Об осьмом члене. О девятом члене
Об осьмом члене В. В каком разуме Дух Святый называется Господом? О. В таком же, как и Сын Божий, то есть: как истинный Бог. В. Свидетельствует ли о сем Священное Писание? О. Сие видно из слов, которые сказал апостол Петр в обличение Анании: Почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? и далее: не человеком солгал еси, но Богу (Деян. 5: 3-4). В. Как понимать то, что Дух Святый называется животворящим? О. Сие должно понимать так, что Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие (Ин. 3: 5). В. Откуда знаем, что Дух Святый исходит от Отца? О. Сие знаем из следующих слов Самого Иисуса Христа: Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин. 15: 26). В. Учение о исхождении Святого Духа от Отца может ли быть подвержено какому изменению, или дополнению? О. Не может. Во-первых, потому что Православная Церковь в учении сем повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, суть достаточное и совершенное выражение истины. Во-вторых, потому что Второй Вселенский Собор, которого главный предмет был утвердить истинное учение о Святом Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил сие учение в Символе Веры; и Кафолическая Церковь признала сие так решительно, что Третий Вселенский Собор седьмым правилом своим запретил составлять новый Символ Веры. Посему Святый Иоанн Дамаскин пишет: Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем: от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня нарицаем (Бог. кн. 1, гл. 11, ст. 4). В. Откуда видно, что Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцем и Сыном?
О. Сие видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф. 28: 19). В. Для чего сказано в Символе, что Дух Святый глаголал чрез Пророков? О. Сие сказано в обличение некоторых лжеучителей, которые говорили, что книги Ветхого Завета писаны не Духом Святым. В. Свидетельствует ли Священное Писание, что чрез Пророков точно говорил Дух Святый? О. Апостол Петр пишет: Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святого Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы (2 Пет. 1: 21). В. Не Дух ли Святый говорил и чрез Апостолов? О. Точно так. Пророкам, - говорит также апостол Петр, - открыся, яко не им самем, но нам служаху сие, яже ныне возвестишася вам, благовествовавшими вам Духом Святым, посланным с небесе (1 Петр. 1: 12). В. Почему же о Апостолах не упомянуто в Символе? О. Потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов. В. Дух Святый не открылся ли человекам некоторым особенным образом? О. Он сошел на Апостолов в виде огненных языков, в пятьдесятый день по воскресении Христовом. В. Сообщается ли Дух Святый человекам и ныне? О. Сообщается всем истинным Христианам. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3: 16). В. Как можно сделаться причастным Святого Духа? О. Чрез усердную молитву и чрез Таинства. Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец, Иже с небесе, даст Духа Святого просящим у Него (Лк. 11: 13). Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святого, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом Спасителем нашим (Тит. 3: 4-6). В. Какие главнейшие дары Духа Святого? О. Главнейшие и более общие суть, по исчислению пророка Исаии, следующие седмь: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух света, дух разумения, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени. См. Исаии 11: 1-3.
О девятом члене В. Что есть Церковь? О. Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами. В. Что значит веровать в Церковь? О. Значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа. В. Как может быть предметом веры Церковь, которая видима, когда вера, по Апостолу, есть обличение невидимых? О. Во-первых, хотя Церковь видима, но невидима усвоенная ей и освященным в ней благодать Божия, которая и есть собственно предмет верования в Церковь. Во-вторых, Церковь, будучи видима, поколику она есть на земле и к ней принадлежат все Православные Христиане живущие на земле, в то же время есть невидима, поколику она есть и на небеси и к ней принадлежат все, скончавшиеся в истинной вере и святости. В. На чем утвердить можно понятие о Церкви, сущей на земле и купно небесной? О. На следующих словах апостола Павла к Христианам: Приступисте к Сионстей горе, и ко Граду Бога живого, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству, и церкви первородных, на небесех написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и к Ходатаю Завета Нового Иисусу (Евр. 12: 22-24). В. Чем удостоверяемся мы о пребывании благодати Божией в истинной Церкви? О. Во-первых, тем, что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины, и тело Свое, то есть Церковь, исполняющий благодатию и истиною. См. Ин. 1: 14-17. Во-вторых, тем, что Он обещал ученикам Своим Духа Святого, чтобы Он был с ними вечно, и что, по сему обещанию, Дух Святый поставляет пастырей Церкви. См. Ин. 14: 16. Апостол Павел о Иисусе Христе говорит, что Бог Отец Того даде главу выше всех Церкви, яже есть тело Его (Еф. 1: 22-23). Тот же Апостол говорит к пастырям Церкви: Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею (Деян. 20: 28).
