20. Составляющие элементы стоматологической установки и их назначение.
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Занятие 1 1. Значение термина «ортопедическая стоматология». раздел общей стоматологии и самостоятельная часть общей ортопедии. Наука о распознавании, профилактике и лечении больных с аномалиями, приобретенными дефектами, повреждениями и деформациями органов жевательно-речевого аппарата. 2. Зубные протезы применяемые в древности. Первые зубные протезы появились еще в древнем Египте — тогда их делали исключительно из слоновой кости и закрепляли золотой проволокой. Протезы были показателем благосостояния человека, их носили только богатые люди. Примерно в 2500 г. до н. э. древние египтяне пытались укрепить разрушающиеся зубы с помощью лигатурной проволоки из золота. Около 500 г. до н. э. племена этрусков использовали зубы людей и животных в качестве протезов и пломбировали дыры в зубах при помощи золотых пластин. Они также создавали зубные протезы из костей волов. Примерно в этот же период финикийцы использовали золотую проволоку для укрепления зубов, которые подверглись пародонтиту. Около 300 г. н. э. эти прогрессивные народы использовали резные имплантаты из слоновой кости, которые скреплялись золотой проволокой, чтобы создать фиксированный мост. Первые свидетельства о зубных имплантатах относятся к 600 г. н. э. Тогда народы Майя значительно преуспели в использовании кусочков ракушек в качестве протезов для замены нижних зубов. На рентгенограммах нижних челюстей Майя, сделанных в 1970-х годах, ученые обнаружили нарастание сплошной костной ткани вокруг имплантатов. Это было очень похоже на то, как костная ткань нарастает вокруг штифта современных зубных протезов. 3. Выдающиеся мировые ученые, ученые СССР, России и университета.
'" Руководство к зубоврачебной технике" И. И. Хрущева (1884) " Зубопротезную технику" Перельмана (1910). Были написаны ценные работы по анатомии, физиологии и патологии органов полости рта: В. О. Попова " Изменение формы костей под влиянием ненормальных механических условий в окружающей среде" (1880), где в эксперименте на животных показана возможность деформации челюсти после удаления зубов; А. И. Дементьева " Зубная дуга и видоизменение ее у человека" (1886); А. Аничкина " Челюстное сочленение человека и животных" (1896); Н. В. Алтухова " 'Анатомия зубов человека" (1910). Следует упомянуть исследования Н. Н. Несмеянова " Материалы для изучения альвеолярной пиореи зубов" (1 905), который раньше других европейских авторов обратил внимание на функциональное и генетическое родство тканей, окружающих зуб, и назвал их амфодонтом. Интересны эксперименты Н. Н. Знаменского (1891) по вживлению инородных тел в лунку удаленного зуба, а также исследования П. Богословского (1903) " Деформация лица при аденоидах"; П. Осокина (1910) " К вопросу о высоком небе в связи с гипертрофией глоточных минДалин и другими причинами ротового дыхания"; А. И. Абрикосова " Патологическая анатомия полости рта и зубов человека" (1914) 4. Когда и кто выпустил первый учебник по ортопедической стоматологии? В 1940 г. вышел первый учебник по ортопедической стоматологии (Н. А. Астахов. Е. М. Гофунг и А. Я. Катц). Изданием этого учебника закончилось оформление советской ортопедической стоматологии как науки, и она по праву заняла свое место в ряду других медицинских дисциплин. 5. Кто является основателем физиологического (функционального) направления в стоматологии? Основоположником функционального направления в отечественной ортодонтии следует считать А. Я. Катца (1883–1952), с 1935 по 1952 г. заведовавшего кафедрой ортопедической стоматологии Ленинградского медицинского стоматологического института.
