Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Сократ и его школа. Объективный идеализм Платона.




Первоначально словом «софист» в V в до н. э. называли искусных в каком-либо деле людей – поэтов, музыкантов, законодателей, мудрецов. Известно высказывание софиста Протагора: «Человек есть мера всей вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют». Но позднее «софистами» стали называть тех, кто стремились одержать победу в споре, а не выяснить истину. Именно учителя философии готовили молодых людей к политической и судебной деятельности, владение ораторским искусством помогало при обращении к общему собранию в условиях демократического политического режима античной Греции. К таким софистам второй трактовки относили во время его жизни и Сократа (469 – 399 гг до н. э. )

Сократ (470 –399 гг. до н. э. ) хочет понять мир, двигаясь не от событий к событиям, а от общего к событиям. Он говорит, что ему известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрасна по-своему. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее – это их общая идея, эйдос или смысл. Общее может быть обнаружено не чувствами, а умом. Тем самым Сократ заложил основы идеализма. Он уверен, во-первых, что общее каким-то образом существует, а во-вторых, что при объяснении мира событий надо начинать с общего.

Главным предметом философствования Сократа был человек, основное отличие которого от всего мира – это душа. Душа, в первую очередь, – это разум. Девизом Сократа стало: «Познай самого себя». Сократ разработал метод приобретения знания – диалектику, состоящую из иронии и майевтики (рождения мысли, понятия). Ученик способен постичь истину сам, ему нужно только помочь. Учитель задает наводящие вопросы и учащийся сам формулирует ответы. По Сократу – целью майевтики является формулирование определения, понятие этого предмета. Также широко известен тезис Сократа " Я знаю, что ничего не знаю, но есть люди, которые не знают и этого».

Сократ искал устойчивые нравственные нормы, на которые мог опереться человек для совершенствования своей души. Добродетель – это способ бытийствования, делающий человека тем, чем ему должно быть. Добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Душа бессмертна, тело – могила души, умирает тело – начинает жить душа.

Под философией Сократ понимает не умозрительное рассмотрение природы, не решение вопросов онтологии, построения космоса, первоэлементе и строение мироздания. Философия – это учение о том, как следует жить, то есть вопросы этики. Для определения этических категорий необходимо выяснить их сущность. Диалектика используется философом для формулирования этических понятий. Сократ выполнял двойной путь диалектического процесса – разделение единого на многое и соединение многого в единое. «Диалектика» Сократа развивает учение об общем понятии. Предмет знания доступен целесообразной деятельности человека. Знание – это знание добродетели, а именно того, что есть нравственное. Добродетель приобретается путем – «Познай самого себя». Основные добродетели по Сократу сдержанность (укрощение страсти), мужество (преодоление опасности), справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов). Добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию.

Влияние Сократа на учеников в Афинах достаточно велико. После его смерти образовано учениками несколько школ философии. Одна из них широко известная академия Платона.

Платон (427 –347 гг. до н. э. ), ученик Сократа, основал в Афинах Академию. Основными проблемами в философии Платона являются: учение об идеях, космология, учение об обществе, этика.

Об идеях Платона. Платон стремится развить сократовские представления. Знание о предмете можно найти через общее понятие, сущность предмета. Одновременно синтезируя разделение между быванием (становлением) и бытием Платон формулирует понятие идеи (эйдоса). «Вид», «эйдос», «идея» - это истинно-сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое только одним разумом. Каждому классу одноименных вещей чувственного мира соответствует некая вечная, постигаемая умом безотносительная причина того, что делает вещь именно вещью этого класса. Идея вещи есть смысл вещи. Идея противопоставляется всем чувственным подобиям и отображениям в мире воспринимаемых нами вещей. Идеи существуют и без человека, они объективны и невещественны. На основании именно этого понимания идей Платон считается объективным идеалистом. Материальный мир на земле всего лишь тень и производная от мира идей. Платон считает, что идеи существуют на небе, там, где бытие, и без сопричастности к ним вещей. Идея идей – идея блага – источник истины, соразмерность гармонии и красоты, подобно Солнцу. У Платона мир идей - иерархически организованная целостность, вершиной и основанием которой является идея Блага. Именно мир идей и есть подлинное бытие, неизменное, вечное. Душа человека, будучи бестелесной, может видеть мир идей. После того, когда душа вселится в тело, она может припомнить то, что уже видела ранее. В силу этого становится возможным знание, которое Платон рассматривает как припоминание уже того, что было известно душе. Только припомнив идею какой-либо вещи, человек может создать её на земле.