В. Чем еще удостоверяемся, что благодать Божия пребывает в Церкви до ныне, и будет пребывать до скончания века? О. В сем удостоверяют нас следующие изречения Самого Иисуса Христа и Его Апостола: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16: 18). Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь (Мф. 28: 20). Тому (Богу Отцу) слава в Церкви о Христе Иисусе во вся роды века веков, аминь (Еф. 3: 21). В. Почему Церковь есть Едина? О. Потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Едино тело, един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех (Еф. 4: 4-6). В. Чем точнее удостоверяемся, что Иисус Христос есть единая глава единой Церкви? О. Апостол Павел пишет, что для Церкви, как здания Божие, основания иного никтоже может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос (1 Кор. 3: 10-11). Посему для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа. Церковь, долженствующая пребыть во все роды века, требует и главы всегда пребывающей; а таков есть един Иисус Христос. Посему и Апостолы называются не более как служителями Церкви (Кол. 1: 24, 25). В. Единство Церкви какую обязанность налагает на нас? О. Блюсти единение духа в союзе мира (Еф. 4: 3). В. Как согласить с единством Церкви то, что есть многие Церкви отдельные и самостоятельные, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская? О. Это суть частные Церкви, или части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается видимо, одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и тайнах. В. Существует ли также единство между пребывающею на земле и небесною Церковию? О. Без сомнения существует, как по отношению их к единой главе, Господу нашему Иисусу Христу, так и по взаимному общению между тою и другою.
В. Какое средство общение Церкви сущей на земле с небесною? О. Молитва веры и любви. Верные, принадлежащие к Церкви подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь Святых, принадлежащих к Церкви небесной: и сии, стоя на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, подкрепляют и приносят пред Богом молитвы верных, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них, или невидимою силою, или чрез свои явления и некоторые другие посредства. В. На чем основано правило Церкви, сущей на земле, призывать в молитве Святых Церкви Небесной? О. На Священном Предании, которого начала видны и в Священном Писании. Например, когда пророк Давид взывает в молитве: Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля, отец наших, тогда он воспоминает Святых в подкрепление своей молитвы, точно так же, как и ныне Православная Церковь призывает Христа истинного Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех Святых. См. 1 Парал. 29: 18. Кирилл Иерусалимский, в изъяснении Божественной Литургии, говорит: Поминаем и прежде почивших, во первых, Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше (Поуч. Тайновод. 5, гл. 9). Василий Великий, в слове на день Святых четыредесяти мучеников, говорит: Скорбящий к четыредесятим прибегает, веселящийся притекает к тем же: один, да обрящет разрешение скорбей, другой, да соблюдутся у него благая. Здесь жена благочестивая о чадех молящихся зрится: отшедшего мужа возвращение, недугующему здравие просит. С мучениками да бывают прошения ваши. В. Есть ли свидетельство Священного Писания о посредствующей молитве Святых на небесах? О. Святый Евангелист Иоанн в откровении видел на небеси Ангела, которому даны быша фимиами мнози, да даст молитвам Святых всех на алтарь златый, сущий пред престолом: и изыде дым кадильный молитвами Святых от руки Ангела пред Бога (Откр. 8: 3-4). В. Есть ли свидетельство Священного Писание о благотворных явлениях Святых с неба? О. Святый Евангелист Матфей повествует, что по крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа многа телеса усопших Святых восташа, и исшедше из гроб, по воскресении Его внидоша во святый град, и явишася мнозем (Мф. 27: 52-53). Поелику чудо, столь важное, не могло быть без важной цели: то должно полагать, что воскресшие Святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и победоносном воскресении Его и сею проповедью споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывавшуюся тогда новозаветную.
