.
Наконец, эта форма, по существу, единственно возможный вариант для тех случаев, когда фронтальность не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования — например, при работе на станках. Специфика содержания труда и условий производственной деятельности целого ряда профессий (например, водители) вызывает необходимость применения индивидуального обучения. Индивидуальная форма организации обучения экономически довольно дорога. Вместе с тем, применяясь на производстве в виде прикрепления обучающегося к высококвалифицированному рабочему, она весьма продуктивна. Достаточно сказать, что, например, в Великобритании подготовка специалистов полностью основывается на системе ученичества непосредственно на предприятиях. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, максимально развить способности индивида, проявить личностные качества каждого обучающегося. Однако мастеру значительно труднее контролировать большое количество различных рабочих мест, а учащийся не имеет возможности сотрудничать со своими товарищами, не вырабатывает умения работать в коллективе, с коллективом и для коллектива. Между тем известно, что формирование у будущих рабочих именно этих качеств является одним из условий его всестороннего развития, выступает средством подготовки к тем формам работы, значение которых в эпоху научно-технической революции и связанного с ней процесса изменений функций человека на производстве постоянно растет. Все приведенные организационные формы, о которых мы говорим, оправдывают себя — как в отдельности, так и в органическом сочетании — в случае хорошо продуманного применения. Их разнообразие достаточно долго проверялось на практике — опытом разных поколений.
9.2. Содержание и составление графиков перемещения учащихся Мы уже не раз говорили, что мастер профессионального обучения может встретиться с трудностями материального обеспечения прохождения отдельных тем программы, и это чаще всего выражается в невозможности организации фронтальной работы учащихся. В этих случаях мастер составляет график перемещения учащихся по рабочим местам. Добавим: подобные графики составляются и в случае отставания отдельных учащихся от прохождения программы (например, по болезни). В зависимости от содержания темы и условий организации обучения может применяться разная схема перемещений, однако целесообразно придерживаться следующих требований: группа разбивается на звенья с равным числом учащихся; длительность периода работы с перемещением определяется программой; общий период, на который составляется график, равен произведению количества звеньев на длительность одного периода перемещения; график должен составляться так, чтобы каждый учащийся освоил учебный материал в соответствии с программой; в графиках перемещения по возможности должно учитываться постепенное повышение сложности выполняемых учащимися работ; на определенном рабочем месте или виде оборудования в одно и то же время графиком должна быть предусмотрена работа только одной ученической бригады (или одного учащегося). При всем многообразии вариантов составления графиков перемещения, которыми может воспользоваться мастер, отметим, что в принципе их можно свести к двум основным типам: 1) графики, предусматривающие перемещение всех учащихся группы (может быть, в течение всего учебного года), — для того чтобы каждый учащийся отработал навыки управления тем видом оборудования, которое имеется в учебных мастерских или на производстве в единичном экземпляре, а его знание предусмотрено программой; 2) графики, предусматривающие перемещение только части учащихся (например, при пропуске занятий в связи с заболеванием). Составление графиков перемещения — огорчительные реалии жизни, когда база обучения или сложившиеся обстоятельства заставляют мастера очень тщательно продумывать, по какому варианту, с каким временным промежутком, в какой период учебного
года или полугодия следует обеспечить безусловное выполнение учебной программы всеми учащимися группы. Приведенные в таблицах 1 — 5 варианты графиков перемещения являются только образцами. Если в учебном заведении есть более приемлемая форма — она имеет право на существование.
