Консультативные и вспомогательные органы в системе ЕС
Кроме рассмотренных выше институтов (органов), в системе Европейского Союза действует большое число консультативных и вспомогательных органов – различного рода комитетов, комиссий и других организаций. Основными консультативными органами ЕС являются Европейский Совет (Совет глав государств-членов), Экономический и социальный комитет и Комитет регионов.
Европейский Совет является неформальным политическим органом, в состав которого входят главы государств и правительств. Он действует де-факто с 1974 года, а юридическое закрепление получил в Едином европейском акте 1986 года. В настоящее время правовой основой его организации и деятельности является ст.4 Договора о ЕС. По регламенту Европейский Совет заседание два раза в году. На его заседаниях (саммитах) обсуждаются важнейшие проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются решения стратегического характера. В случае необходимости могут созываться внеплановые заседания, посвященные, как правило, одному крупному вопросу, требующему принятия политического решения. Заседание проходит под председательством главы или премьер-министра того государства, которое в данном полугодии председательствует в Совете. Решения Совета принимаются на основе единогласия (консенсуса) и оформляются в виде итогового коммюнике и деклараций. В отличие от других институтов ЕС они не носят характер юридически обязательных актов. В то же время содержащиеся в них положения и указания направляют деятельность институтов ЕС, государств-членов. Тем самым, Европейский Совет – это своего рода коллективный глава Союза. Аналог его мы находим в государственном устройстве Швейцарии, где по Конституции правительство – Союзный совет – избирается Федеральным собранием (ст.175 Конституции Швейцарии). Из членов Совета избирается президент и вице-президент страны сроком на один год.
Экономический и социальный комитет призван оказывать содействие Совету ЕС (Совету министров) и Комиссии в подготовке решений по вопросам регулирования внутреннего рынка, других областей экономической и социальной политики. Этот орган формируется на основе корпоративного принципа. Это означает, что в его состав делегируются представители от различных групп самодеятельного населения страны (объединений работодателей, наемных работников, молодежи, женщин, инвалидов, других социальных групп, представленных на европейском уровне: фермеров, работников транспорта, ремесленников, лиц свободных профессий). Кандидатуры от государств утверждаются Советом ЕС по определенной квоте в соответствии с экономическим потенциалом страны и численностью населения. Общее число членов Экономического и социального комитета, согласно Ниццскому договору 2001 г., не должно превышать 350. Срок полномочий Комитета и соответственно его членов – четыре года. Комитет принимает свой внутренний регламент, в котором определяется структура, руководящие органы и порядок работы. Во главе Комитета стоит избираемый его членами председатель, возглавляющий бюро Комитета. В составе Комитета могут создаваться секции и подсекции. Важнейшей функцией Экономического и социального комитета является предоставление Совету и Комиссии консультаций по проектам законодательных актов и иных решений ЕС. Органы ЕС могут запрашивать мнение Комитета по вопросам его компетенции, однако он может высказать свое мнение и без запроса. Обязательное проведение таких консультаций по проектам нормативных актов предписывается в отношении свыше десяти различных вопросов, затрагивающих интересы широких слоев населения, например, по вопросам охраны окружающей среды, директив в области социальной политики (ст.137 Договора о ЕС).
В среднем Комитет представляет за год 170 консультативных документов, из которых примерно 15% принимаются по собственной инициативе. Другой важной функцией Комитета является информирование своих стран о процессах и достижениях европейской интеграции. В этой связи Комитет действует как связующее звено между европейскими интересами и интересами гражданского общества. Заседания Комитета созываются по предложению Совета ЕС или Комиссии или по собственной инициативе. На заседаниях обсуждаются проекты нормативных актов, которые предполагается принять Советом или Комиссией, а также стратегические вопросы в области экономической и социальной жизни ЕС По результатам работы Комитет может принимать заключения или выносить рекомендации, которые направляются в адрес институтов ЕС.
