2. Алгоритм анализа литературного произведения
2. Алгоритм анализа литературного произведения Настоящий практикум рассчитан на студента-филолога, прослушавшего курс «Введение в литературоведение» и имеющего первичные навыки анализа составляющих художественного целого. В практикуме эти навыки должны быть закреплены и ycoвершенствованы, а главное — введены в определенную систему. Структура произведения образуется последовательной взаимосвязью трех уровней: 1) уровня внешней формы; 2) уровня внутренней формы; 3) уровня эстетической концепции. Внешняя форма — это текст литературного произведения, целенаправленно организованный. Главными подсистемами, организующими внешнюю форму, являются: а) речевая организация текста; б) ритмико-мелодическая организация текста. Внутренняя форма — это возникающая в процессе чувственного восприятия художественного текста воображаемая художественная реальность, которая и предстает как образ мира. Главными подсистемами, организующими все образы (персонажей, событий, картин, деталей, подробностей) в художественную «модель» целого мира, являются: а) пространственно-временная организация (хронотоп); б) субъектная организация (система повествования); в) пневматосфера. Всмотревшись в воссозданный воображением автора образ мира, пережив происходящие в нем события, проникшись чувствами и мыслями героев, читатель осваивает воплощенную в произведении эстетическую концепцию действительности, то есть начинает иначе, чем прежде, понимать жизнь и оценивать ее по законам красоты, благословлять или отвергать существующий миропорядок. В ходе практикума студент будет совершенствовать навыком анализа каждой из подсистем художественного произведения. При этом надо помнить, что:
— во-первых, в совершенном произведении все элементы подсистемы органически взаимосвязаны; — во-вторых, любая подсистема «работает» на пластическое воплощение и (или) эмоциональное выражение главного — эстетической концепции действительности; — в-третьих, связь между подсистемами произведения и общим идейно эстетическим смыслом (концепцией) не носит прямолинейного характера. Например, ритм только создает определенную интонацию, которая эмоционально окрашивает воплощенный в произведении художественный мир, и лишь таком качестве «работает» на общую концепцию. Самая тесная связь существует между подсистемами одного уровня, другой тип непосредственной связи существует между соседствующими уровнями (внешней и внутренней формами, художественной формой и концепцией). Поэтому целостный анализ художественного произведения предполагает последовательно восхождение от внешней формы к форме внутренней и далее — к итогу — эстетической концепции действительности. (В том случае, если известен авторский замысел или известны литературоведческие интерпретации данного произведения, возможна обратная последовательность анализа: от концепции к внутренней и внешней форме. Тогда анализ служит своеобразной проверкой реализации замысла или точности интерпретации. ) В настоящем практикуме даны занятия по анализу каждой из подсистем литературного произведения. Кроме того, в пособии представлен раздел, включающий фрагментыи из работ известных литературоведов, посвященных анализу того или иного аспекта поэтики. В ходе подготовки к практическому занятию студентам рекомендуется изучить эти работы, особое внимание обращая на логику исследования, на данные автором понятия и определения.
3. Художественное произведение (теоретическая схема)
4. Рекомендуемая литература
Основная 1. Барковская, Н. В. Принципы и приемы анализа литературного произведения в школе // Русская литература: Универсальное пособие для школьников и абитуриентов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – С. 475-537. 2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под редакцией Л. В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – 680 с. 3. Жирмунский, В. М. Введение в литературоведение / В. М. Жирмунский. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 464 с. 4. Квятковский, А. Поэтический словарь. – М.: Высшая школа, 2002. – 458 с. 5. Лейдерман, Н. Л. Барковская, Н. В. Теория литературы (вводный курс). – Екатеринбург: УрГПУ, 2002. – 72 с. 6. Николина, Н. А. Филологический анализ текста. – М.: Академия, 2003. – 320 с. 7. Теория литературы. В 2-х т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2004. 8. Хализев, В. Е. Теория литературы. – М.: Академия, 2004. – 400с.
Дополнительная
1. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта-наука, 1998. – 140 с. 2. Магомедова, Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения. – М.,: Academia, 2004. – 188 с. 3. Образцы изучения лирики. Учебное пособие / Сост. Д. И. Черашняя. – Ижевск: Изд. Удм. ун-та, 1997 – 604 с. 4. Образцы изучения текста художественного произведения: Эпическое произведение / Сост. Б. О. Корман. – Ижевск: Изд. Удм. ун-та, 1995. – 250 с.
5. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник / Под ред. И. Ильина. – М.: Интрада, 1996. – 150 с. 6. Теоретическая поэтика: понятия и определения / Автор-составитель Н. Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2006. – 468 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|