Примерная схема самоанализа занятия
Примерная схема самоанализа лекции/ урока/ мероприятия по психологическому просвещению: Тема ______________________________________________________________ Тип: ______________________________________________________________ Лекция: информационная, проблемная, лекция-дискуссия, лекция-пресс-конференция, лекция-визуализация; вводная, установочная, тематическая обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная (итоговая). Урок: вводный, объяснения нового материала, закрепления материала, проверки домашнего задания, комбинированный, заключительный; урок-лекция, урок-практикум, урок-конференция, урок-диспут. Психологическое просвещение: индивидуальное (беседа, подборка литературы), групповое (тематический урок, родительское собрание), эстрадное представление (с участием субъекта-реципиента), публичное выступление (сообщение перед большой аудиторией), непубличное (выставки и др. ). Структура: ________________________________________________________ __________________________________________________________________ Сообщение литературных источников по теме, плана занятия и следование ему. Способы изложения материала: индуктивный (примеры, факты, подводящие к общим научным выводам); дедуктивный (рассмотрение общих положений с разъяснением возможности их применения); традиционный (последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов темы); проблемный (с постановкой проблемных вопросов для аудитории). Выводы по занятию: ____________________________________________ ______________________________________________________________ Можно ли говорить о четкости структуры занятия (вступление, основная часть, выводы)? Содержание лекции/ урока/ мероприятия _______________________________ __________________________________________________________________ Научность и информативность (современный научный уровень) материала: доказательность и аргументированность; наличие ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Освещение истории вопроса. Характеристика различных концепций и научных подходов. Излагался ли материал, которого нет в учебниках и учебных пособиях? Связь с предыдущим и последующим материалом. Внутрипредметные и межпредметные связи. Соответствие занятий дидактическим принципам высшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность учащихся/ студентов в учебе и т. д.
Методика проведения _______________________________________________ __________________________________________________________________ Было ли выявление ведущих идей и положений, подчеркивание выводов, повторение в различных формулировках, изложение материала доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий? Применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы, создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей слушателей. Использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всего материала. Применение наглядных и компьютерных средств обучения (компьютерная презентация, видеофрагменты и др. ). Использование студентом-преподавателем опорных материалов лекции (плана-конспекта, отдельных записей, полного текста лекции). Выдержан ли регламент занятия? Какие вопросы студент-преподаватель не успел рассмотреть? Почему? Руководство работой слушателей______________________________________ __________________________________________________________________ Как осуществлялась активизация познавательной деятельности слушателей, применялись способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия. Каким образом вовлекал студент-преподаватель слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала (проблемные вопросы, познавательные задачи, разбор ситуаций и т. д. )? Создавал ли студент-преподаватель возможность для осмысленного конспектирования, расставлял ли акценты в тексте (выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрация иллюстративного материала и т. д. )? Как усваивали слушатели материал? Вели ли записи? Реакция слушателей (реплики, вопросы, отсутствие контакта, отстраненность, потеря внимания, совсем не слушали, занимались посторонними делами, шумели, уходили и т. д. ). Как реагировал и отвечал студент-преподаватель на заданные вопросы?