Комитет регионов как консультативный орган был создан в 1994 году. Необходимость его создания объясняется тем, что больше половины нормативных актов Союза в той или иной степени затрагивают интересы регионов. От того, как эти акты будут реализованы на местах, зависит управляемость Союза и его перспективы. В соответствии с Ниццским договором 2001 г. этот орган включает представителей регионального и местного самоуправления стран ЕС. Состав Комитета утверждается решением Совета ЕС на основе представлений от каждого государства-члена. Одновременно с членами Комитета назначается равное им число заместителей. Количество мест, принадлежащих каждому государству, определено в приложении к Ниццскому договору и не должно превышать 350. Срок полномочий Комитета и его членов – четыре года. Структура и порядок работы Комитета определяются его внутренним регламентом. Комитет возглавляет председатель и бюро, которые избираются членами Комитета. Согласно ст.265 Договора о ЕС, на Комитет регионов возлагаются следующие функции: подготовка заключений и консультаций для Совета министров и Комиссии по проектам нормативных актов, которые касаются региональной политики.
Заседания Комитета проводятся по инициативе председателя, бюро, самого Комитета, а также по просьбе Парламента, Совета или Комиссии ЕС. Члены Комитета регионов распределяются по комиссиям, в частности: по вопросам территориального единства; по вопросам экономической и социальной политики; по вопросам устойчивого развития; по вопросам культуры, образования и науке; по вопросам внутренних отношений и децентрализованному сотрудничеству. Кроме того, в структуре Комитета регионов на правах комиссии создан комитет по административным и финансовым отношениям. Каждая из комиссий заседает четыре-пять раз в году в течение одного-двух дней. По результатам заседаний Комитет может принимать заключения или рекомендации по всем вопросам, связанным с осуществлением региональной политики.
К числу вспомогательных органов ЕС относятся: 1) Европейский центральный банк (ЕЦБ); 2) Европейский инвестиционный банк (ЕИБ; 3) Обмудсман ЕС (Европейский омбудсман); 4) Европол (Европейское полицейское ведомство); 5) иные специализированные агентства и комитеты.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) – это орган, осуществляющий общее руководство кредитно-денежной системой ЕС и управление единой валютой евро. Основными целями ЕЦБ являются: поддержание стабильности цен и поддержка общей экономической политики сообщества (ст.105 Договора о ЕС). Для достижения этих целей Европейский центральный банк решает следующие задачи: 1) определяет и проводит в жизнь валютную политику ЕС; 2) владеет и распоряжается официальными резервами иностранной валюты государств-членов; 3) содействует правильному функционированию системы платежей; 4) оказывает помощь компетентным государственным органам в проведении надзора за кредитными учреждениями и за стабильностью финансовой системы. Европейский центральный банк действует на основании Статута. В этом акте закреплено доминирующее положение ЕЦБ над национальными банками государств.
Вместе с национальными банками государств-членов, входящих в «зону евро», ЕЦБ образует Европейскую систему центральных банков.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) – это банковская организация, которая осуществляет предоставление займов, главным образом, в целях развития присоединившихся государств. Штаб-квартира ЕНБ находтся в Люксембурге, но банк имеет свои отделения в других городах (Лондоне, Риме, Брюсселе, Афинах, Лиссабоне). Задача банка состоит в том, чтобы предоставлять кредит и давать гарантии финансирования проектов, важных для Союза. Так, ЕНБ предоставлял кредиты Португалии, Греции, Ирландии, ряду районов Испании, а теперь и «новым» государствам-членам (преимущественно из Восточной Европы).
Обмудсман ЕС (Европейский омбудсман) – это избираемое Европарламентом должностное лицо, которое рассматривает жалобы граждан и организаций по фактам нарушения порядка управления со стороны институтов и других органов Союза. Омбудсман избирается на альтернативной основе сроком на 5 лет. Его полномочия могут быть прекращены лишь в судебном порядке. Задача Омбудсмана – расследовать дела по жалобам на «случаи нарушения порядка управления в деятельности институтов или органов сообщества», кроме судебных (ст.195 Договора). Институты и органы ЕС должны представлять Омбудсману любые необходимые сведения, а их сотрудники могут быть приглашены для дачи показаний. Если в ходе расследования жалобы подтвердится, что конкретный институт или орган допусти нарушение, то Омбудсман пытается сначала достичь «полюбовного урегулирования», которое позволит устранить нарушение и удовлетворить справедливые требования лица, обратившегося с жалобой. Если достичь примирения сторон не удается, то Омбудсман подготавливает доклад, содержащий проекты критических рекомендаций. В течение трех месяцев соответствующий орган должен дать ответ Омбудсману с возможным указанием мер, принятых во исполнение критических рекомендаций. Если ответ института (органа) признан Омбудсманом неудовлетворительным, то он направляет специальный доклад Европарламенту. Этот доклад завершает рассмотрение жалобы. В дальнейшем Европарламент может принять меры в рамках своих полномочий.
Европол (Европейское полицейское ведомство) – орган Европейского Союза, который осуществляет координацию, информирование и оказывает помощь деятельности полициейских служб государств-членов в сфере предотвращения и расследования тяжких преступлений, затрагивающих интересы двух и более стран. В настоящее время деятельность Европола концентрируется в основном на информационной поддержке мероприятий по борьбе с преступностью путем сбора, передачи и обработки соответствующих данных. Для этого в государствах-членах созданы национальные отделы, отвечающие за контакты с Европолом, и каждое из них направляет в Европол своих офицеров по связи.
Евроюст – новый орган Европейского Союза, созданный для координации работы национальных прокуратур и иных ведомств государств-членов, осуществляющих уголовное преследование и/или расследование уголовных дел. Компетенция Евроюста распространяется на более широкий круг противоправных деяний, чем компетенция Европола (к ней дополнительно отнесена, например, экономическая преступность). Правовой статус данного органа закреплен в Решении Совета ЕС о 28 февраля 2002 г. «О создании Евроюста в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью». В соответствии с указанным решением в состав Евроюста входят по одному «национальному члену, откомандированному каждым государством-членом…и являющемуся по должности прокурором, судьей или офицером полиции с аналогичными прерогативами» (ст.2). Национальные члены выступают уполномоченными представителями своих стран. Они обеспечивают постоянное взаимодействие органов уголовного преследования разных государств-членов ЕС.
Комитет постоянных представителей (КОREPER) состоит из официальных представителей государств-членов, аккредитованных при Еврокомиссии. В зависимости от круга рассматриваемых вопросов и их значения Комитет собирается на уровне представителей или их заместителей.
Комитет по вопросам политики и безопасности включает старших должностных лиц национальных ведомств иностранных дел. Он призван следить за развитием обстановки в областях, относящихся к ОВПБ. Совет ЕС может делегировать Комитету полномочия по стратегическому руководству операциями по урегулированию кризисов в отдельных регионах ЕС.
Комитет по социальной защите призван содействовать сотрудничеству государств-членов и Комиссии ЕС в сфере социальной политики, распространению и внедрению практического опыта. Комитет может по собственной инициативе или по запросу Совета или Комиссии подготавливать соответствующие доклады, давать заключения и рекомендации. Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите институты (основные органы) ЕС? 2. В каком документе закрепляется система институтов (основных органов) ЕС? 3. Что представляет собой Европейский Совет? 4. Чем Европейский Совет отличается от Совета ЕС (Совета министров)? 5. Кто входит в Совет ЕС? 6. В чем назначение Совета ЕС? 7. Какими способами принимаются решения в Совете ЕС? 8. По каким вопросам Совет ЕС принимает решения квалифицированным («взвешенным») большинством? 9. Для каких целей образован Комитет постоянных представителей (КОREPER)? 10. Что представляет собой Европейский парламент и как он формируется? 11. Какие полномочия Европарламента? 12. Какая структура Европарламента? 13. Где находится резиденция Европарламента? 14. Для чего создана Европейская комиссия и какой ее состав? 15. Как формируется состав Еврокомиссии? 16. Какие полномочия Еврокомиссии? 17. Какая структура Еврокомиссии? 18. Какие основные задачи Суда ЕС? 19. Какие суды входят в судебную систему ЕС? 20. Какие дела рассматривает Суд (Трибунал) первой инстанции? 21. Для чего создан Суд (Трибунал) гражданской службы? 22. Какой состав Суда ЕС и как он формируется? 23. Какие категории дел рассматривает Суда ЕС? 24. Какая процедура рассмотрения дел и вынесения решений в Суде ЕС? 25. Для чего образована Европейская счетная палата (Палата аудиторов)? 26. Какая структура Счетной палаты (Палаты аудиторов)? 27. Назовите консультативные органы в системе ЕС? 28. Для чего образован Экономический и социальный комитет? 29. На каких принципах формируется Экономический и социальный комитет? 30. Чем занимается Комитет регионов и как он формируется? 31. Назовите вспомогательные органы в системе ЕС? 32. Какие задачи Европейского центрального банка (ЕЦБ)? 33. Что представляет собой Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и для чего он создан? 34. Какие задачи Европейского омбудсмана? 35. Чем занимается Европейского полицейское ведомство (Европол)? 36. Какие задачи Евроюста? _______________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|