Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.5. Философия эллинистической эпохи. Материализм Эпикура и Лукреция Кара. Греческий и римский стоицизм.




Эллинистическая философия складывается в послеклассический период развития философии античности, начиная с III в. до н. э. В ней можно выделить три главных философских течения: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Они являются ничем иным, как субъективной разновидностью соответственно досократовской теории материальных элементов (огня), философии Демокрита и философии Гераклита: теория огня – стоицизм, древний атомизм – эпикуреизм, философия текучести Гераклита – скептицизм.

Эпикур вносит значительные изменения в понимание природы атомов. Существенные характеристики атома – фигура, вес и величина. Движение атомов происходит как падение вниз в бесконечное пространство, под воздействием тяжести атомов. Кроме того, в любой момент времени и в любой точке пространства атомы могут «отклоняться» и сталкиваться с другими атомами. Эта теория произвольного «отклонения» атомов была введена Эпикуром для ограничения детерминизма Демокрита и обоснования свободы человека в этике. Эпикур утверждает бесконечность миров в пространстве и во времени. Душа человека есть сочетание атомов – особо тонких и рассеянных по всему телу.

По Эпикуру, цель жизни – достижение счастья. А счастье понимается как удовольствие, т. е. «отсутствие телесного страдания» или невозмутимость души. Эпикур различает: а) естественные и необходимые удовольствия; б) естественные, но не необходимые; в) не естественные и не необходимые. Только удовольствия первого типа несут наслаждения. Жизнь возникает вследствие определенного соединения атомов, а смерть означает их распад и разложение, которому подвержено не только тело, но и душа. Следовательно, от умершего человека не остается ничего. Поэтому не стоит бояться смерти, ибо, как говорит Эпикур: «Смерть не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».

Другим известным представителем этого направления является Лукреций Кар. Он считал, что природа состоит из атомов и пустого пространства; в природе всё происходит без участия богов; религия приносит человеку только вред, вселяя в него страх перед богами и смертью. В основу картины мира Лукреций положил принцип причинности. Также он устанавливает закон сохранения материи, которая бесконечна во времени и пространстве. Лукреция можно считать родоначальником эволюционизма, он является сторонником борьбы за существование и естественного отбора.

Стоицизм – это учение, предлагает способы, которые могут защитить от страха перед могущественными людьми. Стоики исходят из того, что мир в основе своей имеет два начала: пассивное и активное. Пассивное начало -это грубая материя, из которой состоят все вещи, а активное начало представлено пневмой, понимаемой как особого рода сверхтонкая материя, подобная дыханию или теплу. Мировой процесс на всех его этапах осуществляется в результате действия единого начала (пневмы) и выражается в постоянном повышении тонуса, благодаря чему неживое превращается в живое и далее – в разумное. Но и развитие человека выражается в том же самом повышении его тонуса, или, что то же самое, степени его разумности.

Главные моменты стоической картины мира таковы: I) космос - это огненный организм; 2) человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм; 3) смысл мира и человека - лектон, значимость слова; 4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии, бесстрастности; 5) не только отдельный человек, но и люди в целом составляют неразделимое единство с Космосом; Космос можно и нужно рассматривать и как бога, и как мировое государство.

Согласно стоикам, подлинное богатство состоит не в его величине, а в его достаточности; богат тот, кто не нуждается в приросте имущества, а беден постоянно нуждающийся, каким бы имуществом он ни обладал. Более того материальное богатство может быть легко отнято могущественными людьми. Следовательно, чтобы быть свободным, независимым и защищенным от посягательств, нужно накапливать такое богатство, которое нельзя отнять. Мудрость и понимание всегда остаются с человеком, какие бы жизненные перипетии с ним ни происходили.

Скептицизм – от «скепсис» - рассматривание, разглядывание, колебание, разбор, в традициях скептицизма считается, что всякое знание недостоверно. Пиррон (360 – 270 гг до н. э. ) – основатель направления. В мире все относительно. Все вещи одинаковы и неодинаковы, постоянны и непостоянны, они непознаваемы. Согласно скептикам, логические рассуждения также являются сомнительными уже хотя бы потому, что неясно, к чему относятся употребляемые в них слова. Ведь предмет, который обозначается как «дерево», может быть одновременно и березой и сосной, но тогда становится неясным, о чем собственно идет речь. Из этого и следует наше отношение ко всему, что происходит в мире. Отношение должно состоять в полном воздержании от суждений, что приводит к невозмутимости. Путь, приводящий к невозмутимости состоит в отказе от знания.

Завершает античную философию неоплатонизм. Неоплатонизм представлен переработанными текстами Платона, в которых мир предстает через Единое (Единое трактуется как бог, сравнивается с Солнцем, источником света и тепла) являющего причиной всего и первоэлементом всего. Наиболее яркий представитель неоплатонизма - Плотин (204 – 270 гг), Он считает, что основа всего существующего – сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип. Мы не можем понять единое, необходимо ждать харизмы (благодати), когда единое откроется само. Единое доступно человеку как внеинтеллектуальное, непосредственное слияние души с богом, высшее состояние, которое может достичь человек в своей жизни. Чтобы познать единое ум должен ослепнуть.

В неоплатонизме античная философия вплотную приближается к состоянию реального синтеза всех ранее выдвинутых и проявленных образов архэ. На первый план вновь выходит идея элейского Единого, но теперь это уже не замкнутое в себе и внешнее к многообразию начало, но – все-единое, единое единого и многого, вбирающее в себя полноту материального и идеального многообразия мира. Такая многогранность находит свое выражение в термине «эманация». Эманация (истечение, распространение) означает переход от высшей и совершенной ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития э манация представляет собой нисхождение, дробление, рассеивание и она противоположна восхождению, совершенствованию и обретению простоты и единства. Различные миры - это суть разные эманации Единого, разной степени и качества. Такая степень синтетичности архэ была недостижима ни для одной из предшествующих философских систем. Возникает новый сверх-центр бытия, стоящий над всеми предшествующими образами архэ. Момент причастности к такому архэ изменяет и всякое относительное начало. Особенно ярко это изменение проявляет себя в человеке. В человеческой душе возникает путь, ведущий к сверх-синтетичному Единому и поднимающий человека на невиданную доселе высоту восхождения (экстаза) из сферы относительного бытия. Здесь проявляется уже явный положительный смысл духовного начала в человеке. От апатии и атараксии стоиков и эпикурейцев к экстазу Плотина и откровению Христа – таково нарастание положительных определений духовного архэ. Неоплатоновскому Единому особенно близок образ света. В свете заключена вся полнота цвета и формы, которая лишь ослабляется при встрече с материальной средой.

В истории античной философии являются разные концепции, как разные образы архэ. В развитии античной философии можно выделить два основных этапа – экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный этап развития выражается преимущественно в некотором проявлении основных областей философского пространства античности. Здесь развитие идет как бы «вширь» - отдельные системы философии проявляют отдельные участки античной метафилософии, утверждая только свою точку зрения и отвергая все иные. В истории античной философии этот период примерно соответствует досократической философии. Второй – интенсивный – период развития отмечен растущими синтезами ранее наработанных систем. Развитие вширь уже в основном исчерпывает себя, внешнее многообразие приближается к своим границам, и дальнейшее движение возможно уже преимущественно по вертикали все более глубоких синтезов. Именно с Сократа античная философия все более определяющим делает движение по собиранию ранее наработанного многообразия. Так это движение стремится к пределу интенсивного развития в лице максимального синтеза античной философии, который одновременно является максимальным проявлением полноты античной метафилософии в реальной ткани исторического процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...