Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.4. Философские взгляды Аристотеля




Аристотель является самым универсальным мыслителем античности.

Аристотель (384 – 322 гг до н. э. ) был одним из самым талантливых учеников Платона. Он родился в г. Стагире. Живет в Афинах с 367 г до н. э. до смерти Платона в 347 г до н. э. После смерти учителя он покидает Афины, становится учителем Александра Македонского. Потом он возвращается в Афины, где открывает свою собственную школу в предместье города, название Ликей – по названию местности, преподает в Ликее 12 лет, потом покидает Афины и умирает на острове Эвбоя.

 Наиболее значимые произведения Аристотеля – «Органон», «Метафизика», «Физика», «О душе», «Никомахова этика», «Политика», «Экономика», «Риторика». Согласно Аристотелю, философия (первая философия) должна изучать сверхчувственное и вечное сущее, начала и причины. Чувственное, изменчивое сущее изучает физика («вторая философия»). В целом ряде отношений Аристотель выступает как решительный противник Платона, но, по сути, он продолжает дело своего учителя.

В учении о познании Аристотель выдвинул тезис: «Ничего нет в разуме, чего бы сперва не было бы в чувствах». Этот тезис стал основой сенсуалистического направления в гносеологии. Душа подобна воску, на котором возникают отпечатки вещей. Аристотель утверждал, что предметы, вызывающие чувственное восприятие, существуют объективно, независимо от субъекта. Истинное познание трудно, сущность предмета познания скрыта. Всякое познание начинается с чувственного восприятия, вторая ступень – ступень опыта, следующая – степень искусства «технэ», т. е. познания, возникающего на основе опыта. Опыт – знание индивидуальной вещи, искусство («технэ») – знание общего и причин. Завершает познавательную деятельность человека знание научное, без функции его использования, знание ради знания.

Категории. Метафизика («первая философия») исследует то, что существует сверх природных явлений, сверх чувственного восприятия. Она изучает сущее как таковое. Метафизика самая умозрительная наука. Логика мышления должна воспроизводить логику природы. Категории – это самые общие, предельные понятия, которые выступают как определенные ступени познания. Аристотель первым представил категории в виде системы. Он выделил 10 категорий сущего: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Сущность выступает реальной основой всех остальных категорий. Познание идет от нее к категории качество, затем к количеству и далее. Сущность она постоянна в вещах и движется от одной категории к другой, ведет к установлению сущности более высокого порядка. Аристотель подчеркивает, что нет никаких самостоятельных сущностей. Сущности не могут находится вне отдельных, индивидуальных вещей. В том, что Платон разорвал это единство и превратил сущности в мир нематериальных идей, Аристотель видел недостаток концепции Платона. Отсюда знаменитое «Платон мне друг, но истина дороже».

Материя и эйдос (форма). Аристотель критикует платоновское учение об идеях. Основные возражения: 1) идеи в платоновском понимании бесполезны для понимания вещей; 2) у Платона отсутствует удовлетворительное решение вопроса об отношении мира вещей и мира идей; 3) противоречивы логические отношения идей между собой и с вещами; 4) в обоснованном мире идей Платон не способен указать причину движения и становления вещей чувственного мира. По Аристотелю, каждая вещь соединяет в себе чувственное и сверхчувственное, поскольку она есть сочетание «материи» и «формы». Единичное бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя – это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую, т. е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма (шаровидность по отношению к медному шару). Форма выражается понятием. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди ещё не делали шар. Когда материя оформлена, то нет материи без формы, равно как формы без материи. Выходит, что эйдос – форма – это и сущность отдельного единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием.

Возникновение вещей есть «оформление» материи, в процессе которого участвуют четыре вида причин: материальная, формальная, производящая и целевая. Так, материальная причина дома – то, из чего он строится, формальная – план дома, производящая – архитектор, целевая – законченное здание.

Существует целая иерархия вещей: от неорганических объектов до растений, живых организмов и человека (эйдосом человека является его душа). В этой иерархической цепи особый интерес представляют крайние звенья. Началом цепи является первая материя, т. е. ещё не оформленная определённым образом. Конечным звеном является эйдос эйдосов. Это перводвигатель, причина причин и вместе с тем первоум. Ум-перводвигатель – это принцип всего, Космоса в целом, это все материальное в пределе своего становления – как динамического, так и целевого. Концепция ума-перводвигателя явилась логическим заключительным звеном представлений о единстве материи и эйдоса. Ум-перводвигатель Аристотель называет Нус, Бог. Он не творит природу, он не существует за пределами нашего мира. Это своеобразная чистая энергия, духовный Абсолют.

Логика. Аристотель весьма подробно рассматривает ряд категорий, каждая из которых выступает у него в трояком виде: 1) как род бытия; 2) как форма мысли; 3) как высказывание.

Три закона формальной логики:

1. Закон тождества (А есть А), т. е. понятие должно употребляться в одном и том же значении.

2. Закон исключенного противоречия (А не есть не-А).

3. Закон исключенного третьего (А или не-А истинно, «третьего не дано»).

На основе законов логики Аристотель строит учение о силлогизме. Смысл силлогизма состоит в том, что в нём два крайних термина соединяются посредством третьего М, общего обеим посылкам. В итоге получается определение, называемое выводом. Например:

Все граждане России имеют право на труд (большая посылка)

Иванов – гражданин России (меньшая посылка)

Иванов имеет право на труд (вывод)

Силлогизм нельзя отождествлять с доказательством вообще. Есть доказательства, которые отличаются от силлогизмов.

Этика. Аристотель, вопреки Платону, считает, что благо должно быть достижимым, а не потусторонним идеалом. Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие – мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Этика – практическая философия. Добродетель не дается нам от природы – от природы нам дана лишь возможность приобрести её. Человеческая душа и разумная и неразумная. Этические добродетели заключены в середине двух пороков

Скупость - щедрость - расточительство, мотовство

Трусость - смелость - безумная отважность

Знание не равно действию, знание всегда общее, а действие всегда частное.

Мудрость и наука (чисто созерцательная деятельность) способны принести высшее блаженство. Добродетель гражданина – умение повиноваться властям и законам. Добродетель политика – добродетель гражданина и добродетель человека, ибо власть имущий должен быть нравственно совершенным. Политика – это власть закона.

Общество. Аристотель, анализируя различные формы государства, использует два признака. Первый признак выражает количество людей, которые осуществляют правление. Второй признак отражает цели правителей, показывает заботятся ли власть имущие об общей выгоде или думают только о себе? Исходя из этих двух признаков, все формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается общая польза) и неправильные (польза некоторых). (Табл. 1)

 

Таблица 1. Формы государственного устройства

Правильные формы: Количество правящих: Неправильная форма:
Монархия Один Тирания
Аристократия Богатое меньшинство Олигархия
Полития Большинство Демократия

 

Аристотель связывает определённое государственное устройство с принципами: принцип аристократии – добродетель, принцип олигархии – богатство, принцип демократии – свобода и нищета, в том числе духовная. В то же время Аристотель излагает свое представление об «идеальном государстве». В отличие от Платона он считает, что частная собственность имеет преимущество перед общественной. Она стимулирует работников, не позволяет им перекладывать друг на друга общее дело. Однако, чрезмерное богатство развращает людей. Необходимо умеренное богатство. Именно полития объединяет добродетель, умеренное богатство и свободу. Такое государство исключает расслоение на бедных и богатых. В тоже время Аристотель считал рабство естественным состоянием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...