Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Метафора и поэтический мир. Ритмико-мелодическая организация текста. 1. Проблема семантики стихотворного размера




5. Метафора и поэтический мир

 

Эткинд, Е. Г. В мире Заболоцкого // Эткинд Е. Г. Проза о стихах. – СПб: Знание, 2001. – С. 123-129.

Вступая в пределы этого очень своеобразного мира, мы должны приготовиться к тому, что тут все окажется непривычно, и уж конечно все иначе, чем у Маяковского. Прежде всего, в мире Николая Заболоцкого нас окружают вещи твердые, плотные. Таково, скажем, небо; о нем говорится:

 

Удары молнии сквозь слезы

Ломали небо на куски.

                                              («Возвращение с работы», 1954)

 

Небо здесь каменное, но и молнии твердые, — они похожи, может быть, на кувалды. В другом стихотворении молнии — «сломанные», а гром — «каменный». < …>

Жидкость для Заболоцкого недостаточно материальна, он постоянно превращает жидкое в твердое; он может сказать, не опасаясь нелепости — «кусок влаги». < …>

Даже звуки, и те обладают свойствами твердых тел. В поэме «Лодейников», над которой Заболоцкий работал полтора десятилетия (1932-1947), встречается сравнение, которое у другого автора могло бы показаться бессмысленным, у Заболоцкого же естественно входит в образную систему:

 

 

В тумане белом

Трясли кузнечики сухими лапками.

Жуки стояли черными охапками.

Их голоса казалися сучками...

 

Это, конечно, странно, но в этой вселенной — возможно; ведь здесь можно звуки «вырубать топором», как вырубают столб или доску:

 

Там дятлы, качаясь на дубе сыром,

С утра вырубают своим топором

Угрюмые ноты из книги дубрав,

Короткие головы в плечи вобрав.

                                                                                («Утро», 1946)

 

В этом мире нет фактов, которые нельзя было бы отделить друг от друга, а значит и сосчитать; все счисляемо. Мы привыкли понимать «туман» как нерасчленимую массу газа (хотя в песне и пользуемся множественным числом: «Поднялись туманы над рекой», «Ой, туманы мои, растуманы» — у М. Исаковского). Заболоцкий же может считать туманы, как вещи; так в описании портрета Струйской кисти живописца XVIII века Рокотова:

 

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

                                                                       («Портрет», 1953)

Вселенная Заболоцкого – это дом, внутри которого живут люди. < …> Заблоцкий сузил вселенную до комнаты. < …>

Любимое слово Заболоцкого — «архитектура». Она относится к миру в целом, и поэт может сказать:

 

Звено в звено и форма в форму. Мир

Во всей его живой архитектуре —

Орган поющий, море труб, клавир.

Не умирающий ни в радости, ни в буре.

    («Метаморфозы», 1937)

 

Но то же слово можно отнести, например, к осени:

 

Архитектура Осени. Расположенье в ней

Воздушного пространства, рощи, речки.

Расположение животных и людей...

  («Осень», 1932)

 

Осень, как известно, время года, то есть это понятие относится к категории Времени, а не Пространства. Заболоцкий придает времени черты пространственные; в том же стихотворении он говорит:

 

Осенних рощ большие помещения

Стоят на воздухе, как чистые дома.

 

Другое время года, зима, тоже приобретает характер помещения:

 

Зима. Огромная, просторная зима.

Деревьев громкий треск звучит, как канонада.

Глубокий мрак ночей выводит терема

Сверкающих снегов над выступами сада.

                                          («Урал», 1947)

Труднее всего изобразить внутренний мир человека; ведь для него в языке почти нет слов, поэту приходится прибегать к одним только метафорам. Так поступали романтики и символисты, с которыми спорит Заболоцкий. Так поступает и он; но его метафоры внутреннего мира» отличаются той же пластической завершенностью, той же определенностью форм; рассказав о природе, погибающей в засухе, он переходит от внешних событий к внутренним < …>

Таков этот «странный мир» — мир Заболоцкого. В его пределах:

«все стремится обрести материальность;

все устремлено в сторону твердого тела, даже абстрактные понятия;

все пространства — замкнутые, они подобны комнате со стенами и потолком;

все счисляемо и конечно;

бесконечное, вечное, духовное может только угадываться сквозь материальные метафоры», принципиально ограничивающие сферу изображаемого в стихах.

В о п р о с ы:

1. Каков, по Е. Эткинду, принцип метафорического переноса в лирике Н. Заболоцкого?

2. Какую роль, по мнению ученого, играет метафора в создании поэтического мира?

3. Попытайтесь применить наблюдения Е. Эткинда при анализе стихотворения Заболоцкого «Гроза». Как преломляются в этом стихотворении категории «плотности» и «архитектурности», свойственные метафорической системе Н. Заболоцкого?

Ритмико-мелодическая организация текста

1. Проблема семантики стихотворного размера

 

Гумилев, Н. С. Переводы стихотворные // Гумилев, Н. С. Когда я был влюблен. – М.: Школа пресс, 1994. – С. 610.

 

У каждого метра есть своя душа, свои особенности и задачи: ямб, как бы спускающийся по ступеням (ударяемый слог по тону ниже неударяемого), свободен, ясен и тверд и прекрасно передает человеческую речь, напряженность человеческой воли. Хорей, поднимающийся, окрыленный, всегда взволнован и то растроган, то смешлив; его область — пение. Дактиль, опираясь на первый ударяемый слог и качая два неударяемые, как пальма свою верхушку, мощен, торжественен, говорит о стихиях в их покое, о деяниях богов и героев. Анапест, его противоположность, стремителен, порывист, это стихии в движении, напряжении нечеловеческой страсти. И амфибрахий, их синтез, баюкающий и прозрачный, говорит о покое божественно легкого и мудрого бытия. Различные размеры этих метров тоже отличаются по их свойствам: так, четырехстопный ямб чаще всего употребляется для лирического рассказа, пятистопный — для рассказа эпического или драматического, шестистопный для рассуждения и т. д.

В о п р о с ы:

1. С помощью каких метафор Н. Гумилев определяет семантику стихотворного размера?

2. Какова связь стихотворного размера с лирическим переживанием?

3. Можно ли дать универсальное определение семантики стихотворного размера?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...