9.10.1 Обоснования поведения вертолета и действий летчика
9. 10. 1 Обоснования поведения вертолета и действий летчика Основным сигналом внезапного отказа двигателя (как правило) служит рывок вертолета вправо по курсу, физиологически ощутимый летчиком, который сразу бросает взгляд на показания тахометров двигателей и НВ. Разворот вертолета вправо возникает вследствие значительного уменьшения реактивного момента НВ при незначительном падении момента от тяги РВ. Действительно, при отказе двигателя его мощность практически мгновенно (за 1 с) уменьшается до нуля, уменьшается крутящий момент, следовательно и МРнв. Хотя частота вращения РВ уменьшается, тяга РВ изменяется незначительно и момент от тяги РВ вызовет разворот вправо (МРнв < Трв · lрв). Летчик парирует разворот вправо дачей левой педали. Интенсивность этой разбалансировки зависит от режима работы СУ и режима полета вертолета в момент отказа двигателя: чем выше режим работы СУ, чем меньше скорость и больше высота полета вертолета, тем значительнее разбалансировка. Падение частоты вращения НВ связано с резким уменьшением мощности (в 2 раза), подводимой к НВ, так как потребный крутящий момент НВ в первый момент после отказа сохраняется почти неизменным. Падение частоты вращения НВ происходит в считанные секунды (а на взлетно-посадочных режимах даже доли секунды), так уже через ~1 с частота вращения НВ падает до минимально допустимой (86 %), а еще через ~ 1 с автоматически выключаются генераторы переменного тока (80 %). Хотя система автоматического регулирования СУ выводит работающий двигатель на повышенный режим работы вплоть до взлетного (а значит, уменьшает падение частоты вращения НВ), это не освобождает летчика от необходимости незамедлительных, энергичных и грамотных действий. Необходимо уменьшить ОШ на 1 – 3о по указателю. Естественно, чем выше режим полета, тем на большую величину необходимо уменьшить ОШ (кроме отказа на висении на малой высоте). Не следует резко уменьшать ОШ до φ ОШmin, так как это приведет к увеличению Vу, а значит – потере высоты. Следует помнить, что за время выхода работающего двигателя с режима малого газа на взлетный, вертолет теряет высоту и тем больше, чем меньше скорость полета. Снижение вертолета происходит в результате уменьшения частоты вращения НВ (при φ ОШ = const), следовательно, падения тяги НВ. В зависимости от условий полета (Н; tнв; наработка двигателей и т. д. ) летчик немедленно выполняет посадку на подходящую площадку или, перейдя в горизонтальный полет, подбирает площадку и производит посадку. Кренение вертолета вправо вызвано разворотом его вправо, созданием левого скольжения, т. е. ввиду поперечной устойчивости он на левое скольжение реагирует обратным (правым) креном. Кроме того, тяга РВ уменьшается (↓ ТРВ∙ hРВ), а появление вертикальной скорости снижения увеличивает угол атаки НВ и конус НВ еще больше заваливается вправо (↑ ТНВ∙ lТ). Крен летчик парирует отклонением РУ влево. Опускание носа происходит из-за уменьшения обдува фюзеляжа вертолета индуктивным потоком сверху и увеличением обдува его снизу; возникает пикирующий момент от фюзеляжа и стабилизатора, который летчик парирует отклонением РУ на себя. Падение частоты вращения и температуры газов отказавшего двигателя, увеличение частоты вращения турбокомпрессора и температуры газов работающего двигателя (САУ вывела работающий двигатель на повышенный режим), падение давления масла, давления топлива отказавшего двигателя физически ясны и летчик немедленно это определит по соответствующим указателям на приборной доске. Кроме того, летчик сразу определяет уменьшение общего уровня шума двигателей, несмотря на выход работающего на взлетный режим.
ВЫВОДЫ:
- время задержки вмешательства летчика в управление регламентируется из условия предотвращения падения частоты вращения НВ, а это 1 – 2 с. Разбалансировка вертолета своевременно, как правило, парируется летчиком благодаря устойчивым навыкам по стабилизации углового положения вертолета; - для обеспечения безопасного завершения полета летчик должен, прежде всего, уменьшить ОШ, не допуская падения частоты вращения НВ менее 88 %; - выводом работающего двигателя (общим шагом) на взлетный режим (кроме отказа на висении) оценить возможный режим полета (горизонтальный полет или планирование), в зависимости от этого принять решение на немедленную посадку или возвращение на аэродром. 9. 10. 2 Действия летчика при отказе одного двигателя в режиме горизонтального полетана вертолете Ми-8Т Н > 100 м; V > 120 км/ч: - перейти на торможение поступательной скорости с интенсивностью, обеспечивающий выход в ГП или с набором; - уменьшить ОШ на 1 – 3о, не допуская падения nнв < 92%; - определить по показаниям приборов отказавший двигатель и выключить его краном останова; - дать команду бортовому технику закрыть пожарный кран отказавшего двигателя; - РУД работающего двигателя перевести вверх до упора; - по достижении V = 100 – 120 км/ч перевести вертолет в ГП путем уменьшения угла тангажа, после чего рычагом «шаг – газ» установить работающему двигателю режим, на котором вертолет летит без снижения. На этой скорости в зависимости от обстановки или продолжить полет на аэродром, или выбрать площадку и произвести посадку на одном работающем двигателе. Примечание: При отказе одного из двигателей допускается кратковременное (не более 5 с) падение оборотов НВ до 86 %. Н > 100 м; V < 80 км/ч: - уменьшить ОШ несущего винта на 1 – 3о для предотвращения падения nнв< 92%; - определить, какой из двигателей отказал, закрыть его кран останова и пожарный кран; - перейти на энергичный разгон скорости путем отдачи РУ от себя; - перевести РУД работающего двигателя вверх до начала выворачивания рукоятки коррекции влево;
- V = 100 – 120 км/ч вывести вертолет в горизонтальный полет. Если вертолет при разгоне до высоты 20 ÷ 30 км/ч не достиг скорости, достаточной для выхода в ГП, перейти не интенсивное торможение поступательной скорости и произвести посадку с одним работающим двигателем. Н < 100 м; V > 120 км/ч: - перейти на энергичное торможение вертолета с набором высоты путем увеличения угла тангажа до 10 – 15о; - уменьшить ОШ на 1 – 3о, чтобы не допускать падения nнв < 92% в конце торможения; - определить, какой из двигателей отказал, закрыть его кран останова и пожарный кран; - при достижении скорости 100 – 120 км/ч перевести вертолет в ГП путем уменьшения угла тангажа, после чего рычагом «шаг – газ» установить работающему двигателю режим, на котором вертолет летит без снижения; - продолжить полет на этом режиме, а при необходимости произвести посадку. Н < 100 м; V < 80 км/ч: - уменьшить ОШ на 1 – 3о для исключения падения nнв < 92%; - изменением скорости полета установить VУ ≤ 3 – 4 м/с; - закрыть кран останова и пожарный кран отказавшего двигателя; - продолжить снижение на этом режиме на выбранную площадку; - с Н = 4 – 6 м произвести гашение VУ к моменту приземления путем увеличения ОШ с темпом 2 – 4о/с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|