В. Какими свидетельствами утверждаемся в веровании тому, что Святые, по преставлении своем, чудодействуют чрез некоторые земные посредства? О. Четвертая книга Царств свидетельствует, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый (4 Царств 13: 21). Апостол Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но то же делали взятые от тела его главотяжи и убрусцы, в отсутствии его (Деян. 19: 12). По сему примеру понятно, что Святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земные посредства, получившие от них освящение. Григорий Богослов, в первом обличительном слове на Иулиана, говорит: Не постыдился еси жертв, за Христа закланных, ниже убоялся еси великих подвижников: Иоанна оного, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы и прочих, прежде и после оных за истину пострадавших, иже и огню, и железу, и зверям, и мучителям, и настоящим бедствиям и возвещаемым, якоже в чуждих телесех и безтелесии, усердно противустали. Чего ради? Да ниже словом предадут благочестие. Имже и великие чести и торжества праведно учреждена суть. От нихже и демони прогоняются, и недуги врачуются. Ихже явление и ихже пророчества. Ихже едина телеса равномощна суть душам святым, егда или осязаема, или почитаема бывают. Ихже и капли крове, сии малые признаки страдания, равная действуют телесем. Иоанн Дамаскин пишет: Мощи святых аки спасительные источники дарова нам Владыка Христос, яже многоразличные благодеяния источают. Как бы в изъяснение сего замечает он: Яко посредством ума, и в телеса их вселися Бог (Богосл. кн. 4, гл. 15, ст. 3. 4). В. Почему Церковь есть Святая? О. Потому что освящена Иисусом Христом чрез Его страдание, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез Таинства. Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф. 5: 25-27). В молитве к Богу Отцу о верующих, Иисус Христос сказал между прочим: Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть. И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину (Ин. 17: 17-19). В. Каким образом Церковь есть Святая, когда в ней есть и согрешающие? О. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою: а грешники нераскаянные, или видимым действием Церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и с сей стороны сохраняется святою. Измите злого от вас самех (1 Кор. 5: 13). Твердое убо основание Божие стоит, имуще печать сию: позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне (2 Тим. 2: 19). В. Почему Церковь называется Соборною, или что то же, Кафолическою, или Вселенскою? О. Потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что благовествование существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо Кол. 1: 5-6; и что в Церкви Христианской несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3: 11). Сущие от веры благословятся с верным Авраамом (Гал. 3: 9). В. Какое важное преимущество имеет Кафолическая Церковь? О. Ей собственно принадлежат высокие обетования, что врата адовы не одолеют ей, что Господь пребудет с нею до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во все роды века: что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение. Несомненно исповедуем как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих Отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждение (Посл. Вост. Патр. о Правосл. Вере, чл. 12). В. Если Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире: то не должно ли признавать необходимо нужным для спасения, чтобы верующий к ней принадлежал? О. Совершенно так. Поелику Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть глава Церкви, и Той есть Спаситель тела: то, дабы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, то есть, Кафолической Церкви (Еф. 5: 23). Апостол Петр пишет, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом: так все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической Церкви. В. Какие мысли и воспоминания соединять должно с наименованием Церкви Восточной? О. В раю, насажденном на востоке, создана была и первая Церковь безгрешных прародителей: и там же, по грехопадении, положено новое основание Церкви спасаемых, в обетовании о Спасителе. На востоке, в земле Иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил начало Своей собственно Христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной; и доныне Православная Кафолическая Вселенская Вера, Семью Вселенскими Соборами утвержденная, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних Церквах Восточных, и в единомысленных с Восточными. В. Почему Церковь называется Апостольскою? О. Потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от Апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа, чрез священное рукоположение. В сем же разуме Церковь называется также Православною или Правоверующею. Несте странни и пришельцы, но сожителе Святым и приснии Богу, наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу (Еф. 2: 19-20). В. Чему научает Символ Веры, когда называет Церковь Апостольскою? О. Научает Твердо держаться учение и преданий Апостольских, и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов. Апостол Павел говорит: Темже убо, братие стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2: 15). Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся (Тит. 3: 10). Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрезания, ихже подобает уста заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, скверного ради прибытка (Тит. 1: 10-11). Аще же и Церковь преслушает брат твой, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18: 17). В. Какое существует в Церкви учреждение, в котором сохраняется преемство Апостольского служение? О. Церковная Иерархия, или священноначалие. В. Откуда ведет свое начало Иерархия Христианской Православной Церкви? О. От Самого Иисуса Христа и от сошествия на Апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается чрез преемственное рукоположение в таинстве Священства. Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же Пастыри и учители, к совершению Святых в дело служение, в созидание тела Христова (Еф. 4: 11-12). В. Какое священноначалие может простирать свое действие на всю Кафолическую Церковь? О. Вселенский Собор. В. Какому священноначалию подчинены главные части Вселенской Церкви? О. Православным Патриархам. В. Какому священноначалию подчиняются меньшие православные области и города? О. Митрополитам, Архиепископам и Епископам. В. Дабы исполнить долг повиновения Церкви, откуда можно узнать, чего она требует от своих сынов? О. Сие можно знать из Священного Писания, из Правил Святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отец, и из Церковных Уставов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|