Лекторское мастерство студента-преподавателя_________________________ __________________________________________________________________ Знание предмета, учебного материала. Педагогический такт, стиль общения, юмор, гуманистическая направленность личности преподавателя-стажера. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт. Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д. ), синтаксических (умение правильно строить предложения, не нарушая норм сочетаемости несогласования и т. д. ). Результативность ___________________________________________________ __________________________________________________________________ Реализованы ли образовательная, развивающая и воспитательная цели? Информационно-познавательная и мотивационно-стимулирующая ценность занятия. Воспитательная значимость. Будет ли способствовать занятие дальнейшей самостоятельной работе слушателей по изучаемой теме? Общие выводы, рекомендации и пожелания_____________________________ __________________________________________________________________ Примерная схема самоанализа практического занятия: Тема ______________________________________________________________
Общая характеристика занятия _______________________________________ __________________________________________________________________ Тип практического занятия (семинар, лабораторное занятие, деловая игра и т. д. ). Реализация цели и задач на практическом занятии. Место практического занятия в общей системе учебных занятий по предмету. Структура практического занятия _____________________________________ __________________________________________________________________ Выдержана ли общая структура практического занятия: вступление; ответы на вопросы слушателей по неясному материалу; практическая часть как плановая; подведение итогов студентом-преподавателем; задание для дальнейшей самостоятельной работы по теме. Какие структурные компоненты были дополнительно введены в практическое занятие? В связи с чем? Содержание и методика проведения занятия ____________________________ __________________________________________________________________ Готовились ли заранее слушатели к практическому занятию (распределение вопросов, рефератов, докладов и т. д. )? Наличие у них плана практического занятия, заданий для самостоятельной работы. Какие методы обучения, виды и формы работ применялись на занятии (обсуждение отдельных вопросов, рефератов, докладов, сообщений; дискуссии, полемика, содоклады; решение задач, ситуаций, тренировочных упражнений; работа с первоисточниками, учебной и справочной литературой; тесты; проведение экспериментов; игры; моделирование ситуаций; рефлексия и т. д. ). В полной ли мере они способствовали усвоению содержания учебного материала? Какие «не сработали»? Почему? Применение каких методов, видов работ и заданий было наиболее эффективным? Как формировались навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями? Как осуществлялся процесс овладения умениями постановки и решения учебных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения? Ощущали ли слушатели рост сложности выполняемых заданий? Как решались студентом-преподавателем дидактические задачи обучения: повторение и закрепление знаний; контроль; стимулирование учебно-познавательной деятельности и развитие познавательного интереса?
Применение студентом-преподавателем активных форм и методов обучения_ __________________________________________________________________ Использование дидактического материала и компьютерных средств обучения на практическом занятии. Оценка работы каждого слушателя и группы в целом. Руководство работой слушателей______________________________________ __________________________________________________________________ Учет при разработке плана занятий, организации учебной деятельности, распределения заданий уровня подготовки и научных интересов слушателей, их личностных качеств. Каким образом вовлекал студент-преподаватель слушателей в учебную дискуссию, поощрял и стимулировал критичность суждений, самостоятельность в решении проблемных ситуаций? Были ли заняты слушатели творческой работой, поиском решений? Активность студента-преподавателя, организаторские и коммуникативные умения, компетентность. Позиция (организатор-ведущий, консультант, пассивный слушатель и т. д. ). Как реализовывался на занятии принцип совместной деятельности, сотрудничества? Результативность практического занятия_______________________________ __________________________________________________________________ Реализованы ли цель и задачи занятия? Степень содействия занятия расширению и детализации знаний, полученных ранее, выработке умений и навыков. Диагностика достигнутых слушателями учебных результатов. Мотивационно-стимулирующая ценность практического занятия. В какой мере будет способствовать дальнейшей самостоятельной работе школьников/ студентов по изучаемой теме? Общие выводы, рекомендации и пожелания_____________________________ __________________________________________________________________ Схема самоанализа проведенного воспитательного мероприятия: 1. Сформулируйте замысел воспитательного мероприятия (его актуальность, цель). 2. Кратко изложите суть подготовительной работы к проведению мероприятия. Обоснуйте ваш выбор формы, содержания и методов проведения мероприятия. 3. Как вы мотивировали учащихся при организации мероприятия? Укажите приемы вовлечения обучающихся в процесс подготовки мероприятия, которыми вы пользовались. Напишите, какова была степень вовлечения учащихся на этапе подготовки мероприятия. 4. Перечислите использованные вами методы и приемы воспитания во время мероприятия. 5. Использовались ли ИКТ на разных этапах подготовки и проведения мероприятия? 6. Как вы оцениваете результативность мероприятия. Обоснуйте, на основе чего вы даете мероприятию такую оценку. 7. Какие трудности в организации и проведении воспитательного мероприятия вы испытали? Приложение 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|