Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе




Глава 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

1. Предмет философии. Философия и мировоззрение

Термин «философия» происходит от двух древнегреческих слов «филео» (phileo) – что означает «люблю» – и «софия» (sophio ) – «мудрость». Таким образом, философия буквально переводится на русский язык как «любомудрие» или «любовь к мудрости». Считается, что слово «философ» впервые употребил древнегреческий философ Пифагор ( ~ 580 – 500 гг. до н. э. ) по отношению к тем людям, которые стремились быть мудрецами. Истолкование же и закрепление этого термина в европейской культуре связано с одним из крупнейших философов Древней Греции Платоном (427 – 347 гг. до н. э. ).

Философия возникает в VII – VI веках до н. э. в трех точках земного шара: в Древнем Китае, в Древней Индии и в Европе (в Древней Греции). Первоначально философия включала в себя знания о мире и человеке, которое накопило человечество к тому времени. Это означало, что в то время ещё не существовало отдельных частных наук (физики, математики, биологии, химии и т. п. ), а была единственная наука – философия. Поэтому, естественно, что в круг вопросов, интересовавших философов, входило всё многообразие проблем, которые затем будут разделены между различными частными науками. Философов интересовало все: причины морских приливов и отливов, солнечных и лунных затмений, в поле их внимания были проблемы мироустройства и анатомии человека, причины болезней и законы человеческого мышления и т. д. Другими словами, не было таких проблем, связанных с миром и человеком, которыми бы не занимались философия. Таким образом, она была единственной наукой, возникшей в античном мире и получившей поэтому название «науки наук». Философия с точки зрения древних греков, это не только любовь к мудрости, но это и стремление к знанию, причем, к знанию всеобщему, лежащему в основе мудрости.

Однако постепенно, по мере накопления человечеством знания о мире и человеке, из этой единой «науки наук» начинают выделяться, дифференцироваться и приобретать самостоятельный статус отдельные научные дисциплины – математика, физика, астрономия и т. п. Надо отметить, что этот процесс дифференциации единой науки древних оказался чрезвычайно полезным. Он продолжается и сегодня. Как ни молода, к примеру, кибернетика, но и она уже успела выделить из себя бионику.

Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир». Философское знание нацелено на отыскание ответов на предельные (всеобщие) вопросы, то есть вопросы о сущности, закономерности, причине и так далее. Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. Иными словами, она стремится осознать некую основу для всех сфер реальности, порождающую все многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех изменениях. Как и любая другая наука, философия имеет свой предмет – это «весь объективный мир в целом». Философия особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Понятие мировоззрения, его исторические типы. Философия сегодня рассматривается как наука и как мировоззрение. Сторонники есть у каждой позиции. Рассмотрим позицию философии как мировоззрения. В данном случае необходимо понимать, что под миром имеется в виду не отдельные фрагменты окружающей нас действительности, с которыми человек сталкивается каждый день, а вся окружающая человека действительность как некое единое целое. Кроме того, в понятие мировоззрения обязательно входит и представление о человеке в его отношении к миру. То есть мировоззрение включает в себя совокупность взглядов, принципов, ценностей, идеалов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место человека в нем.

Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание формируют структуру мировоззрения.

Говоря о мировоззрении, следует иметь в виду, что философия не единственная форма мировоззрения. Более того, хронологически философия возникает позже других форм. И для этого, как мы увидим в дальнейшем, были свои объективные причины. Но прежде чем говорить о различных формах мировоззрения, существовавших ранее и существующих сегодня, на основании выше данного определения следует сформулировать так называемый основной вопрос мировоззрения (ОВМ) – это вопрос об отношении человека и мира, т. е. как и каким образом человек принимает Мир?

                      О. В. М.

 

Человек  Мир

 

Рис. 1 Основной вопрос мировоззрения (ОВМ)

 

Именно этот вопрос определяет в конечном итоге все типы и формы мировоззрения.

Исторически первым типом мировоззрения становится мифологическое мировоззрение. Слово «миф» (греч. μ υ ̃ θ ο ζ ) – «рассказ», «речь», «сказание», «предание» включало в себя многочисленные древние народные сказания о богах или героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле. Миф как тип мировоззрения – есть попытка ответа на мировоззренческие вопросы о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении тех или иных явлений природы, о месте человека в этом мире. Мир синкретичен, т. е. в нем отсутствует четкое разграничение мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и материального. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений.

Мифология понималась как: 1) совокупность мифов в культуре, 2) учение о мифах как способе понимания природной и социальной действительности. В первом значении, мифология являлась первой универсальной моделью Вселенной, складывающейся из отдельных мифов о событиях и фрагментах мира, первым интегрирующим способом понимания мира, имеющего своеобразную логику – тождественность предмета и знака, существа и его имени. Таким образом, в мифе осуществляется первичное упорядочение мира.

Специфическими чертами мифологического мировоззрения являются:

· Антропоморфность, т. е. рассмотрение явлений природы (например, движение облаков, землетрясения и т. п. ) по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, ненависть, страдание и т. п..

· Дескриптативность (от англ. descriptive — описательный) — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и боги в виде особых людей (например, мифы о Нептуне, Зевсе, Меркурии, Аполлоне и др. ).

· Синкретизм (слитность, нерасчлененность) объективного и субъективного миров.

· Магизм - что выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных зачатками научных знаний о теле человека, о животных, растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не было связано с практикой, а являлось лишь пассивно-созерцательным.

· Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей, например, человек — стал смертным потому, что гонец (часто — какое-то животное) неправильно передал волю божества, или потому, что женщина разбила магический горшок и т. д.

· Антиисторичност ь. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращенное вспять: движение от «Золотого века» к «серебряному» и «медному», что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде

Однако человеческое мышление оказывается в состоянии создавать более высокие, а значит менее наглядные абстракции. И тогда появляется следующий тип мировоззрения – религия. В отличие от мифологии, религия сосредоточивает воображение на сверхприродном, духовном мире божества и его атрибутов, структур божественного. На первый план выдвигается психологическая установка — вера в Бога, в возможность человека прожить богочеловеческую жизнь, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить себе бессмертие.

В религиозном мировоззрении освоение мира осуществляется через его удвоение на естественный «земной», воспринимаемый органами чувств, и потусторонний «небесный» сверхъестественный и сверхчувствительный. Специфика религии – в особом характере её «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешний формой проявления веры служит культ – система утвердившихся догматов и ритуалов. Общественно значимые представления, чувства, действия сочетаются в религии с индивидуальной сопричастностью людей её идеям, образам, смыслам с их личным творчеством.

Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам считаются мировыми и имеют большое число приверженцев в разных странах мира. Религия – социально организованная и организующая вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самым воплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям.

В религиозном мировоззрении уже появляется более высокий уровень абстракций, из которых самой высокой абстракцией является Бог. Поэтому читать религиозные книги значительно сложнее, чем мифы.

Наряду с мифологическим и религиозным типом мировоззрения, в период XII —VIII вв. до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции возникают первые признаки философского мировоззрения. Зарождение философии, как специфической формы духовной деятельности, было связано с такой предпосылкой, как великий культурный переворот в Древней Греции в VIII —V вв. до н. э. Одной из важнейших предпосылок было развитие полисной демократии, приоткрывшей возможность для свободного мышления. Когда развивающееся человеческое мышление достигает такого уровня, когда становится возможным формирование самого высокого типа абстракций, не имеющих наглядного аналога в мире, возникает философское мировоззрение. Категории философии – это абстракции высочайшего уровня, которые, как правило, невозможно представить себе в виде образов. Например, материя, сознание, причина, следствие, необходимость, случайность, возможность, действительность и т. д. Философская мысль избрала своим ориентиром свободное критическое, основанное на принципах разума размышления о мире и человеке.

Таким образом, сущность философии в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «человек – мир». В отличие от других наук, которые тоже изучают мир и человека в нем, философия делает своим предметом отношение человека к миру. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Она позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущности предметов и явлений, ориентироваться в потоке основных и противоречивых событий. Философия выступает как особый уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное системно-рациональное мировоззрение. Оно отличается от других типов мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним.

Наряду с указанными историческими типами мировоззрения возникают и существуют различные формы и виды мировоззрения, которые отражают конкретные условия и обстоятельства жизнедеятельности человека, задач, которые ему приходиться решать. Выделяют такие как обыденное мировоззрение, научное мировоззрение, атеистическое, историческое, рациональное и т. д. Но в современном обществе в основе всех форм и видов в качестве отправной точки будет присутствовать в явном или не явном виде философское обобщение и оформление.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...