Основные особенности книги
Стр 1 из 39Следующая ⇒ Ткаченко Т.А. Т 48 Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. — 248 с: ил.; 32 с. вкл. цв. В книге представлена оригинальная и эффективная система из 500 игровых упражнений для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников и младших школьников. Задания предусматривают плавное нарастание сложности упражнений, прочность произносительных навыков, доступность, занимательность и высокую эффективность обучения. В книге предлагаются уже готовые формулировки к заданиям, с которыми взрослый обращается к детям. Последовательно изложенный методический, текстовой и наглядный материалы позволят взрослым стойко закрепить у ребенка правильное произношение наиболее часто искажаемых звуков речи, а также улучшить внимание, память, воображение, логику, пополнить запас его знаний. Книга адресована родителям, логопедам дошкольных, школьных и медицинских учреждений, воспитателям и гувернерам. ББК 74.3 ©Ткаченко Т. А., 2008 ОТ АВТОРА Значение правильного звукопроизношения в жизни ребенка Звуки — основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить средством общения. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40 % детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких малышей не уменьшается.
Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками. Кому адресована книга Если ребенок неверно произносит даже один звук речи, то вызывать его призван специалист-логопед. Считается, что только логопед в состоянии уловить все нюансы искажения звука и четко, кратко, доступно объяснить ребенку суть исправления неточностей. Однако исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап закрепления вызванного звука в самостоятельной речи малыша, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и, наконец, в связных высказываниях. На этапе автоматизации (закрепления) звука занятия родителей не только желательны, но и необходимы! Пользоваться этой книгой смогут не только логопеды, но и родители, воспитатели, гувернеры. Логопеды найдут в ней самые современные методические приемы и обилие практического материала. Родители получат надежного «домашнего логопеда», всегда готового помочь ребенку обрести правильную речь. Все необходимые пояснения и уточнения неподготовленные читатели найдут в сносках, примерах и примечаниях к упражнениям. Какие звуки можно сформировать в речи ребенка с помощью материалов книги Практическая часть книги охватывает все звуки речи, наиболее часто искажаемые детьми, так называемый основной звуковой ряд. Таких звуков 13: ЛЬ (легкий сонорный), С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц (свистящие), Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие), Л, Р, РЬ (трудные сонорные). Звуки представлены в том порядке, в каком их следует вводить в самостоятельную речь по мере исправления.
Однако книга состоит не из 13 (по числу элементов звукового ряда), а из 25 частей, и вот почему. Для уверенного, четкого, правильного произношения, а впоследствии и грамотного письма, каждый вновь формируемый звук речи ребенок должен отличать от близких по звучанию и артикуляции звуков. Например, звук Ч дети, как правило, смешивают с несколькими звуками: Ц, СЬ, Щ, ТЬ. Важно научить ребенка не только правильно произносить звук Ч во всех формах речи, но также различать (на слух и в произношении) похожие с ним звуки: Ч — Ц, Ч — СЬ, Ч — Щ, Ч — ТЬ. Таким образом, помимо формирования звуков основного ряда, в разделах книги вы найдете упражнения на различение (дифференциацию) тех из них, которые близки по звучанию и артикуляции и наиболее часто смешиваются детьми. Почему части книги различны по объему В каждой из 25 частей пособия предусмотрено то количество упражнений, которое окажется достаточным для занятий с ребенком при самых серьезных и стойких нарушениях звукопроизношения. Объем этих частей неодинаков: самое большое место отведено формированию четырех базовых звуков (С, Ш, Л, Р) из трех основных групп (свистящие, шипящие, сонорные). Базовые звуки, артикуляция которых является исходной для целой группы звуков, искажаются детьми наиболее часто, являются произносительно-сложными и формируются, как правило, продолжительно. Для прочих звуков речи, так называемых производных, артикуляция которых повторяется по отношению к базовым с некоторыми нюансами, количество упражнений сознательно уменьшено. Количество упражнений при различении звуков речи увеличено для тех звуков, которые смешиваются детьми и на слух, и в произношении (Р — Л, С — Ш, 3 — Ж). Для звуков, смешиваемых только на слух (Ш — Ж, С — СЬ, Р — РЬ), количество упражнений намеренно сокращено. Более подробные пояснения вы найдете в сносках и примечаниях к упражнениям. Основные особенности книги В книге представлена высокоэффективная система из 500 упражнений, наиболее полная из опубликованных, проверенная многолетней практикой. Рассчитана она на исправление недостатков произношения у детей 4-8 лет. Педагогам известно, что традиционные логопедические занятия мало занимательны, так как строятся на механической работе ребенка — многократных повторениях и заучиваниях. В этой книге большинству упражнений придается игровая направленность, но при этом сохраняется основная обучающая задача — формирование правильного произношения.
Помимо этапов закрепления произношения каждого звука, а также различения смешиваемых звуков, в книге отражен этап подготовки к вызыванию звука. Следует обратить внимание на то, что особые авторские приемы позволяют уже на подготовительном этапе получить у ребенка чистый, устойчивый звук речи и тем самым свести участие логопеда к минимуму. От точности объяснения задания зависит правильность его выполнения ребенком. Поэтому в книге предлагаются уже готовые формулировки, с которыми взрослый обращается к детям. Для повышения результативности упражнений в каждом из них обозначены задачи обучения. Упражнения являются многоплановыми (многоаспектными) и, помимо основной цели, позволяют развивать ряд важнейших речевых и познавательных навыков (слуховые внимание и память, словесно-логическое мышление, воображение и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|