Дифференциация звуков ЛЬ — Й в самостоятельно образованных сочетаниях слов
Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, какими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко проговори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й. ЭТАП ВТОРОЙ РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ Дифференциация звуков ЛЬ — Й в разных словах предложения Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й. У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимонад. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в одном слове предложения Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й. Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в рифмовках Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й. Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй, Ветви ели побелели. Только отдых подавай. Дали лейку: Мы ехали, ехали, — Лить не буду! К яме подъехали. — Ну, тогда помой посуду Яму объехали Или книги клеем склей, И домой поехали. Котику воды налей!
Но лентяй одно в ответ: — Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка, Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко, Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко, Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко, Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко! Дифференциация звуков ЛЬ — Й в скороговорках Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й. Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень. Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую. Коля колья колет, Илья лейку моет. Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа. Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели. Мы видели линей, один одного длинней. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в рассказах Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком. ДИКИЕ ЛЕБЕДИ Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, полями и долинами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, поели, отдохнули. А потом опять полетели на юг, в дальние дали. МУЛЬТФИЛЬМЫ Олег и Толя купили два билета в кино. Они пойдут на новые мультфильмы. Там Олег и Толя увидят кота Леопольда и олененка Бэмби. Будет мультфильм о двух ленивых тюленях, о том, как тюлени не поделили маленькую льдину. Потом Олег и Толя увидят любимый мультфильм «Ну, погоди!». ЛИЛИИ Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее — лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей лилии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад. БАБА ЛЮБА У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля подает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за тебя все таблетки, только ты не болей!»
НА КАТКЕ Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама испекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.
3. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОГО ЗВУКА С
Звук С искажается детьми наиболее часто, является произносительно-сложным и формируется, как правило, продолжительно. Он служит базовым по отношению к прочим свистящим звукам (СЬ, 3, ЗЬ, Ц), так называемым производным. Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям. ЭТАП ПЕРВЫЙ ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА Восприятие звука С в начале слов Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый правильно и неправильно произносит их названия. Если картинка названа верно, подними руку вверх, скажи да. Если картинка названа неверно, отрицательно покачай головой и скажи нет.
фанки хянки фафна сясьна танки санки хахна сосна шанки тянки сосна сашна ханки санки фасна сахна сянки щанки шашна таена
Если по окончании упражнения ребенок продолжает путать правильные и неправильные названия картинок, взрослый таким же образом анализирует произношение дру гих слов с первым звуком С (см. лото, Приложение 5).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|