Конституционное (учредительное) право
Как отмечалось, основу права ЕС составляют его учредительные (базовые) договоры, в которых определяются цели и задачи Европейских сообществ, институциональная структура, компетенция, порядок организации и деятельности основных органов, принципы взаимоотношений институтов (органов) ЕС с государствами-членами. В правовой системе ЕС они играют роль «конституции» и расцениваются в качестве первичного права. С начала европейской интеграции (с 9 мая 1950 г.) было принято три учредительных договора: Договор о создании Европейского объединения угля и стали (Париж, 1951 г.); Договор об учреждении Европейского экономического сообщества и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Рим, 1957 г.); Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 1992 г.). Исключительно важное значение в праве ЕС имеет Договор о ЕС 1992 г., который объединил Европейские сообщества и сложившиеся к началу 90-х годов интеграционные структуры государств-членов в целостную организацию. В этом Договоре закреплены общие цели и условия деятельности Союза в основных сферах взаимоотношений – Экономического и валютного союза («первая опора»); общей внешней политики и политики безопасности («вторая опора»); сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере («третья опора»). Договор о Европейском Союзе включает преамбулу и 63 статьи, которые сгруппированы в восемь разделов. Раздел 1 закрепляет общие принципы, на которых основывается функционирование Союза. Разделы 2 – 4 содержат поправки в учредительные договоры Европейских сообществ. Раздел 5 включает положения об общей внешней политике и политике безопасности. Раздел 6 содержит положения о сотрудничестве полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. В разделе 7 закрепляются положения о продвинутом сотрудничестве (о дополнительных задачах, которые могут совместно решать заинтересованные государства-члены). Раздел 8 определяет порядок ратификации и вступления в силу Договора.
Кроме основного текста учредительные договоры имеют обособленные разделы, приложенные к ним в виде протоколов. Всего ныне действует 36 протоколов, приложенных к договорам в разное время. При подписании учредительных договоров или при внесении в них поправок государства-члены составляют декларации, отражающие их позицию по тому или иному вопросу. В отличие от протоколов декларации не содержат норм права и не имеют обязательной юридической силы. В то же время они могут использоваться при толковании нормативных положений. В истории европейской интеграции важное значение имеет также Договор о присоединении, подписанный в Афинах 16 апреля 2003 г. В соответствии с этим Договором к ЕС присоединились 10 новых государств – Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия. Составной частью Договора о присоединении, общий объем которого составляет почти 2500 страниц, является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается Европейский Союз. Кроме того, дополнением Договора являются 18 приложений, 10 протоколов, заключительный акт, 44 декларации и обмен письмами. В соответствии с Актом относительно условий присоединения 10 новых государств-членов присоединяются ко всем учредительным договорам ЕС и признают действующие акты Союза, включая решения Суда ЕС. На новые государства в полном объеме распространяются положения Шенгенского соглашения 1985 г., а также все иные акты, составляющие сегодня шенгенское право. Новым шагом в развитии конституционного (учредительного) права ЕС должна была стать Конституция ЕС. Как отмечалось (см. тема 2), она была подготовлена и одобрена главами государств-членов в октябре 2004 года, однако при ратификации на национальных референдумах во Франции и Нидерландах текст проекта Конституции ЕС не получил одобрения.
13 декабря 2007 года на саммите ЕС в Лиссабоне (Португалия) был подписан Лиссабонский договор, известный также как Договор о реформе. Он призван реформировать систему управления ЕС и в этом смысле носит значение конституционного акта (о содержании этого Договора и трудностях с его ратификацией говорится в теме 2). Тем самым, конституционное (учредительное) право ЕС постоянно развивается и охватывает все более широкую сферу правового регулирования. Оно служит исходной базой для развития других отраслей права ЕС.
Торговое право Основой общей торговой политики Европейских сообществ послужили нормы Договора об учреждении ЕЭС 1957 года. Во исполнение его положений государства-члены приступили к заключению торговых соглашений со странами-партнерами, унификации мер поддержки экспорта, а также защитных торговых мер. Впоследствии вступили в силу правовые акты в области тарифного регулирования, квотирования и лицензирования торговли отдельными видами товаров. Торговое право ЕС регулирует сферу отношений, касающихся применения правил торговли, надзора за импортом и экспортом товаров, установления количественных ограничений, мер поддержки экспорта, мер защиты от демпинга, торговых преференций. Помимо импорта и экспорта товаров, в сферу торгового права ЕС входит регулирование внешней торговли, а также регулирование вопросов, связанных с защитой интеллектуальной собственности в торговых отношениях. В настоящее время торговое право ЕС является одной из самых динамично развивающихся отраслей права ЕС. Институтами Союза приняты новые нормативные акты в области импортного регулирования, квотирования, антидемпинговой защиты, предоставления торговых льгот развивающимся странам.
