Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Алгоритм анализа литературного произведения




2. Алгоритм анализа литературного произведения

Настоящий практикум рассчитан на студента-филолога, прослушавшего курс «Введение в литературоведение» и имеющего первичные навыки анализа составляющих художественного целого. В практикуме эти навыки должны быть закреплены и ycoвершенствованы, а главное — введены в определенную систему.

Структура произведения образуется последовательной взаимосвязью трех уровней:

1) уровня внешней формы;

2) уровня внутренней формы;

3) уровня эстетической концепции.

Внешняя форма — это текст литературного произведения, целенаправленно организованный. Главными подсистемами, орга­низующими внешнюю форму, являются:

а) речевая организация текста;

б) ритмико-мелодическая организация текста.

Внутренняя форма — это возникающая в процессе чувствен­ного восприятия художественного текста воображаемая художест­венная реальность, которая и предстает как образ мира. Главными подсистемами, организующими все образы (персона­жей, событий, картин, деталей, подробностей) в художественную «модель» целого мира, являются:

а) пространственно-временная организация (хронотоп);

б) субъектная организация (система повествования);

в) пневматосфера.

Всмотревшись в воссозданный воображением автора образ мира, пережив происходящие в нем события, проникшись чувствами и мыслями героев, читатель осваивает воплощенную в произведении эстетическую концепцию действительности, то есть начинает иначе, чем прежде, понимать жизнь и оценивать ее по законам красоты, благословлять или отвергать существующий миропорядок.

В ходе практикума студент будет совершенствовать навыком анализа каждой из подсистем художественного произведения. При этом надо помнить, что:

— во-первых, в совершенном произведении все элементы подсистемы органически взаимосвязаны;

— во-вторых, любая подсистема «работает» на пластическое воплощение и (или) эмоциональное выражение главного — эстетической концепции действительности;

— в-третьих, связь между подсистемами произведения и общим идейно эстетическим смыслом (концепцией) не носит прямолинейного характера. Например, ритм только создает определенную интонацию, которая эмоционально окрашивает воплощенный в произведении художественный мир, и лишь таком качестве «работает» на общую концепцию.

Самая тесная связь существует между подсистемами одного уровня, другой тип непосредственной связи существует между соседствующими уровнями (внешней и внутренней формами, художественной формой и концепцией). Поэтому целостный анализ художественного произведения предполагает последовательно восхождение от внешней формы к форме внутренней и далее — к итогу — эстетической концепции действительности. (В том случае, если известен авторский замысел или известны литературоведческие интерпретации данного произведения, возможна обратная последовательность анализа: от концепции к внутренней и внешней форме. Тогда анализ служит своеобразной проверкой реализации замысла или точности интерпретации. )

В настоящем практикуме даны занятия по анализу каждой из подсистем литературного произведения. Кроме того, в пособии представлен раздел, включающий фрагментыи из работ известных литературоведов, посвященных анализу того или иного аспекта поэтики. В ходе подготовки к практическому занятию студентам рекомендуется изучить эти работы, особое внимание обращая на логику исследования, на данные автором понятия и определения.

 

3. Художественное произведение (теоретическая схема)

 

Уровень внешней формы (организация текста)

Речевая организация

  1. Специфика художественной речи
  2. Выразительные средства

Ритмико-мелодическая организация

1. Стихотворный ритм

  1. Ритм прозы
  2. Мелодика стиха
Уровень внутренней формы (художественный мир)

Субъектная организация

1. Личное повествование

2. Безличное повествование

3.  Сказовая форма

 

 

Пространственно-временная организация

1. Сюжет

2. Вводные эпизоды

3. Система характеров

4. Портрет

5. Пейзаж

6. Интерьер

Пневматосфера

1. Размышления героев

2. Комментарий повествователя

3. Внутренняя диалогичность слова персонажа

Ассоциативный фон

1. Прямые ассоциации персонажа и повествователя
подтекст 1. Дистанциорванные повторы 2. Эллипсис
сверхтекст 1. Аппеляции к опыту читателя 2. Интертекстуальные связи
Концептуальный уровень

1. Тема

2. Проблема

3. Конфликт 

4. Эстетическая концепция мира и человека

4. Рекомендуемая литература

 

Основная

1. Барковская, Н. В. Принципы и приемы анализа литературного произведения в школе // Русская литература: Универсальное пособие для школьников и абитуриентов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – С. 475-537.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под редакцией Л. В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – 680 с.

3. Жирмунский, В. М. Введение в литературоведение / В. М. Жирмунский. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 464 с.

4. Квятковский, А. Поэтический словарь. – М.: Высшая школа, 2002. – 458 с.

5. Лейдерман, Н. Л. Барковская, Н. В. Теория литературы (вводный курс). – Екатеринбург: УрГПУ, 2002. – 72 с.

6. Николина, Н. А. Филологический анализ текста. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

7. Теория литературы. В 2-х т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2004.  

8. Хализев, В. Е. Теория литературы. – М.: Академия, 2004. – 400с.

 

Дополнительная

 

1. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта-наука, 1998. – 140 с.

2. Магомедова, Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения. – М.,: Academia, 2004. – 188 с.

3. Образцы изучения лирики. Учебное пособие / Сост. Д. И. Черашняя. – Ижевск: Изд. Удм. ун-та, 1997 – 604 с.

4. Образцы изучения текста художественного произведения: Эпическое произведение / Сост. Б. О. Корман. – Ижевск: Изд. Удм. ун-та, 1995. – 250 с.

5. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник / Под ред. И. Ильина. – М.: Интрада, 1996. – 150 с.

6. Теоретическая поэтика: понятия и определения / Автор-соста­витель Н. Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2006. – 468 с.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...