Мастеру нелегко контролировать учебный процесс, когда часть группы трудится над общим заданием, а другие проходят обучение с применением режима скользящего графика. В этих ситуациях целесообразно (и методически оправдано!) устранение этой трудности за счет применения письменных инструкций, которые подготавливаются для каждого звена и содержат достаточно подробные указания с обязательным самоконтролем, обеспечивающим самостоятельную работу учащихся. Допускается использование инструкторов из числа учеников, отлично освоивших этот учебный материал. Опыт показывает — это дает хорошие результаты. Замечательно, что при использовании такого приема выигрывают все участники процесса. Юные инструкторы адекватно самоутверждаются, получают навыки организаторов, а их товарищи лучше усваивают материал. 9.3. Формы организации труда мастеров производственного обучения В соответствии с Типовым положением об учреждениях НПО (приказ МО РФ № 263 от 15.07.1994 г. ст. 2, п. 25) по всем профессиям предусмотрено производственное обучение в группах по 12—15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ, — по 8 —10 человек. В практике учебных заведений НПО сложились следующие формы организации труда мастеров профессионального обучения, напрямую связанные с организацией учебно-про- изводственного процесса: один мастер, закрепленный за учебной группой; два мастера, закрепленных за учебной группой; мастер, закрепленный за учебной мастерской; бригадная форма организации работы мастеров производственного обучения. В практике системы НПО имеет место и еще одна форма организации работы мастера, имеющего высшее профессионально- педагогическое образование и руководящего группой. Такой мастер может одновременно являться преподавателем специальных дисциплин в своей группе. Опыт профессиональной школы показывает эффективность такого совмещения. Специалист, который может отслеживать формирование практических навыков в их взаимосвязи с теоретическими знаниями, всегда внесет необходимые коррективы в процесс обучения. Это позволит обеспечить более высокий уровень основ научных знаний с одновременным получением прочных практических умений и навыков по профессии. При этом представляется возможность шире использовать для обучения совмещенные (бинарные) уроки. Мастер, работающий в одной группе от приема до выпуска учащихся, — самая традиционная форма организации труда мастеров в системе НПО. Наставник, отвечающий за воспитание и подготовку по профессии, всегда был центральной фигурой в училище. Вместе с тем расширение профессий и специальностей, предусмотренное периодически обновляемым Перечнем профессий, вызвало появление других форм организации труда мастеров. Распространенной стала форма работы двух мастеров в группе. Этот вариант совместной работы может способствовать повышению качества подготовки учащихся, так как легче контролировать действия группы, особенно при выполнении сложных работ. Кроме этого, более опытный мастер может передавать молодому коллеге опыт, проводя вводные и заключительные инструктажи, помогать в планировании, методической работе и т. п. Опыт показывает, что такая работа тандемом, когда имеется возможность подстраховать друг друга, всегда эффективна. Широко применяется и такая форма коллективного участия мастеров производственного обучения в обучении одной сложной профессии (разных сроков и курсов обучения), как бригадная. Группа мастеров закрепляется за учебным участком (мастерской, лабораторией, полигоном и т.п.) для организации обучения учащихся всех курсов (кроме проходящих практику на производстве). Наиболее опытный и компетентный мастер избирается бригадиром. Он так же, как и все, проводит занятия, но при этом осуществляет организационное и методическое руководство всем процессом производственного обучения. Такая бригада мастеров полностью отвечает за выполнение учебно-производственных работ, производственных заказов, за качественную постановку и воспитательного, и учебного процесса. Опыт показывает, что такая форма организации труда мастеров положительно отражается на конечных результатах обучения. Подготовка по довольно большому числу профессий предполагает обучение будущих рабочих в разных учебных мастерских (лабораториях). Например, наладчики станков и манипуляторов с программным управлением должны в учебных мастерских освоить: слесарно-сборочные работы, работы на токарных, фрезерных, шлифовальных и других станках, работы по регулировке систем пневмомеханического и гидромеханического приводов и другие. В таком случае целесообразно закрепление за специализированными мастерскими и лабораториями наиболее опытных мастеров соответствующего профиля (со статусом заведующего). Они осуществляют оснащение учебной базы необходимым оборудованием, принадлежностями, приборами, обеспечивают их эксплуатацию и проводят занятия со всеми группами, по учебным планам которых предусмотрено изучение этих работ. При этом мастера, закрепленные за учебной группой, присутствуют на занятиях, оказывая помощь в организации работы и поддержании дисциплины. Понятно, что такое занятие с профессионалом, досконально знающим все тонкости дела, весьма эффективно для подготовки будущих рабочих. Мы рассказали о некоторых сложившихся на практике формах участия мастеров в организации производственного обучения и учебно-производственной деятельности. Представляется, что современные реалии могут привести и к изменениям в сложившихся традициях. Динамичность рынка труда и расширяющиеся запросы производства по подготовке рабочих с высшим образованием неизбежно потребуют и других организационных форм. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что называется формами организации производственного обучения учащихся? В чем их различия? 2. Дайте развернутую характеристику существующим формам организации производственного обучения. 3. По какому принципу осуществляется распределение учащихся по звеньям (группам)? Что здесь следует учитывать мастеру? 4. Определите назначение графика перемещения учащихся и укажите его особенности. В каких случаях обязательно его применение? 5. По каким схемам может быть организована работа мастера производственного обучения? 6. В чем смысл бригадной работы мастеров? Как распределяются обязанности и ответственность? 7. Покажите положительные стороны организации труда по форме «мастер—мастерская». 8. Как распределяются обязанности и ответственность при организации труда по форме «два мастера—группа»? 9. Определите функции мастера, закрепленного за группой, если на производственной практике учащиеся персонально прикреплены к квалифицированному рабочему.