Таможенное право Система источников таможенного права ЕС включает в себя: учредительные договоры Сообществ и Союза; нормативно-правовые акты институтов ЕС; судебные решения; международные договоры Сообществ и государств-членов.
Первостепенное значение в указанной сфере имеют нормы Договора об учреждении ЕЭС 1957 г. В нем впервые было сформулировано понятие и принципы таможенного союза, определены направления общей торговой политики Сообщества, закреплены основы тарифных преференций в отношении третьих стран, намечены пути сближения законодательства государств-членов по вопросам, связанным с созданием единого рынка. Важным шагом в развитии таможенных отношений между странами-членами ЕС стало принятие в 1968 г. Общего таможенного тарифа, который позволил устранить многие факторы, мешающие свободной торговле. В частности, были отменены ветеринарный и фитосанитарный контроль на границах. Ряд положений о таможенном сотрудничестве содержалось в Договоре о ЕС 1992 г. Среди актов вторичного права наибольшее значение для формирования таможенного права ЕС имеют регламенты, принимаемые СоветомЕС. В качестве примера можно назвать Регламент № 2913 от 12 октября 1992 г., которым был введен в действие первый кодифицированный акт Сообщества - Таможенный кодекс ЕС. Регулирование таможенных отношений осуществляется также в форме директив, принимаемых Советом и Комиссией ЕС. Так, широкую известность получила директива, посвященная вопросам косвенного налогообложения. Важное место среди источников таможенного права имеют международные договоры. Наиболее известные из них: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанное Европейским сообществом в 1994 г. (сейчас объединяет более 100 государств мира), Международная конвенция 1983 г. о гармонизированной системе описания и кодировке товаров, Международная конвенция о таможенной стоимости товаров. Совместно Сообществом и государствами-членами были подписаны Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г., Стамбульская конвенция о временном ввозе 1990 г. Как отмечалось, наиболее значимым источником таможенного права ЕС является Таможенный кодекс, который был принят 12 октября 1992 г. и вступил в силу с 1 января 1994 г. С целью разъяснения отдельных положений Таможенного кодекса был принят специальный Регламент 2454/93.
Таможенный кодекс ЕС состоит из 253 статей, объединенных в девять частей. В первой части содержится определение таможенной территории Сообщества, таможенного тарифа, разъясняются основные термины таможенного права, дается перечень прав и обязанностей участников таможенных отношений. В других частях определяются методы исчисления пошлин, регулируются правила ввоза товаров на таможенную территорию ЕС, вывоза товаров с территории ЕС, определяются таможенные режимы и процедуры. Кроме Таможенного кодекса и Регламента 2454/93, действует еще ряд нормативных актов ЕС, регулирующих отдельные аспекты таможенной деятельности. Так, приняты регламенты, определяющие условия и процедуру освобождения от таможенных пошлин. С помощью законодательных актов страны ЕС ведут борьбу с недобросовестной торговой практикой «третьих» стран, в том числе с реализацией поддельных и пиратских товаров.
Налоговое право Место налогового права в европейской правовой системе определяется местом налоговой политики ЕС. На начальном этапе развития европейской интерграции налоговая политика была направлена на недопущение замены таможенных барьеров, упраздненных в связи с созданием Таможенного союза, барьерами налоговыми. Это нашло отражение в нормативных актах, принимаемых институтами ЕС. По мере укрепления финансовой основы ЕС значение налогов как важнейшего источника единого бюджета возросло. Создание Экономического и валютного союза обусловило необходимость согласования налоговой политики государств-членов. Налоговое право ЕС представляет собой совокупность положений, содержащихся в учредительных документах и нормативно-правовых актах ЕС. Так, в Договоре о ЕС закрепляется норма о том, что ни одно государство-член не будет облагать продукцию других государств-членов внутренними налогами с целью косвенной защиты другой продукции (ст.95). Вопросы налогообложения чаще всего регулируются актами, принимаемыми Советом ЕС. Так, в форме регламентов устанавливаются новые налоги или закрепляются отдельные элементы налога. Например, регламентами Совета ЕС был введен налог на изоглюкозу и налог «общей ответственности» на молоко и молочные продукты. Налоговые отношения регулируются также путем издания директив. Примерами такой регламентации могут быть директива № 92/12 от 25 февраля 1992 г. об общем режиме хранения, движении и контроле за товарами, облагаемыми акцизами; директива № 90/435 от 23 июля 1990 г. об общей системе налогообложения материнских и дочерних компаний в разных государствах-членах ЕС. В качестве источника налогового права могут выступать и международные договоры, которые заключают Сообщества и государства-члены. В рамках Европейской организации по экономическому сотрудничеству разработан Типовой договор, который используется государствами при заключении двусторонних налоговых договоров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|