Н. Л. Лейдерман, И. В. Петров. Поэтика. теория, практикум. Для студентов факультета. Русского языка и литературы. Содержание
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Факультет русского языка и литературы
Кафедра современной русской литературы
Н. Л. Лейдерман, И. В. Петров
(при участии Н. В. Барковской,
М. Н. Липовецкого, И. Ф. Тайц)
ПОЭТИКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
ТЕОРИЯ, ПРАКТИКУМ
для студентов факультета
русского языка и литературы
Екатеринбург
УДК 82. 09
ББК Ш 4/9
П 69
Лейдерман Н. Л., Петров И. В. Поэтика литературно произведения: теория, практикум (для студентов факультета русского языка и литературы) / Н. Л. Лейдерман, И. В. Петров. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. – 178 с.
АВТОРЫ
Н. Л. Лейдерман, д. ф. н., проф. – раздел I. Литературное произведение.
И. В. Петров, к. ф. н., доц. – раздел II. Образцы анализа поэтики произведения, занятия 2, 8, 11.
Н. В. Барковская, д. ф. н., проф. – занятия 1, 3, 9.
М. Н. Липовецкий, д. ф. н., проф. – занятия 6, 7, 11, 12.
И. Ф. Тайц, к. ф. н., доц. – занятия 4, 13.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
д-р филол. наук, проф. А. В. Кубасов;
д-р филол. наук, проф. И. Е. Васильев
В «Практикуме по анализу поэтики художественного произведения» дана система занятий по анализу внешней формы (ритмико-мелодической организации стихотворения, ритма художественной прозы, специфических средств художественной речи) и внутренней формы (сюжет, хронотоп, подтекст, субъектная организация). Практикум отличается от своих аналогов новым подходом к анализу литературного произведения как идейно-эстетического целого.
На обложке – фрагмент картины А. Эдельфельта
«Читающая парижанка», 1880 год
© Уральский государственный
педагогический университет, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
| |
|
|
1. Текст и образ........................................................................................
| .... 7
|
2. Алгоритм анализа литературного произведения.............................
| .. 31
|
3. Художественное произведение (теоретическая схема)...................
| .. 32
|
4. Рекомендуемая литература.................................................................
| .. 33
|
|
|
II. ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА ПОЭТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
|
|
|
|
Раздел 1. Анализ подсистем внешней формы
|
|
|
|
Речевая организация произведения
|
|
|
|
1. Специфика художественной речи(Винокур Г. О. Понятие поэтического языка)...............................................................................
|
.. 35
|
2. Слово и художественный образ (Потебня А. А. Психология поэтического и прозаического мышления)..........................................
|
.. 38
|
3. Эпитет в системе выразительных средств (Веселовский А. Н. Из истории эпитета)..............................................................................
|
.. 43
|
4. Метафора и индивидуальный художественный стиль (Успенский Б. А. Анатомия метафоры у О. Мандельштама)...................
|
.. 46
|
5. Метафора и поэтический мир (Эткинд Е. Г. В мире Заболоцкого).
| .. 50
|
|
|
Ритмико-мелодическая организация произведения
|
|
|
|
1. Проблема семантики стихотворного размера (Гумилев Н. С. Переводы стихотворные)......................................................................
|
.. 53
|
2. Ритмико-мелодический рисунок и поэтический мир стихотворения (Гаспаров М. Л. Метр и смысл)..................................................
|
.. 54
|
3. Звукопись и ее связь с лирическим переживанием (Леннквист Б. Биография и текст (Разбор стихотворения М. Цветаевой «Бабушке»)..........................................................................................
|
.. 57
|
|
|
Раздел 2. Анализ подсистем внутренней формы произведения
|
|
|
|
Субъектная организация произведения
|
|
1. Образ лирического героя(Тынянов Ю. Н. Блок)...............................
| .. 63
|
2. Образ лирического героя как выразитель авторского сознания (Гинзбург Л. Я. О лирике)....................................................................
|
.. 67
|
3. Герой «ролевой» лирики (Корман Б. О. Лирика Некрасова)...........