ГЛАВА 10 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Широко известно остроумное изречение Марка Твена: «Кто ясно не видит цели, очень удивляется, придя не туда». Иначе говоря, в любом деле (а, как показывает опыт, при обучении — особенно) крайне важно предвидеть. Учебный процесс, осуществляемый экспромтом, «по наитию», вряд ли завершится успехом. В работе педагога профессионального образования огромное значение имеет четкое планирование будущей деятельности, причем — заблаговременное, до начала учебной работы. Определим, что же должен предвидеть (обеспечить в своей работе) мастер производственного обучения. 1. Полное и своевременное выполнение учебного плана и программы производственного обучения. Для этого их надо изучить. 2. Подбор учебно-производственных работ по специальности, соответствующих программе. Для этого разрабатывается Перечень таких работ. 3. Мастер должен обеспечить выполнение работы учащимися. Они должны быть снабжены технологической документацией. 4. Мастер должен «выдавать» учебный материал по специальности примерно равными долями, лучше в виде блоков-модулей. Для этого необходимо продумать, как рационально распределить материал, чтобы в органичном единстве объединить учебную и производственную деятельность. 5. Мастеру следует четко знать, что будет выполняться на каждом конкретном занятии по производственному обучению. Для этого составляют план производственного обучения. Успех (или, увы, неудача!) каждого отдельного урока зависит от подготовки и продумывания (и не только в части материального обеспечения). Следовательно, необходимо составлять тщательно продуманный план проведения занятия (кстати — обязательный документ). Понятно, что этот краткий перечень не охватывает всю многогранную подготовительную деятельность мастера, но он показывает, что речь идет не о «куче бумажек», как это может представиться дилетанту, а о стратегии и тактике подготовки учащихся по избранной специальности. 10.1. Анализ учебного плана и сводно-тематического плана Учебный план — нормативный документ, направляющий деятельность профессионального училища. Он содержит перечень изучаемых предметов, их распределение по годам обучения, количество часов на каждый предмет. Различают следующие виды планов. Базисный учебный план РФ — основной государственный нормативный документ, являющийся частью Государственного стандарта профессионального образования. Он утверждается Государственной Думой.
Типовая структура учебного года. Продолжительность учебного года на I и II курсах — 52 недели; на III курсе — 43 недели, в том числе: 1-е полугодие — 17 недель; зимние каникулы — 2 недели; 2-е полугодие на I курсе — 23 недели; на II курсе — 22 недели; экзамены на II курсе — 2 недели, экзамены на III курсе — 1 неделя. Летние каникулы на I и II курсах — 9 недель. Праздничные дни — 1 неделя на каждом курсе.
На его основе подготавливается утверждаемый федеральным ведомством образования примерный типовой федеральный учебный план, в котором определяется степень самостоятельности региональных органов образования. В стандарте приведена и модель учебного плана для учреждений НПО (ОСТ 9 ПО 01.03-93). Примерные региональные учебные планы, основываясь на государственном базисном учебном плане, учитывают утвержденный для данного региона национально-региональный компонент стандарта. Рабочий план училища — учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения. Он составляется на основе примерного регионального с учетом конкретной специализации. Рабочий учебный план отражает особенности данного училища и может разрабатываться как на длительный период, так и включать текущие коррективы. В качестве примера в таблицах 6 и 7 приведен фрагмент учебного плана для подготовки станочников широкого профиля (операторов станков с ПУ). Он включает в себя все циклы, курсы и предметы, подлежащие изучению. Вместе с тем творческие коллективы ученых разрабатывают в соответствии с моделью, установленной Госстандартом НПО, другие варианты учебных планов, учитывающие современные реалии. Авторы проанализировали, что 84 % профессий по «Перечню профессий и специальностей НПО» (ОСТ 9 ПО 01.04-94) соответствуют III ступени квалификации, требующей среднего (полного) общего образования. Представляется, что в дальнейшем этот перечень будет расширен. Следует особо отметить, что во всех планах присутствует чрезвычайно важное для развития дидактики обстоятельство — возможность инвариантности каждой из рассматриваемых структур (включая и профессиональную составляющую). Впервые опубликованная В.С.Ледневым в 1988 г. идея инвариантной структуры оказалась весьма продуктивной в том плане, что, принимая за основу базовый характер плана для обучения конкретной профессии, она позволяет каждому учебному заведению учесть свои возможности интерпретации с целью дальнейшего его совершенствования. Таким образом, выделяющиеся в теоретическом обучении три цикла предметов — общеобразовательные, политехнические, специальные, а в практическом — производственное обучение и заводские практики — могут быть ориентированы на существенно более высокий уровень. Все предметы в учебном плане располагают так, чтобы обеспечить связь между ними. Время на изучение каждого предмета определено из соображений его важности для профессиональной подготовки. На производственное обучение, которое является основой профессиональной подготовки, отводится более 60 % всего учебного времени. Сводно-тематический