Рис. 147. Зависимость расстояния от концов вращающихся лопастей НВ до
Рис. 147. Зависимость расстояния от концов вращающихся лопастей НВ до хвостовой балки от угла отклонения АП
Таблица №15
Средние параметры горки при вводе со скоростью 180 – 220км/ч приведены в таблице 15. Вводом вертолета в разворот с креном 20 – 30о рекомендуется осуществлять вывод из горки в случае непреднамеренного уменьшения скорости на горке менее 100 км/ч. Зависимость набора высоты от параметров выполнения горки приведена на рисунке 132.
Рис. 148. Зависимость набора высоты от параметров выполнения горки: а) =100км/ч; =1, 5; =0, 7; б) =200; =1, 5; =0, 7; в) =100км/ч; =200; =0, 7; г) =100км/ч; =200; =1, 5. 8. 6 ПИКИРОВАНИЕ Это маневр, выполняемый в вертикальной плоскости с целью быстрого увеличения скорости за счет уменьшения высоты полета вертолета (основной маневр при атаке наземной цели). За счет превращения части потенциальной энергии (G ∙ Н) положения вертолета (высоты полета) в кинетическую энергию его движения увеличение скорости при выполнении пикирования происходит значительно быстрее (больше), чем при разгоне в горизонтальном полете. Пикирование с углом наклона траектории до 20° считается пологим, при θ > 20° – крутым. Рис. 149. Траектория пикирования. Характеристики пикипования.
Траектория движения (рис. 149) вертолета при выполнении пикирования состоит из криволинейных участков ввода и вывода и прямолинейного участка снижения (который может и отсутствовать). Схема сил, уравнения движения на прямолинейном участке (при пологом пикировании) аналогичны, что и при снижении вертолета на РСНВ или по наклонной траектории за исключением уравнения по силам, действующим вдоль оси ОXa, так как скорость растет:
; . (8. 46) Основной характеристикой вертолета на пикировании является уменьшение высоты за маневр (рис. 134), который состоит из: - потери высоты на вводе (Δ Нвв); - потери высоты на прямолинейном участке (Δ НП); - потери высоты на выводе Δ Нвыв. Радиус кривизны траектории на вводе и выводе оценивается по формуле . (8. 47) Тогда потеря высоты на вводе и выводе из пикирования определится Δ Нвв (выв) = Rср (1 – сosθ П). (8. 48) Рис. 150. Изменение характеристик пикирования в зависимости от параметров Потеря высоты на прямолинейном участке рассчитывается по формуле Δ НП = LП ∙ sinθ П. (8. 49) ВыводЫ: - уменьшение высоты на пикировании тем больше, чем больше скорость начала маневра, радиус и угол наклона траектории, время выполнения маневра и чем меньше нормальная перегрузка при вводе в пикирование; - темп разгона вертолета пропорционален тангенциальной перегрузке и углу пикирования. - Качественная оценка основных элементов траектории пикирования и особенностей его выполнения Пикирование в зависимости от высоты и исходной скорости горизонтального полета разрешается выполнять с изменением углов тангажа в пределах значений, указанных в таблице 16. Таблица 16
Максимально допустимые скорости начала вывода из пикирования в зависимости от угла тангажа на пикирование указаны в таблице 17.
Таблица 17
Увеличение скорости за время ввода в пикирование на угол 10о составляет 15км/ч, на угол 20о – 35 км/ч. На прямолинейном участке пикирования с углом 10о увеличение скорости за секунду достигает 6 км/ч, с углом 20о – 12 км/ч. Величины потери высоты в метрах на выводе из пикирования в зависимости от угла пикирования приведены в таблице 18.
Таблица 18
Пикирование разрешается выполнять при постоянном общем шаге, соответствующем тому значению, которое было в режиме горизонтального полета перед вводом. Перемещать рычаг «ШАГ-ГАЗ» при вводе, в процессе пикирования и при выводе запрещается. Рекомендуемые скорости ввода в пикирование 120 – 140 км/ч. В этом случае скорость на выводе составляет 250 – 260 км/ч, при времени прямолинейного участка пикирования 7 – 10 с. Ввод в пикирование производить плавным отклонением РУ от себя при постоянном общем шаге, удерживая вертолет от кренов и разворотов. Угол тангажа и наличие крена контролировать по авиагоризонту, а выдерживание направления – визуально по намеченному ориентиру. По достижении угла 15 – 17о линия естественного горизонта, перемещаясь вверх, выходит за пределы остекления кабины. Поэтому выдерживание угла пикирования 15 – 20о возможно только по авиагоризонту. Темп ввода в пикирование должен быть таким, чтобы изменить угол тангажа от исходного значения до 20о за время не менее 6 – 7 с (угловая скорость не более 3о/с). Этим достигается ввод с вертикальной перегрузкой не менее 0, 6, необходимой для обеспечения безопасных зазоров между лопастями НВ и хвостовой балкой. На пикировании в результате действия гироскопического эффекта возникает кренящий момент вправо, который необходимо парировать отклонением РУ влево. Чтобы упредить появление правого крена на пикировании, рекомендуется при вводе в пикирование РУ отдавать от себя и влево. При вводе в пикирование наблюдается уменьшение на 1 – 2%.
По достижении заданного угла наклона траектории зафиксировать его и в последующем сохранять постоянным. На пикировании в связи с ростом скорости увеличивается . Действие возникающего при этом кабрирующего момента приводит к уменьшению угла тангажа. Кроме этого, на пикировании с увеличением скорости появляется скольжение влево, поэтому приходится отклонять левую педаль. По достижении установленной скорости или безопасной высоты, начала вывода из пикирования (с учетом просадки вертолета на выводе), отклонением РУ на себя при постоянном общем шаге начать вывод вертолета из пикирования. Вывод осуществляется за время не менее 8 – 9 с, не допуская увеличения более 103%. Вертикальная перегрузка при этом не должна превышать максимального значения. При выводе из пикирования увеличивается угол атаки НВ, что приводит к изменению маховых движений лопастей и расширению зоны срыва в азимуте =270 – 300о. В результате чего возникает неуравновешенный кренящий момент от , действующий вправо. Этот момент больше гироскопического момента НВ, кренящего вертолет на выводе из пикирования влево. РУ при выводе из пикирования надо отклонять на себя и влево. Кроме того, на выводе наблюдается покачивание вертолета и тряска, которая возрастает с возрастанием перегрузки. Следует иметь в виду, что по достижении на выводе из пикирования угла тангажа, соответствующего горизонтальному полету, вертолет еще не вышел в горизонтальный полет, а продолжает снижаться по наклонной траектории. Снижение вертолета прекращается при положительных углах тангажа по авиагоризонту равных 5 – 7о. По достижении на выводе из пикирования угла тангажа на кабрирование 5 – 10о и прекращения снижения вертолета плавным отклонением РУ от себя, перевести вертолет в ГП, не допуская уменьшения менее 88%. Начальный участок вывода из пикирования характерен увеличением скорости на 20 – 30 км/ч и до 100%. В конце вывода из пикирования уменьшается скорость полета, в связи с чем увеличивается темп изменения угла тангажа при неизменном положении РУ. Поэтому для сохранения постоянной угловой скорости и своевременной фиксации горизонтального полета РУ необходимо отклонять вперед с некоторым опережением.
Необходимо помнить, что энергичное уменьшение общего шага с одновременной резкой отдачей и последующим взятием РУ на себя, при выводе из пикирования может привести к удару лопастями НВ по хвостовой балке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|