6. Кто и когда основал кафедру пропедевтики стоматологических заболеваний ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова? В 2003 году Бобров Анатолий Петрович 7. Разделами каких медицинских наук является ортопедическая стоматология? Ортопедическая стоматология является разделом общей стоматологии и самостоятельной частью общей ортопедии. 8. Задачи и разделы ортопедической стоматологии. задачи: распознавание, профилактика и лечение аномалий и приобретенных дефектов, повреждений и деформаций органов зубочелюстной системы Ортопедическая стоматология состоит из общего и частного курсов. Общий курс является пропедевтическим, те ознакомительным. Частный курс включает три основных раздела: зубное протезирование, челюстно-лицевую ортопедию и ортодонтию. В пропедевтическом курсе излагается краткий анатомо-физиологический очерк жевательного аппарата, общие и специальные методы обследования больного (диагностика), оценка полученных при этом признаков болезни (симптоматология или семиотика), клиническое материаловедение, а также лабораторная техника (методика изготовления протезов и различных ортопедических аппаратов). Зубное протезирование занимается диагностикой, профилактикой и замещением дефектов зубов и зубных рядов, возникших в результате какой-либо патологии. Челюстно-лицевая ортопедия изучает диагностику, профилактику, протезирование, исправление деформаций челюстей и лица, возникших в результате травмы, заболеваний и различных операций. Ортодонтией называется раздел ортопедической стоматологии, занимающейся изучением, предупреждением и лечением стойких аномалий зубов, зубных рядов и других органов зубочелюстной системы 9. Что такое стойкий дефект? Понятие «стойкий дефект» - не поддающийся лечению, а требующий изготовления специальных ортопедических конструкций. 10. Структура районной стоматологической поликлиники.
11. Руководящий состав стоматологической поликлиники. Главный врач, кабинет мед статистики, АХЧ (административно-хозяйственная часть), регистратура, бухгалтер, заместитель глав врача по мед части.
12. Структура ортопедического отделения. Ортопедическое отделение. Штат: заведующий отделением, старшая медсестра, стоматологи-ортопеды, ассистенты врачей, медсестры, санитарки. Основные помещения: кабинет заведующего, клинические кабинеты, зуботехническая лаборатория, ординаторская, медсестринская, зал ожидания, подсобные помещения, ЦСО. 13. Медицинский персонал ортопедического отделения. Врачи стоматологи - ортопеды являются старшим медицинским персоналом ортопедического отделения стоматологической клиники. Руководящие функции осуществляет заведующий отделением. Помимо этого в штате состоят помощники (ассистенты) врачей, причем их число должно соответствовать количеству врачей отделения. Медицинские сестры ортопедических отделений должны состоять в штате из расчета одной медицинской сестры на трех врачей. Медицинские сестры осуществляют стерилизацию инструментов, следит за предстерилизационной подготовкой и дезинфекцией, и при возможности подменяют помощников врачей. Младший медицинский персонал представлен медрегистраторами, санитарками, уборщицами. 14. Основные подразделения зуботехнической лаборатории. Все помещения зуботехнической лаборатории подразделяются на: 1. основные—заготовительные (выполняются основные работы по изготовлению зубных протезов) 2. специальные (предназначены для выполнения работ, загрязняющих воздух вредными газами, парами, копотью, пылью), которые подразделяются на следующие комнаты: гипсовочную; формировочную; полимеризационную; литейную, паячную. В основных помещениях устанавливают специальные зуботехнические столы, оснащенные необходимым оборудованием (зуботехнической бормашиной, вытяжкой, газовой горелкой и т. д. ), пескоструйный аппарат, печка для обжига керамики и т. д. Необходимы также регистрационный стол, полки для хранения зубных протезов (готовых или на этапах изготовления). В зуботехнической лаборатории основные помещения должны быть разделены по видам изготавливаемых конструкций: комнаты, где изготавливаются несъемные протезы, съемные протезы, бюгельные протезы; желательно выделение отдельного помещения для нанесения керамического покрытия на цельнолитые металлокерамические протезы.