план (табл. 8) определяет согласование тем производственного обучения и специальной технологии. Такая взаимосвязь производственного и теоретического обучения очень важна. Оптимально такое сочетание по времени и содержанию, когда теоретический материал предшествует освоению профессиональных умений или преподается параллельно. Сквозная линия практического обучения, опирающаяся на постоянную подпитку расширяющимися теоретическими сведениями, образует конгломерат знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям подготовки современного специалиста. Необходимо подчеркнуть, что мастер производственного обучения должен ознакомиться и учесть распределение в учебном плане и вообще предметов обязательного обучения и факультативных — по выбору. Напомним, что, являясь наставником, он не должен ограничиваться интересом только к профессиональным дисциплинам. Мы уже немало говорили о важности всестороннего развития личности учащегося и роли мастера в этом процессе. Понятно, что такое актуальное требование предполагает значительный интеллектуальный багаж самого мастера, его способность убедительно показать учащемуся важность того или иного предмета для его деятельности в будущем. 10.2. Перспективно-тематическое планирование и его варианты Есть такое выражение: «Хороший экспромт готовится неделю». Оно в полной мере относится к деятельности педагога. Фундамент успеха в любом деле — подготовка. Планирование своей работы и обеспечение деятельности учащихся — основа научной организации процесса обучения. Мастер знает свою нагрузку на следующий год еще до конца текущего учебного года — или он продолжает работу со своей группой на очередном году обучения, или готовится принимать новую группу. В любом случае у него есть время и возможность спланировать (а по существу «запрограммировать») свою будущую деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения. Опытные мастера накануне конкретного занятия проводят только окончательную отработку и систематизацию материала. Изучение и распределение фактического материала, подготовку материальной базы, подбор наглядных пособий и технических средств, продумывание приемов и определение системы упражнений — все эти составляющие работы выполняются заранее, причем подготовка ведется в разрезе всей темы. Единой, строго обязательной формы тематического планирования нет. Мастер вправе сам определить структуру и содержание перспективно-тематического планирования. При этом можно широко использовать существующие в учебных заведениях паспорта учебно-методического обеспечения производственного обучения, в которых учтено наименование, характеристика и количество имеющихся в наличии учебной и учебно-методической документации, литературы и пособий, дидактических средств обучения и т.п. Составление тематического плана — сложная и ответственная работа. Понятно, что молодому мастеру будет полезно воспользоваться существующим опытом, тем более что составленный пер- спективно-тематический план не исключает систематической работы по его улучшению и совершенствованию. Независимо от формы плана при перспективном планировании необходимо учитывать ряд методологических моментов. Назовем их. 1. Учебная программа для конкретной группы распределяется по темам, подтемам (разделам), которые, в свою очередь, соотносятся с конкретными занятиями. Это несложно сделать, так как в программе указаны часы, а при известном количестве занятий в неделю происходит четкое распределение по месяцам и полугодиям. При планировании необходимо учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков, т.е. должна быть целостная система. Тема занятий определяется для каждого конкретного урока. Она объемлет основные вопросы, подлежащие изучению, или трудовые приемы, которые предстоит освоить. 2. В соответствии с программой определяется круг теоретических сведений (технологических вопросов), которые следует закрепить на практике. Это могут быть свойства обрабатываемых на данном занятии материалов, сведения об устройстве используемого оборудования и приспособлений, особенностях наладки инструментов и т.д. Возможно, мастер сочтет целесообразным включить ознакомление учащихся с новаторскими инструментами или приемами — это его право. Важно лишь, чтобы они относительно равномерно распределялись по занятиям, были логично увязаны в целостную систему и включали необходимые технические понятия, которые мастер планирует преподать в процессе обучения. При перспективной подготовке мастера к занятиям представляется возможным наметить и определить, какими средствами наглядности и ТСО он располагает для иллюстрации своих инструктажей. При необходимости может быть запланировано изготовление или приобретение недостающих таблиц, плакатов, кодограмм, диафильмов и справочной литературы. 3. Наиболее существенным при перспективном планировании является определение круга практических действий учащихся в процессе упражнений или самостоятельной работы.
Центральным моментом здесь является выбор из перечней учебных работ конкретного изделия, запланированного к изготовлению учащимися на данном занятии. От намеченного объекта труда в схеме перспективного планирования лучами расходятся взаимосвязанные вопросы: сортамент материала заготовки, расход на единицу, расход на группу (или группы), потребность в инструментах общего пользования. Здесь же можно наметить степень технологического обеспечения каждого занятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|