Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тезисный план и цитатный план - разные виды планов! Тезисный план не предполагает прямого цитирования.




Тезисный план и цитатный план - разные виды планов! Тезисный план не предполагает прямого цитирования.

 

5. 6. 3. Методы и приемы, используемые при построении середины аргументирующей речи.

 

Основная часть (середина) аргументирующей речи содержит тезис (те­зисы) и необходимые доводы. Для того чтобы доказательства приобрели воз­действующую, убеждающую силу, оратору придется провести соответст­вующую работу. В чем она заключается?

1) Начальный этап состоит в подготовке перечня имеющихся доводов и, если необходимо, «изобретении» (подборе) дополнительных. Итак, ка­ждый из вас, имея основной тезис будущей речи, может как-то его ар­гументировать - составить набор доводов. Например, ваш тезис для убеждающей речи: Каждый должен заботиться о собственном здоровье (а для агитационной речи: и начать это делать немедленно). Возьмите листок бумаги и напишите все доводы, которые приходят вам в голову. Получаем некий список доводов, расположенных пока в произвольном порядке. Например: В здоровом теле - здоровый дух. Самый трудолюбивый человек ничего не сможет достичь, если он не­здоров. Болезнь отравляет всякое благополучие. Больной - раб своего тела. Болезнь в наше время влечет за собой денежные траты, нередко значительные. Не заботиться о здоровье - значит быть безответст­венным не только перед собой, но и перед своими близкими. Лучше предупреждать болезни, чем их лечить. Больному трудно устроиться на работу. Больной или нездоровый человек легко может потерять работу и т. д.

2) Следующий этап работы - приведение этого хаотического пока нагро­мождения доводов к вашему тезису в более или менее стройный поря­док, в систему, так, чтобы каждый довод получил в ней свое место. Посмотрим на наш набор доводов. Видно, что их можно сгруппировать по смыслу: некоторые относятся к сфере труда, его результатов, к «деньгам»; некоторые - к сфере долга человека перед собой и общест­вом; некоторые - к физическому и духовному благополучию и свобо­де... Объединим наши доводы в такие группы. Видно, что можно и нужно будет присоединить и другие доводы. Имея общую «тему» для доводов каждой группы, легко подобрать и дополнительные, недостающие в такой группе.

1. Долг, а) Человек получает здоровье от Бога (если хотите, от природы). Его долг - не портить то, что он получил, а пытать­ся это сохранить как дар, как богатство.

б) Здоровый может помогать своим близким, больной сам нуждается в помощи, истощая силы окружающих.

в) Здоровье нужно не только самому человеку, но и его предкам, и его детям (и т. д. ).

2. Труд. Зачем Бог (природа) дает человеку здоровье?

Чтобы он мог выполнить свое назначение в мире - трудиться на благо других и продолжать род человеческий. Далее следуют доводы, относящиеся к теме «труд»; духовные усилия и труд не менее «требовательны» к здоровью человека, чем труд физический...

3. Материальные вопросы. Выгоды здоровья и денежные потери от болезни; меньшие затраты на здоровый образ жизни по сравнению с нездоровым (расходы на табак, алкоголь, на лечение и пр. ).

4. Радости жизни. Может ли испытывать всю полноту возможно­го счастья человек, погубивший сам свое здоровье? И т. п.

Как видите, в каждую группу доводов можно подбирать все новые и но­вые; в зависимости от продолжительности вашей речи (регламента) и осо­бенностей аудитории (кто ваш адресат? ) можно изменить порядок групп до­водов, можно найти необходимые цифры, статистические данные. Присово­купить примеры и факты из собственного жизненного опыта, из медицинской литературы, из духовной литературы и пр. Работа по расположению доводов в речи определяется также и тем, является ли ваша речь убеждающей или агитирующей. В последнем случае (например, если вы намерены добиться того, чтобы слушатели с завтрашнего утра начали делать зарядку и попытались бросить курить, или того, чтобы они сразу же после речи расслабились и погрузились в благотворную для здоровья медитацию) лучше будет самые «близкие» - самые «конкретные», самые «актуальные» доводы располагать последовательно к концу речи (в порядке возрастания их «актуальности», «разительности»).

Итак, доводы расположены в том порядке, который соответствует вашим целям, т. е. наделены «пробивной силой».

3) Третий этап работы с ними – их проверка.

Проверьте и продумайте снова:

а) точность фактов; нет ли ошибок в деталях?

б) удачность примеров и сравнений, которые вы подобрали; не вызовут ли они возражений?

в) логичность того, как вы организовали (расположили) доводы и группы.

 

 

6. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Методические рекомендации по оформлению реферата

(ГОСТ 2003)

 

Важной формой углубленного изучения конкретных проблем дисциплины «Культура речи и деловое общение» является написание реферата. Эта работа предполагает анализ и систематизацию различных научных текстов по дисциплине. Студенты должны самостоятельно осмыслить избранную проблему и изложить свои мысли в письменной форме.

Объём реферата составляет 25 – 30 листов формата А 4. Первый лист является титульным, второй лист отводится для плана и последний лист предназначен для списка литературы. Листы нумеруются. Нумерация начинается с титульного листа, номер которого не ставится. Все используемые в работе термины необходимо объяснить. При цитировании делается ссылка на источник информации.

Структура реферата:

1. План.

2. Введение.

3. Основная часть.

4. Заключение.

5. Список литературы.

Во введении кратко обосновывается выбор темы, выявляется её актуальность, производится аналитический обзор мнений исследователей, ставятся проблемы работы, характеризуются источники, используемые при подготовке реферата. Объём введения составляет 4 – 6 л.

В основной части подробно рассматриваются тематика и проблематика работы. Объём основной части – 14 – 15 л.

Заключение подводит итог работы, обобщает выводы автора по проблемам, сформулированным во введении. Объём заключения составляет 4 – 6 л.  

Список литературы оформляется в соответствии с общими требованиями оформления библиографии (см. Приложение 2, с. 51 – 52).

Данный реферат защищается. Приветствуется, но не является обязательным требованием, подготовка слайд-шоу по выбранной теме. Оценка за реферат является составляющей частью общей оценки по дисциплине (модулю) «Культура речи и деловое общение».

Приложение 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...