каждый зубной техник должен иметь индивидуальное рабочее место, которое состоит из лабораторного стола, поверхность которого должна быть мраморной или на расстоянии 20 - 25 см от края стола покрыта листовой латунью или нержавеющей сталью. Поверхности стола имеет полулунный вырез, в центре которого имеется специальный вырез для обрезки моделей - финагель. Непосредственно под вырезом располагаются один или два ящика для хранения инструментария и сбора отходов гипса, пластмассы, обрезков металла и т. п. Справа в лабораторном столе имеются тумбочки для хранения моделей, материалов, протезов, находящихся на разных этапах изготовления и др. На поверхности стола располагается осветительный прибор слева или непосредственно над столом, шлейф-мотор или специально встроенная бормашина, газовая горелка, электрошпатель для разогрева воска и других операций, связанных с воском. К каждому рабочему месту обязательно должна быть подведена вентиляция (вытяжная). Стул для зубного техника должен быть вращающимся со спинкой. Гипсовочная комната предназначена для получения гипсовых моделей, гипсовки их в кювету, освобождения готовых протезов от гипса и т. д. Для этого в ней размещают стол с 2-3 отверстиями для отходов гипса, ящиками (для хранения кювет, артикуляторов, окклюдаторов), водопроводными кранами. На столе также устанавливается ящик (бункер) для хранения гипса, пресс для выдавливания гипса из кювет. Формовочная и полимеризационная комнаты предназначены для приготовления пластмассы и изготовления пластмассовых протезов (полимеризации пластмасс). В комнате располагается стол, предназначенный для заготовки теста из различных пластмасс и его формовки в кюветы. На столе укрепляют один или два зуботехнических пресса для прессования пластмассового теста в кюветах перед затягиванием их в бюгели. На столе также должен быть герметически закрывающийся сосуд для сбора остатков пластмассы после формовки в кюветы. На газовой плите устанавливают не менее двух стерилизаторов (один для выплавления воска из кювет, другой для полимеризации пластмассы). Паяльная комната необходима для проведения процесса паяния различных частей протезов. В литейной комнате устанавливаются литейные аппараты, предназначенные для отливки деталей зубных протезов из различных сплавов металлов. Полировочная комната оснащена несколькими специальными аппаратами, с помощью которых полируют протезы, завершая их изготовление.
15. Персонал зуботехнической лаборатории. Штат зубных техников формируется из расчета два техника на одного врача. В ортопедическом отделении имеется должность старшего зубного техника, который осуществляет общее руководство работой зуботехнической лаборатории. 16. Рабочее место зубного техника Рабочий стол зубного 1*0, 7м и высоту 0, 8 м. В центре стола имеется полукруглый вырез с деревянным выступом посередине. Он предназначен для упора при работе на гипсовых моделях, штампах и других операциях. Поверхность стола, прилегающую к вырезу, обивают листовой сталью или латунью, позволяющей устанавливать нагретые инструменты и т. п. На передней стенке стола, под вырезом, располагают выдвигающиеся ящики: верхний — для хранения инструментария, средний (мелкий) для собирания опилок при работе с драгоценными металлами, легкоплавким металлом, нижний — для собирания отходов гипса. Справа располагают тумбочку для хранения зуботехнических материалов, готовых протезов, некоторых инструментов и аппаратов. На столе справа (или слева) от зубного техника устанавливают электрический мотор, на концах оси которого укрепляют различные абразивные к шлифовальные инструменты и приспособления. Против концов оси мотора должны быть козырьки вентиляционной системы. Справа на стойке подвешивают электрическую бормашину, используемую техником для отделки и других мелких операций в процессе изготовления протезов. Рабочий стол зубного техника, выполняющего керамические работы, должен быть покрыт глазированной светлой плиткой, допускающей легкое мытье и расположение нагретых предметов и инструментов. Источник естественного освещения необходимо располагать слева от работающего, а печь— на таком расстоянии, чтобы управлять обжигом фарфора, не вставая с рабочего места. Флаконы с фарфоровым порошком, жидкостью и чашечки для приготовления фарфоровой кашицы в нерабочее время должны быть закрыты крышками. Шлифовку моделей обточенных зубов и фарфоровых коронок необходимо проводить в другом помещении или около индивидуальной вытяжной вентиляции. здесь https: //dentaltechnic. info/index. php/obshie-voprosy/rukovodstvodlyazubnyhtehnikov/756-rabochee_mesto_zubnogo_tehnika_ о Рабочее место зубного техника. 