Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н. Л. Лейдерман, И. В. Петров. Поэтика.  теория, практикум. Для студентов факультета. Русского языка и литературы. Содержание




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет русского языка и литературы

Кафедра современной русской литературы

 

Н. Л. Лейдерман, И. В. Петров

 

(при участии Н. В. Барковской,

М. Н. Липовецкого, И. Ф. Тайц)

 

 

ПОЭТИКА

ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

 ТЕОРИЯ, ПРАКТИКУМ

 

 

для студентов факультета

русского языка и литературы

 

Екатеринбург


УДК 82. 09

ББК Ш 4/9

П 69

 

Лейдерман Н. Л., Петров И. В. Поэтика литературно произведения: теория, практикум (для студентов факультета русского языка и литературы) / Н. Л. Лейдерман, И. В. Петров. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. – 178 с.

 

АВТОРЫ

Н. Л. Лейдерман, д. ф. н., проф. – раздел I. Литературное произведение.

И. В. Петров, к. ф. н., доц. – раздел II. Образцы анализа поэтики произведения, занятия 2, 8, 11.

Н. В. Барковская, д. ф. н., проф. занятия 1, 3, 9.

М. Н. Липовецкий, д. ф. н., проф. – занятия 6, 7, 11, 12.

И. Ф. Тайц, к. ф. н., доц. – занятия 4, 13.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

д-р филол. наук, проф. А. В. Кубасов;

д-р филол. наук, проф. И. Е. Васильев

В «Практикуме по анализу поэтики художественного произведения» дана система занятий по анализу внешней формы (ритмико-мелодической организации стихотворения, ритма художественной прозы, специфических средств художественной речи) и внутренней формы (сюжет, хронотоп, подтекст, субъектная организация). Практикум отличается от своих аналогов новым подходом к анализу литературного произведения как идейно-эстетического целого.

На обложке – фрагмент картины А. Эдельфельта

                  «Читающая парижанка», 1880 год

 © Уральский государственный

педагогический университет, 2009


СОДЕРЖАНИЕ

I. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ  
   
1. Текст и образ........................................................................................ .... 7  
2. Алгоритм анализа литературного произведения............................. .. 31  
3. Художественное произведение (теоретическая схема)................... .. 32  
4. Рекомендуемая литература................................................................. .. 33
                                                                                                                  
II. ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА ПОЭТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ  
   
Раздел 1. Анализ подсистем внешней формы  
 
Речевая организация произведения  
   
1. Специфика художественной речи(Винокур Г. О. Понятие поэтического языка)...............................................................................   .. 35  
2. Слово и художественный образ (Потебня А. А. Психология поэтического и прозаического мышления)..........................................   .. 38  
3. Эпитет в системе выразительных средств (Веселовский А. Н. Из истории эпитета)..............................................................................   .. 43  
4. Метафора и индивидуальный художественный стиль (Успенский Б. А. Анатомия метафоры у О. Мандельштама)...................   .. 46  
5. Метафора и поэтический мир (Эткинд Е. Г. В мире Заболоцкого). .. 50
   
Ритмико-мелодическая организация произведения  
   
1. Проблема семантики стихотворного размера (Гумилев Н. С. Переводы стихотворные)......................................................................   .. 53  
2. Ритмико-мелодический рисунок и поэтический мир стихотворения (Гаспаров М. Л. Метр и смысл)..................................................   .. 54    
3. Звукопись и ее связь с лирическим переживанием (Леннквист Б. Биография и текст (Разбор стихотворения М. Цветаевой «Бабушке»)..........................................................................................     .. 57
   