 Идея вещи есть смысл вещи, есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи. Соотношение между вещью и идеей Платон рассматривает двояко: как переход от вещи к идее и как переход от идеи к вещи. В рамках соотношения вещь – идея, последняя есть предел становления вещи; в рамках идея – вещь, идея есть порождающая модель того класса вещей, которому она сопричастна. Идеи существуют и без человека. Идеи объективны. Платон – объективный идеалист. Идеи невещественны. Платон считает, что идеи могут существовать (на небе! ) и без сопричастности к ним вещей, порой переселяясь в них, порой покидая их (за это Платона особенно часто критиковали). Общее существует, и в лице Платона объективный идеализм имеет великую заслугу перед человечеством. У Платона мир идей – иерархически организованная целостность, вершиной и основанием которой является идея Блага. Умопостигаемый мир – истинная причина чувственного мира, в соответствии с ним вечный творец Демиург из любви к Благу создаёт «хору», пространственность. Физический космос, порядок – триумф Логоса.

Космология Платона. Платон постулирует существование идей, материи и Бога, который понимается как Демиург. Из смеси идей и материи Демиург создаёт мировую душу и распространяет её по всему пространству. Мировая душа делится на стихии – огонь, воздух, землю. Соответственно гармоническим математическим отношением Бог придал Космосу наиболее совершенную форму – форму сферы. В центре Космоса – Земля. Орбиты планет и звёзд подчиняются гармоническим математическим соотношениям. Бог-демиург творит также и живые существа. Космос – это одарённое разумом живое существо. Структура мира такова: божественный разум (демиург), мировая душа и мировое тело. Всё происходящее, временное, равно как само время, есть образ вечного, идей.

Гносеология Платона. Истина – это мир идей. Идеи отражаются в человеческой душе в виде понятий. Человек обладает бессмертной душой, которая проходит последовательность перевоплощений в разных физических телах в разных жизнях. Между воплощениями душа пребывает в мире идей и созерцает абсолютную истину. В момент рождения в физический мир душа забывает это знание. Но знание об истине не исчезает, и человек может его вспомнить. Процесс познания – это и есть на самом деле процесс воспоминания той истины, которой душа изначально обладает. Существуют различные средства, позволяющие облегчить познание-воспоминание. Это разного рода факторы, утончающие природу человека, делающие ее не столь тесно связанной с природой материального мира. Это и занятия более возвышенными, творческими видами деятельности, нравственный образ жизни, развитие мышления, занятия философией. Слишком большое внимание к данным внешних органов чувств может затруднить проникновение в мир идей. Поэтому Платон может быть отнесен к рационалистам. В структуре разума ближе к природе истины не столько рассудочное рассуждение, опирающееся на самотождество понятий, сколько диалектика. Рационализм Платона имеет характер диалектического и антиномического рационализма.

Учение Платона об обществе. У разных людей преобладают разные слои души, поэтому имеются разные типы людей: вожделенный, стремящийся к материальным, чувственным наслаждениям; мужественный, в котором преобладают сила, воля, мужество; и тип души разумной, имеющей целью высшие ценности, благо людей и справедливость. В обществе имеются сословия, которые соответствуют типам душ: а) производители: ремесленники, крестьяне, торговцы; б) охраняющие закон и государство: стражники и воины; в) управляющие государством. Одной из основ государства и является разделение труда.

По Платону, величайшим благом является справедливость. Он разработал идеал справедливого государства. Несправедливость – это зло. Последнее он относит к следующим типам государства: тимократия (власть честолюбцев), олигархии (власть богатых), тирании и демократии, сопровождающейся произволом и анархией. Справедливое государственное устройство Платон «выводит» из трёх частей души: разумной, аффективной и вожделеющей. Одни разумны, мудры, они способны и, следовательно, должны управлять государством. Другие – аффективны, мужественны, им суждено быть стратегами, военачальниками, воинами. Третьи, обладающие по преимуществу вожделеющей душой, сдержанны, им надо быть ремесленниками, земледельцами. Социальная справедливость будет в обществе тогда, когда она будет внутри души каждого человека, каждого сословия. Это произойдет в том случае, если каждый осознает свое природное предназначение и будет заниматься своим делом, не вмешиваясь в чужие дела. В идеальном обществе управлять должны философы. Всеобщий интерес должен доминировать. У воинов и правителей не может быть даже семьи, чтобы это не отвлекало от общего интереса. Далее Платон даёт массу конкретных рецептов, например, чему кого надо учить и как воспитывать, предлагает лишить стражей собственности, установить для них общность жён и детей, вводит различного рода регламентации.

Этика Платона. На вершине сократовских и платоновских идей находится идея блага. Благо проявляется в различных идеях: и в идее красоты, и в идее истины. Платон ставит этическое (т. е. идею блага) выше эстетического (идея красоты) и научно-познавательного (идея истины). Платон отлично сознаёт, что этическое, эстетическое, познавательное, политическое как-то соотносятся друг с другом, одно определяет другое. Сознательный выбор Платона: всё самое лучшее есть проявление идеи блага. Каждую идею он «нагружает» нравственным содержанием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...