17. Структура ортопедического клинического кабинета. Функциональные зоны: основная рабочая зона врача, основная рабочая зона медицинской сестры, дополнительная лечебно-диагностическая зона, зона дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации 18. Санитарно-гигиенические и эргономические требования к организации ортопедического кабинета. санитарно-гигиенические правила и нормативы: площадь кабинета должна быть не менее 14 м2 на одно стоматологическое кресло и по 7 м2 на каждое дополнительное. В том случае, если у дополнительного кресла монтируется стоматологическая установка, площадь увеличивается до 10 м2. В кабинетах с односторонним естественным освещением стоматологические кресла устанавливаются в один ряд вдоль светонесущей стены. Расстояние между креслами должно быть не менее 1, 5 м, чтобы врачи не мешали друг другу и был свободный проход для врача и пациента. Высота помещения должна быть не менее 3 м.. Глубина помещения при одностороннем естественном освещении не должна превышать 6 м, так как это влияет на условия естественного освещения рабочих мест. Окна кабинета должны быть ориентированы в северном направлении. Поверхности стен, потолков, полов должны быть гладкими, что обеспечивает легкую доступность при проведении влажной уборки и дезинфекции производственных помещений. Для отделки стен должны использоваться оттенки, не мешающие правильному цветовосприятию оттенков окраски слизистых оболочек полости рта, зубов, материалов для изготовления протезов. С этой целью должны использоваться цвета нейтральных светлых тонов для получения интенсивного отражения естественного и искусственного света, с коэффициентом отражения не менее 40%. Для обеспечения чистоты воздуха и уничтожения микроорганизмов в кабинете должны быть установлены ультрафиолетовые бактерицидные лампы, бактерицидные облучатели (рециркуляторы). 19. Рабочее место стоматолога ортопеда. Стоматологический кабинет на одного врача должен занимать не менее 14 кв. м. Если в кабинете устанавливается несколько кресел, то его площадь рассчитывают исходя из дополнительного норматива - 7 кв. м. на каждое кресло и 10 кв. м. на каждое кресло с универсальной установкой. В ортопедических кабинетах размещают не более трех кресел с обязательным разделением рабочих мест врачей непрозрачными перегородками высотой до 1, 5 м. Для работы с полимерными материалами в кабинет необходимо установить вытяжной шкаф. Кабинет должен быть обеспечен приточно-вытяжной вентиляцией, иметь форточки и фрамуги, В кабинете должны быть кварцевые лампы (настенные или переносные), при помощи которых производится обезвреживание воздуха кабинета. В кабинете должны располагаться: 1. Кресло стоматологическое с универсальной установкой. 2. Инструментальный столик врача (имеет 2 полки из толстого стекла). 3. Стол для стерильного инструментария (" стерильный стол" ). 4. Письменный стол для оформления документации. 5. Медицинский стеклянный шкаф для хранения расходных материалов. 6. Шкаф с замками и маркировкой: " А" ядовитые вещества " В" сильнодействующие средства. 7. Кушетка для отдыха больных. 8. В кабинете может располагаться гипсовочный стол . 9 Шкаф с набором необходимых медикаментов для оказания экстренной и первой помощи, а также дезинфицирующих средств. 10. Стерилизатор (если нет централизованной стерилизационной). 11. Две раковины с кранами для горячей и холодной воды и смесителем (I - для мытья рук; 2 - для мытья использованного инструментария). 20. Составляющие элементы стоматологической установки и их назначение. Оснащение стоматологической установки в зависимости от марки и модели включает разное число элементов. Каждая установка имеет блок врача, блок ассистента и панель управления. 1. Блок инструментов или блок врача – это основной элемент установки, определяющий работу врача. Внутри блока находятся различные двигатели, обеспечивающие работу всех приспособлений – низкоскоростной, турбинный, электромеханический или пневматический. · турбинным наконечником, который используется для выполнения терапевтических и ортодонтических работ; · пистолетом «вода/воздух», необходимым для смачивания и сушки полости рта; · воздушным или электрическим скайлером, используемым для удаления отложений на зубах; · фотополимеризационной лампой, которая используется для отверждения пломб, адгезивных систем, герметиков, изолирующих прокладок из фотополимерных материалов. 2. Блоки могут быть двух видов – стационарным, с жестким креплением к установке и мобильным, а также иметь верхнюю и нижнюю подачу инструментов. 3. Блок управления – это операционная система стоматологической установки. Он включает педаль и панель управления. Блок управляет работой всего оборудования (положением кресла, скоростью вращения боров и другими параметрами). 4. Блок ассистента. К нему подведена система подачи и отвода воды от установки. Состоит из: · гидроблока – оборудования для подачи и хранения дистиллированной воды; · плевательницы – приспособления для вывода слюны и жидкостей в канализацию, оснащена системой смыва, может быть стационарной или поворотной; · раковины стакана, необходимой для наполнения емкости для полоскания рта, имеет систему фильтрации; · слюноотсоса – приспособления для удаления жидкостей из полости рта в систему канализации; · пылесоса, который удаляет воздушную смесь из полости рта, образующуюся при работе с высокоскоростными наконечниками. 5. Блок освещения, включающий галогеновый светильник на кронштейне. 6. Кресло пациента. С помощью гидравлического или электромеханического привода кресло может изменять свое положение в горизонтальной и вертикальной плоскости. 7. Компрессор – агрегат для подачи сжатого воздуха к инструментам. 8. Столик врача необходим для комфортной работы стоматолога. 