Раздел 2. Анализ подсистем внутренней формы произведения  
   
Субъектная организация произведения  
1. Образ лирического героя(Тынянов Ю. Н. Блок)............................... .. 63  
2. Образ лирического героя как выразитель авторского сознания (Гинзбург Л. Я. О лирике)....................................................................   .. 67  
3. Герой «ролевой» лирики (Корман Б. О. Лирика Некрасова)........... .. 69  
4. Развитие субъектных форм в лирике (Бройтман С. Н. Субъектная структура русской лирики XIX – начала XX века в историческом освещении)..............................................................................     .. 72  
5. Диалогизм личного повествования (Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского)...............................................................   .. 75  
6. Сказ как форма субъектной организации (Мущенко Е. Г., Скобелев В. П., Кройчик Л. Е. Поэтика сказа)............................................   .. 80  
7. Разноречие в безличном повествовании (Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики)..................................................................   .. 84  
8. Диалог и монолог в драме (Лейдерман Н. Л., Сапир А. М. Горький в школе: новое прочтение).................................................................   .. 89
   
Пространственно-временная организация произведения  
   
1. Художественный мир эпического произведения (Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя)............................   .. 94  
2. Пространство как отражение внутреннего мира персонажа (Эткинд Е. Г. Внутренний человек и внешняя речь)...............................   .. 98  
3. Понятие поэтического космоса (Лейдерман Н. Л. Феномен Осипа Мандельштама)..................................................................................  
4. Пейзаж в лирике (Эпштейн М. Н. Природа. Мир. Тайник вселенной).......................................................................................................    
5. Композиция пространства, чувства и слова (Гаспаров М. Л. Фет безглагольный).....................................................................................    
6. Характер и портрет в художественном произведении (Фарыно Е. Портрет).............................................................................................    
7. Деталь и подробность (Добин Е. С. Искусство детали)..................  
8. Сюжет как система событий (Тюпа В. И. Уровни семио-эстетического анализа: «Фаталист» Лермонтова).....................    
9. Лирический сюжет (Силантьев И. В. Поэтика мотива).................  
10. Ассоциативный фон эпического произведения (Сильман Т. И. Подтекст – это глубина текста)....................................................  
   
Пневматосфера  
   
1. Понятие пневматосферы(Флоренский П. А. Письмо В. И. Вернадскому)...................................................................................................    
2. Рациональное и интуитивное в художественном мире(Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот»)............    
3. Пневматосфера как образ мысли (Лейдерман Н. Л. Интеллектуальные миры Сигизмунда Кржижановского)..................................    
   
Раздел 3. Литературное произведение как художественное целое  
   
1. Внутренний мир художественного произведения (Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения).........................    
2. О художественной целостности произведения (Гиршман М. М. Становление понятия «художественная целостность»…)..........    
3. Модусы художественности (Тюпа В. И. Аналитика художественности).............................................................................................  
III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ    
Занятие 1. Ритмико-мелодическая организация лирического стихотворения (А. Блок «Россия»).........................................................  
Занятие 2. Ритм художественной прозы (М. Пришвин «Не забыть»)...................................................................................................    
  Занятие 3. Метафора в лирическом стихотворении (Н. Заболоцкий «Гроза»)...............................................................................................    
  Занятие 4. Образ лирического героя (Е. Баратынский «Признание»).....................................................................................................    
Занятие 5. Герой ролевой лирики (М. Лермонтов «Завещание»)......  
  Занятие 6. Поэтический мир лирического стихотворения (Б. Пастернак «Ночь»)....................................................................................    
  Занятие 7. Сюжет в лирическом произведении (О. Мандельштам «Концерт на вокзале»)........................................................................    
  Занятие 8. Конфликт и сюжет эпического произведения (Ю. Казаков «Адам и Ева»)...............................................................................    
  Занятие 9. Хронотоп эпического произведения (И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»)....................................................................    
  Занятие 10. Подтекст и сверхтекст в эпическом произведении (А. Геласимов «Нежный возраст»)...................................................    
  Занятие 11. Повествование от первого лица (М. Зощенко «Летняя передышка»)........................................................................................    
  Занятие 12. Безличное повествование (Л. Леонов «Evgenia Ivanovna»)  
  Занятие 13. Диалог и монолог в драме (А. П. Чехов «Чайка»)...........  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...