8.4 СПИРАЛЬ. Рис. 144. Спираль. Схема сил. Характеристики спирали. Уравнения движения на спирали, их анализ. Рис. 144. Спираль. Схема сил. Характеристики спирали.
8. 4 СПИРАЛЬ Спираль – фигура пилотажа (пространственная), при выполнении которой вертолет движется по спиральной траектории с набором высоты или снижением. Спираль с креном до 30° называется мелкой, а с креном более 30° – глубокой. Согласно КУЛП и КБП спираль на вертолете Ми-8 выполняется с креном не более 15°. Рис. 144. Спираль. Схема сил. Характеристики спирали. Спираль с набором высоты – восходящая (рис. 144), а с потерей высоты – нисходящая. Назначение данной фигуры – выполнить быстрый набор высоты или снижение в ограниченном пространстве с целью ведения наблюдения или ухода на маршрут (посадки). Нисходящая спираль возможна с работающими двигателямии на режиме самовращения НВ. При выполнении спирали вертолет находится в сложном движении, т. е. он кроме вращения относительно пространственной оси 001 и оси 0y увеличивает или уменьшает высоту полета. Основные кинематические характеристики траектории спирали: - Rсп – радиус спирали; - Ω сп – угловая скорость спирали; - Нсп – шаг спирали, т. е. набор высоты за один виток (за один разворот на 360º ). Установившейся считается спираль, если в процессе выполнения кинематические характеристики траектории не изменяются. Ее траектория – винтовая линия. Неустановившаяся спираль – если хотя бы один из параметров спирали изменяется во времени. Установившаяся правильная спираль выполняется с постоянными значениями угла крена, поступательной и вертикальной скоростями, без скольжения. При развертке траектории такой спирали (за I виток) на вертикальную плотность угол ее наклона траектории остается постоянным. Фактически спираль сочетает выполнение виража с одновременным набором высоты или снижением по наклонной траектории. Поэтому схема сил и моментов на виде сзади аналогична схеме сил и моментов на вираже, а на виде сбоку аналогична схеме сил и моментов в наборе (снижении) по наклонной траектории.
Уравнения движения на спирали, их анализ ; (8. 29) ; (8. 30) . (8. 31) Так как силы ТZа∙ сosγ и ТРВ∙ сosγ равны, то сила Туа∙ sinγ является центростремительной силой, искривляющей траекторию движения (неуравновешенная сила). ; (8. 32) ; (8. 33) . (8. 34) Вывод. По сравнению с правильным виражом при выполнении установившейся восходящей спирали с теми же значениями угла крена и скорости полета требуется большая мощность СУ, так как вертолет не только разворачивается, но и набирает высоту. Выполнение нисходящей спирали при прочих равных условиях требует, наоборот, меньшей мощности СУ по сравнению с правильным виражом. И очевидно, что при одинаковой располагаемой мощности вертикальная скорость на восходящей спирали меньше, чем при наборе высоты по наклонной траектории. Характеристики спирали
Характеристики спирали определяются из уравнений 8. 29 – 8. 31, но вначале надо выразить их через перегрузки, т. е. ; (8. 35) ; (8. 36) . (8. 37) 1. Перегрузка тангенциальная (nXа) и нормальная (nya) определяются по формулам 8. 35 и 8. 36. ВыводЫ: - тангенциальная перегрузка во всем диапазоне допустимых углов наклона траектории на спирали меньше I, 0 (так при θ = 250 → nXсп = 0, 25, при θ = 300 → nXсп = 0, 5); - так как на нисходящей спирали θ < 0, то и продольная перегрузка nXсп < 0; - нормальная перегрузка на спирали меньше, чем на вираже при том же угле крена (так при γ = 15° и θ = 12° → nУсп = 0, 97, в то время как на вираже при том же крене nУсп = 1, 04);
- при θ = 0 → сosθ = 1, т. е. вертолет выполняет вираж. 2. Радиус спирали определяется из уравнения (8. 37) или ; (8. 38) Rсп = RВ ∙ сosθ. Вывод. При прочих равных условиях разворот вертолета в спирали осуществляется с меньшим радиусом, чем в вираже из-за искривления траектории маневра не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. 3. Время разворота на 360° (I виток) определяется: ; или . (8. 39) Вывод. При прочих равных условиях время выполнения одного витка спирали меньше, чем время выполнения виража, хотя вертолет проходит больший путь. Это связано с дополнительным исправлением траектории в вертикальной плоскости. 4. Шаг спирали, т. е. высота, которую набирает (теряет) вертолет за один виток. Он определяется из развертки витка спирали, проложенного по образующей цилиндра радиуса «RСП»: Hсп = 2π ∙ Rсп ∙ tgθ; Нсп = V ∙ sinθ ∙ tсп = Vу ∙ tсп. (8. 40) Выводы: - все формулы служат для расчета характеристик восходящей и нисходящей установившихся спиралей;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|