9. Стул врача обеспечивает удобное расположение врача во время работы, может перемещаться и имеет фиксирующий механизм. 21. Подготовка к работе стоматологической установки, наконечников и инструментов. Стоматологическая установка: · тщательное изучение технической документации оборудования · распаковка деталей стоматологической установки и комплектующих, обследование на наличие повреждений · сборка медоборудования · подводка и подключение медтехники к системе инженерных коммуникаций и электросети · пусконаладочные работы (диагностика функциональности всех систем в разных режимах работы, настройка регуляторов и прочих параметров) · заключительная проверка работоспособности установки · инструктаж медперсонала, который будет работать на установке по особенностям ее работы. Наконечники:
Инструменты:
22. Меры безопасности при работе на стоматологической установке. · Перед работой на стоматологической установке нужно убедиться в ее исправности. Для этого проводится визуальный осмотр для выявления видимых повреждений оборудования. · Затем нужно проверить исправность вилки и изоляции электрокабеля, заземление электроприборов, после чего открыть кран подачи воды и убедиться в отсутствии протечек водяной системы. Проверить подачу воды к элементам аспирационной системы стоматологической установки. · Вставить шнур в розетку, проверить исправность осветительного прибора и электропривода для изменения положения стоматологического кресла. Включить в работу блок управления наконечниками, убедиться в исправности и работоспособности всех элементов блока – турбинного наконечника, электромотора, водовоздушного пистолета, фотополимеризационной лампы, ультразвукового пьезоэлектрического скейлера. Изменение положения кресла пациента невозможно, если работает один из наконечников, если в процессе движения кресла был включен один из наконечников, то движение сразу блокируется. · Включать в электросеть и отключать стоматологическую установку можно только сухими руками. · После окончания работы нужно отключить стоматологическую установку и компрессор от электросети, а также перекрыть доступ воды, смазать наконечники, слить воду и выпустить воздух из пистолета, провести чистку и дезинфекцию установки специальными средствами. · При возникновении аварийной ситуации нужно сразу отключить стоматологическую установку от электропитания и перекрыть воду, до устранения неисправности. Работа на стоматологической установке проводится только в специальной одежде и с использованием средств индивидуальных защиты (повязка, очки, перчатки). Медицинский персонал (врач, медицинская сестра, ассистент врача) обязательно проходит инструктаж по технике безопасности при работе на стоматологической установке. Нельзя допускать к работе на стоматологической установке персонал не прошедший инструктаж, а также не знающий правила работы стоматологической установки и правила безопасности при работе на ней. При использовании оборудования стоматологической установки нужно строго придерживаться инструкций по его применению.
23. Санитарные нормы и защитные средства на клиническом приеме. Санитарно-гигиеническая обработка рук
Санитарно-гигиеническая обработка проводится посредством мытья рук с мылом либо нанесения антисептика. После мытья руки вытираются тканевыми или бумажными полотенцами, а после обработки антисептиком – высушиваются. средства защиты на клиническом приеме: стоматологические перчатки:
Защитные очки. защитные маски. Они могут быть как одноразовые, так и многоразовые. спецодежда. Обязательно наличие медицинских шапочек и медицинских халатов, как и другая продукция (шапочки и маски) они могут быть многоразовые или одноразовые. Второй вариант более практичный и стерильный. 24. Деонтология и культура врачебного приема. Деонтология-раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностей, правилах поведения медицинского работника по отношению к больному Компоненты, составляющие культуру врачебного приема: 1)грамотность и точность медицинской терминологии 2)строгое соблюдение правил асептики и антисептики 3)обязательная анестезиологическая защита больного 4)высокие мануальные навыки 5)организованность, пунктуальность 6)высокая психотерапевтическая активность медицинского персонала 25. Медицинская документация в клинике ортопедической стоматологии К медицинской документации относится: 1)Мед. карта стоматологического больного ( форма- 043-У) 2) Лист ежедневного учета стоматолога-ортопеда (форма-037-1У) 3) Дневник учета стоматолога-ортопеда (форма-039-4У) Вдруг спросит про юридическую документацию, то к ней относится: 1)информированное добровольное согласие 2)мед. карта стоматологического больного 3)договор об оказании мед. стомат. услуг 26. Структура истории болезни в клинике ортопедической стоматологии ИБ включает в себя: -паспортные данные пациента -анамнестические сведения -диагноз -подробный план лечения ( включая подготовку к лечению) -дневник лечения ИБ должна полностью отражать состояние больного. Должны фиксироваться все осложнения при лечении или изготовлении протезов, а также наставления и рекомендации больному на разных этапах лечения и после его окончания.