| .. 69
|
4. Развитие субъектных форм в лирике (Бройтман С. Н. Субъектная структура русской лирики XIX – начала XX века в историческом освещении)..............................................................................
|
.. 72
|
5. Диалогизм личного повествования (Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского)...............................................................
|
.. 75
|
6. Сказ как форма субъектной организации (Мущенко Е. Г., Скобелев В. П., Кройчик Л. Е. Поэтика сказа)............................................
|
.. 80
|
7. Разноречие в безличном повествовании (Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики)..................................................................
|
.. 84
|
8. Диалог и монолог в драме (Лейдерман Н. Л., Сапир А. М. Горький в школе: новое прочтение).................................................................
|
.. 89
|
|
|
Пространственно-временная организация произведения
|
|
|
|
1. Художественный мир эпического произведения (Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя)............................
|
.. 94
|
2. Пространство как отражение внутреннего мира персонажа (Эткинд Е. Г. Внутренний человек и внешняя речь)...............................
|
.. 98
|
3. Понятие поэтического космоса (Лейдерман Н. Л. Феномен Осипа Мандельштама)..................................................................................
|
|
4. Пейзаж в лирике (Эпштейн М. Н. Природа. Мир. Тайник вселенной).......................................................................................................
|
|
5. Композиция пространства, чувства и слова (Гаспаров М. Л. Фет безглагольный).....................................................................................
|
|
6. Характер и портрет в художественном произведении (Фарыно Е. Портрет).............................................................................................
|
|
7. Деталь и подробность (Добин Е. С. Искусство детали)..................
|
|
8. Сюжет как система событий (Тюпа В. И. Уровни семио-эстетического анализа: «Фаталист» Лермонтова).....................
|
|
9. Лирический сюжет (Силантьев И. В. Поэтика мотива).................
|
|
10. Ассоциативный фон эпического произведения (Сильман Т. И. Подтекст – это глубина текста)....................................................
|
|
|
|
Пневматосфера
|
|
|
|
1. Понятие пневматосферы(Флоренский П. А. Письмо В. И. Вернадскому)...................................................................................................
|
|
2. Рациональное и интуитивное в художественном мире(Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот»)............
|
|
3. Пневматосфера как образ мысли (Лейдерман Н. Л. Интеллектуальные миры Сигизмунда Кржижановского)..................................
|
|
|
|
Раздел 3. Литературное произведение как художественное целое
|
|
|
|
1. Внутренний мир художественного произведения (Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения).........................
|
|
2. О художественной целостности произведения (Гиршман М. М. Становление понятия «художественная целостность»…)..........
|
|
3. Модусы художественности (Тюпа В. И. Аналитика художественности).............................................................................................
|
|
III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
|
|
Занятие 1. Ритмико-мелодическая организация лирического стихотворения (А. Блок «Россия»).........................................................
|
|
Занятие 2. Ритм художественной прозы (М. Пришвин «Не забыть»)...................................................................................................
|
|
Занятие 3. Метафора в лирическом стихотворении (Н. Заболоцкий «Гроза»)...............................................................................................
|
|
Занятие 4. Образ лирического героя (Е. Баратынский «Признание»).....................................................................................................
|
|
Занятие 5. Герой ролевой лирики (М. Лермонтов «Завещание»)......
|
|
Занятие 6. Поэтический мир лирического стихотворения (Б. Пастернак «Ночь»)....................................................................................
|
|
Занятие 7. Сюжет в лирическом произведении (О. Мандельштам «Концерт на вокзале»)........................................................................
|
|
Занятие 8. Конфликт и сюжет эпического произведения (Ю. Казаков «Адам и Ева»)...............................................................................
|
|
Занятие 9. Хронотоп эпического произведения (И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»)....................................................................
|
|
Занятие 10. Подтекст и сверхтекст в эпическом произведении (А. Геласимов «Нежный возраст»)...................................................
|
|
Занятие 11. Повествование от первого лица (М. Зощенко «Летняя передышка»)........................................................................................
|
|
Занятие 12. Безличное повествование (Л. Леонов «Evgenia Ivanovna»)
|
|
Занятие 13. Диалог и монолог в драме (А. П. Чехов «Чайка»)...........
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: