Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормы третичного (или дополнительного) права.




К нормам «первичного» уровня относятся документы основополагающего или, как говорят в международном праве, учредительного характера.

Учредительные документы – это договоры, на основании которых созданы и функционируют Европейские сообщества и Европейский Союз.

К числу таких договоров, в частности, относятся: Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. (Парижский договор); Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евроатоме); Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) 1957 г. (Римский договор); Договор о Европейском Союзе 1992 г. (Маастрихский договор).

Все учредительные договоры Союза заключены на неограниченный срок, то есть являются бессрочными. Единственное исключение – Договор о ЕОУС был заключен на 50 лет. Этот срок истек 23 июля 2002 г. С этого времени Европейский Союз базируется на трех учредительных договорах.

Правовые нормы, закрепленные в учредительных договорах, образуют фундаментальную основу Сообществ и Союза. В этих нормах устанавливаются цели, задачи и принципы Европейских сообществ и ЕС, их компетенция, порядок формирования и функционирования институтов. Учредительные договоры определяют основные параметры права ЕС, его особенности, условия и порядок применения.

Нормы первичного права обладают верховенством по отношению к нормам вторичного и в значительной мере третичного права. Для их изменения и пересмотра установлена сложная процедура, требующая проведения межправительственной конференции и единогласной ратификации актов, вносящих изменения в учредительные договоры. Все сказанное дало основание Суду ЕС расценить учредительные документы как конституционную хартию, сравнимую с основным законом государства.

Нормы вторичного уровня составляют самую многочисленную часть права ЕС. К ним относятся нормативно-правовые акты, издаваемые органами ЕС на основании учредительных договоров. Эти нормы права являются обязательными для исполнения как государствами-членами, так и частными лицами (физическими и юридическими).

Нормы вторичного права принято называть собирательным термином «законодательство Европейского Союза».

В зависимости от юридической формы выделяются три вида нормативно-правовых актов ЕС: регламенты, директивы и рамочные решения.

Регламент (regulation) - это нормативный акт, который регулируют общие вопросы, имеющие значение для всех государств-членов (например, о создании единой валюты, о введение импортных квот). Он является актом прямого действия и применяется без согласия национальных органов власти.

Органы ЕС (Совет, Комиссия), издавая регламенты, регулируют общественные отношения на всем пространстве ЕС. Обладая верховенством над национальным правом, регламенты постепенно вытесняют национальное законодательство и устанавливают единообразные (унифицированные) правила поведения участников права ЕС.

Директива (directive), в отличие от регламента, имеет конкретных адресатов – одно или несколько государств-членов. Директива вступает в силу посредством включения ее положений в национальное законодательство, для чего государствам-членам отводится определенный срок. Методы выполнения директивы оставляются на усмотрение национальных органов.

Например, руководствуясь директивой о борьбе с легализацией незаконных доходов, государства-члены ЕС ввели в национальное законодательство соответствующие нормы, однако при этом сферы правового регулирования, механизм реализации норм, а также меры ответственности заметно различаются.

Национальные правовые акты, принятые на основании директивы, государства-члены обязаны представлять Комиссии ЕС для контроля. С этой целью в заключительных положениях директив, как правило, содержится специальное указание: «Государства-члены направляют Комиссии тексты основных положений внутреннего права, которые они принимают в сфере, регулируемой настоящей директивой».

Для выполнения предписаний директивы устанавливается определенный срок, до истечения которого государства-члены обязаны привести свое законодательство в соответствие с директивой. Этот срок закрепляется указанием на календарную дату и может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Решение (decision), как и директива, предписывает государствам-членам и ным субъектам (физическим и юридическим лицам) совершить конкретные действия. Решение, как правило, принимается для урегулирования конкретной проблемы (например, введение антидемпинговых пошлин, разрешение или запрет на слияние определенных компаний, оказание экстренной помощи третьим странам).

Значительное количество рамочных решений принимается в сфере уголовного и уголовно-процессуального права (например, решение от 15 марта 2001 г. «О статусе потерпевших в уголовном процессе»).

Подобно директиве, решения принимаются с целью сближения законодательства государств в конкретных сферах. Они имеют обязательный характер в части достижения результата, но оставляют за национальными властями выбор форм и методов.

Нормы третичного права (иногда используют термин «комплементарное право» - от фр. complementaire – дополнительное) представляют собой иные документы, которые могут принимать институты (основные органы) ЕС.

К нормам третичного права относятся следующие правовые документы:

- международные договоры, заключаемые ЕС с «третьими странами» и международными организациями (например, Советом Европы, ОБСЕ);

- дополнительные соглашения и конвенции, заключаемые государствами-членами в соответствии с учредительными договорами;

- внутренние регламенты (правила процедуры), регулирующие порядок деятельности органов ЕС;

- акты политического характера, принимаемые в сфере внешней политики и безопасности.

Правовой основой для принятия норм третичного уровня является статья 220 Договора о ЕС. Она предоставляет государствам-членам возможность заключать соглашения в целях устранения двойного налогообложения; упрощения формальностей, необходимых для взаимного исполнения судебных и арбитражных решений.

Нормы третичного права формально не подпадают под юрисдикцию Суда ЕС. Однако многие акты такого рода (особенно международные договоры) содержат оговорку, подчиняющую их юрисдикции Суда ЕС. Примерами могут служить Брюссельская конвенция 1968 г. относительно судебной юрисдикции и исполнении решений в области гражданского и торгового права, Неополитанская конвенция 1967 г. о сотрудничестве таможенных служб, Конвенция об устранении двойного налогообложения 1990 г.

При характеристике права ЕС можно выделять его вертикальную и горизонтальную структуры.

Когда говорят о вертикальной структуре, то имеют в виду иерархичную соподчиненность норм права ЕС. В этой структуре (иерархии) нормы первичного права (положения учредительных договоров) занимает основополагающее значение. Нормы вторичного права (или «законодательство ЕС») не должны противоречить нормам первичного права. Третичное право (преимущественно договоры, соглашения, конвенции между государствами-членами) дополняет нормы первичного и вторичного права.

Горизонтальная структура права ЕС характеризует его основные «сегменты», которые сложились в процессе его развития и отражают основные сферы регулирования. По этому признаку право ЕС как бы разделяют на три составные части:

1) право Европейских сообществ и ЕС в рамках «первой опоры»;

2) право ЕС, применяемое в рамках «второй и третьей опоры»;

3) положения европейского права о правах человека.

Все три слагаемые тесно взаимосвязаны, однако каждое из них обладает собственными квалификационными признаками.

Первую составляющую образует право Европейских сообществ и позднее - право ЕС, которое регулирует вопросы формирования общего рынка, экономического и валютного союза. С таких норм собственно начиналась европейская интеграция. К настоящему времени эта система норм практически в полной мере включена в правовые системы всех государств-членов ЕС.

Вторую составляющую права ЕС образуют нормы, которые носят, по общему правилу, конвенционный (договорный) характер и посвящены выработке общей внешней политики и политике безопасности, а также формам сотрудничества полиций и судебных органов в сфере борьбы с преступностью. Эти нормы обязательны для государств-членов, но не подлежат инкорпорированию в национальное законодательство.

Третью составляющую права ЕС образуют нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополняющие их документы, принятые Советом Европы. Поскольку участниками этой Конвенции (и Совета Европы) являются все государства-члены ЕС, то нормы о правах человека имеют обязательный характер.

Законодательство и практика в сфере прав человека государств-членов не должны противоречить положениям данной Конвенции и практике Европейского суда по правам человека (в этот Суд может обращаться любой гражданин ЕС, если нарушены его основополагающие права и исчерпаны национальные средства правовой защиты).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...