ЗАНЯТИЕ № 2 ТЕМА: Анатомо – физиологические особенности строения и клиническая анатомия верхней и нижней челюсти. Жевательные и мимические мышцы. Окклюзии. Прикус. Строение и функция височно-нижнечелюстного сустава. Биомеханика жевательно-речевого аппарата. Аппараты, имитирующие движения нижней челюсти. Клинические, лабораторные, инструментальные методы обследования. Диагноз. Заполнение академической истории болезни. 1. Строение челюстей и суставов у животных (грызуны, хищники, травоядные). Ветеринары штоле? 1. Грызуны:
Почему вообще к ним такое внимание? Грызуны - самый многочисленный отряд млекопитающих. Отличительным признаком представителей отряда является наличие диастемы (это увеличенный промежуток между зубами у млекопитающих животных, а у человека это патология) и по одной паре крупных резцов в верхней и нижней челюстях. Зубов от 12 до 22. Главным характеризующим отличием зубов у грызунов является наличие по одной паре увеличенных резцов, как на верхней челюсти, так и на нижней. Резцы грызунов постоянно растут и стачиваются. Скорость их роста достигает 0, 8 мм в сутки (у бобров). Передняя поверхность резцов покрыта эмалью, задняя же — дентином. В результате такого строения резцов, когда животное что-либо грызёт, его зубы затачиваются сами по себе. У грызунов отсутствуют клыки, и резцы отделены от малых коренных зубов некоторым расстоянием — диастемой. Коренные имеют плоскую жевательную поверхность, несущую бугорки либо петли эмали. Резцы (а у некоторых видов и коренные) не имеют корней. На картинке типичная зубная система грызуна. 2. Хищники: Зубная формула варьирует, у наиболее продвинутых хищных (некоторые куньи, виверровые, особенно кошачьи) выражена тенденция к редукции количества заклыковых зубов. У большинства наземных хищных зубная система резко гетеродонтная: сильно увеличены клыки и так называемые «хищнические зубы»: последний предкоренной в верхней челюсти и первый коренной в нижней. У ластоногих резко выделяются только клыки, прочие щечные зубы приблизительно одинаковых размеров и формы (часто очень невелики). 3. Травоядные: У травоядных челюстной сустав расположен выше уровня зубов. Кроме этого, такой тип сустава позволяет при закрывании челюсти нижним и верхним коренным зубам соединяться друг с другом по всей длине, что дает возможность измельчать пищу. Угол с нижней челюстью расширился для того, чтобы обеспечить более широкое прикрепление жевательных и крыловидных мышц (это главные мышцы для жевания у травоядных). Кроме того, нижняя челюсть у травоядных млекопитающих совершает четко выраженные поперечные движения. Они необходимы для перемалывания пищи при жевании. Расположение зубов. Резцы - широкие, плоские и лопатообразные. Клыки могут быть маленькие, выступающими или вообще отсутствовать. Коренные зубы, в большинстве случаев, квадратной формы и с плоской поверхностью для измельчения пищи. Они двигаются в горизонтальной плоскости для размалывания и разжевывания. Зубы травоядных сгруппированы близко друг к другу так, что резцы образуют единый режущий/откусывающий механизм, а верхние и нижние коренные зубы - платформы для измельчения и перемалывания. " Огороженная" ротовая полость имеет большое количество свободного пространства, которое используется во время еды. Травоядные осторожно и методично пережевывают свою еду, проталкивая ее вперед и назад к коренным зубам при помощи языка и жевательных мышц. А на кого вообще похож человек? Максимально ротовой аппарат человека приближен к ТРАВОЯДНЫМ, ВОТ ТАК ВОТ. Но лучше этого не говорить, только если спросит, потому что вопрос не однозначный. 2. Клиническая анатомия верхней и нижней челюсти. Верхняя челюсть – это парная кость, которая располагается в центре переднего отдела лица и соединяется с остальными его костями.
Функции: участвует в работе жевательного аппарата, в образовании полостей для носа и рта, перегородок между ними. Состоит из тела и 4-х отростков – альвеолярного, где расположены ячейки зубов, лобного (направлен вверх), небного и скулового. Тело челюсти состоит из передней, подвисочной, носовой и глазничной поверхности. Передняя включает отверстие, где проходят тонкие кровеносные сосуды и нервные отростки. Кровоснабжение происходит через 4 альвеолярных отверстия в подвисочной зоне. Носовая поверхность образовывает носовую раковину, а плоская глазничная содержит слезную вырезку. Верхняя челюсть неподвижная за счет срастания с костями лица, почти не имеет точек соединения жевательных мышц и находится под действием силы давления, а не силы тяги. Задняя поверхность тела отмежевывается от передней с помощью скулового отростка, имеет неровную, часто выпуклую форму. Здесь находится бугор верхней челюсти, где открываются альвеолярные каналы. Сбоку бугра задней поверхности тела также размещается большая небная борозда. Короче видос вот освежить в голове: https: //www. youtube. com/watch? v=MGdifAos_hw Нижняя челюсть – это подвижная кость лицевого черепа, имеющая сложную анатомию, обусловленную ее функциями. Главным образом это обеспечение возможности пережевывать пищу и воспроизводить различные звуки, включая речь. Состоит из тела и двух отростков, которые направлены вверх и расположены с задней стороны. В средней части тела расположен подбородочный бугорок. Выше него располагается подбородочное отверстие, которое является проводником для кровеносных сосудов и нервов. Сами же зубы расположены в области зубных альвеол. Это область, где кость достаточно тонкая, каждый зуб расположен в отдельной альвеоле. Нижняя челюсть человека имеет такое строение, что за каждое ее движение отвечают особые группы мышц:
Видос: https: //www. youtube. com/watch? v=bsJCxxRZDzc до 2: 46 3. Контрфорсы лицевого черепа. В отдельных местах черепа имеются костные утолщения, или контрфорсы, по которым жевательное давление передается на свод черепа. Между этими контрфорсами располагаются более тонкие костные образования, называемые слабыми местами. В этих участках чаще бывают переломы. Утолщения наблюдаются как на верхней, так и на нижней челюсти. На верхней челюсти различают 4 контрфорса. Три из них напоминают по виду изогнутые колонны, упирающиеся внизу в альвеолярную дугу верхней челюсти и переходящие вверху в кости лицевого и мозгового черепа. Четвертый контрфорс соответствует наиболее утолщенным местам нижней челюсти.
На нижней челюсти костные балки ориентированы по следующим направлениям, или траекториям: 1) от места приложения мышечной силы к венечному и мыщелковому отросткам и к альвеолярной части; 2) от подбородочного бугорка одной стороны к такому же бугорку противоположной стороны; 3) в области тела нижней челюсти, у ее основания, к венечному и мыщелковому отросткам и по альвеолярному краю; 4) от угла нижней челюсти поперечно по заднему краю к вершине венечного отростка; 5) задние траектории поднимаются вверх к головке мыщелкового отростка; 6) от венечного отростка по свободному краю вырезки в сторону головки мыщелкового отростка; 7) от позадимолярной ямки к углу нижней челюсти идут веерообразно радиальные траектории. У новорожденных костные перекладины не имеют определенной ориентации, траектории отсутствуют. В целом на нижней челюсти выделяют 2 контрфорса: 1) альвеолярный (направляется вверх к альвеолярным ячейкам); 2) восходящий (идет вверх по ветви нижней челюсти к шейке и головке). Отсюда жевательное давление передается на нижнечелюстную ямку височной кости. На внутреннем основании черепа так же, как в лицевом отделе, имеется ряд контрфорсов, которые воспринимают нагрузки и образуют стенки черепных ямок. Слабые места костей черепа (тонкие участки, отверстия, щели) определяют напра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|