Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3.Философия в системе культуры




Вопрос о месте философии в системе культуры связан с пониманием того, чем философия как вид культурной деятельности отличается от других видов культурной деятельности, в частности, от мифологической практики, религии, искусства и науки. Философия, религия, наука и искусство имеют точки соприкосновения и пересечения в пространстве культуры при этом каждая имеет свои специфические особенности. Философия ‑ важнейшая составляющая человеческой культуры. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию, поскольку философия – это теоретическое осмысление действительности.

Философия возникла в неразрывном единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней. Общность между наукой и философией породило традицию считать философское знание разновидностью научного. В соответствии с этой традицией различные области философского знания именуются философскими науками, по ним присуждаются ученые степени. Однако философская мысль, в отличие от науки, всегда имеет своим предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек отправная точка философских суждений о мире. В этом отличие философии от науки в современном понимании.

Отличие философии от искусства заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство является областью художественного восприятия мира, представители искусства «мыслят» художественными образами. Художественный образ воздействует прежде всего на чувства и затем побуждает к размышлению. Эмоциональные средства играют определяющую роль. Однако между философией и искусством есть много общего. Как в философии, так и в искусстве главным предметом внимания является человек, его духовный мир, его понимание и восприятие явлений действительности. Не случайно труды великих философов сохраняют непреходящее значение, как и многие выдающиеся творения искусства, а представители последнего были одновременно и видными философами.

В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире. Религиозные идеи по своему характеру сходны с философскими. Особенно это заметно в рамках религиозно-философских концепций. Но если в границах религии идеи не обосновываются, принимаются на основе веры, без критической оценки, то философия стремиться аргументировать свои утверждения.

Философия есть сложный и изменчивый культурный феномен. Она может сближаться с наукой, искусством, религией. У нее есть много общего с ними. Границы, отделяющие ее от них, весьма подвижны. Но в любом случае философия это особая форма культуры, относительно самостоятельная форма духовной деятельности.

Необходимо отметить, что философия как явление культуры начинает свое становление с середины I тысячелетия до н. э. – это тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение философии явилось результатом длительного процесса перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске. Историкам еще предстоит ответить на вопрос, почему именно VI век до н. э. выделяется из общей череды столетий I тысячелетия до н. э. как время взрыва интеллектуальной энергии. В этот период произошёл «скачок» в развитии производительных сил, вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, появилась критика нормативных нравственных установок и представлений, усилился критический дух и начался стремительный рост научных знаний. Вот те факторы, из которых складывалась атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Таким образом, ломка традиционных общинных отношений, вызванная экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, рост научных знаний, в первую очередь в области астрономии, математики и медицины, создали благоприятную почву для духовных перемен и возникновения философской мысли.

Философию можно трактовать как самосознание эпохи, интеллектуальное развитие общества и, в частности, человека. Одним из результатов появления философии стало рождение гуманизма. Именно благодаря гуманистической составляющей философии мы можем рассматривать её как один из базисов системы культуры.

В эпохе Античности мы обнаруживаем истоки современной европейской гуманистической мысли. Древнегреческие философы впервые формулируют проблему человека. О развитии человеческих способностей, самовоспитании, совершенстве и гармонии уха и тела рассуждали Аристотель и Демокрит. Свой путь к улучшению человека указал Сократ, считавший, что он лежит через решение практических проблем бытия и улучшение условий жизни.

Свое дальнейшее развитие гуманистическая философия получает только в Древнем Риме. Античный космоцентризм с присущей ему возвышенной созерцательностью приходит древнеримская философия, для которой характерен более утилитарный взгляд на проблему человека и личности, при этом сама эта проблема начинает доминировать в трудах мыслителей. Развитие антропологических идей прослеживаются в трудах Сенеки, Цицерона и Лукреция. Собственно, сам термин «гуманность» (humanitas) был впервые сформулирован в сочинениях Цицерона.

Благодаря гуманистической составляющей, философия в своем новом стремлении к разрешению общечеловеческих проблем и разумному развитию человеческой природы обретает особое «человеческое» звучание. Актуальной в этот период становится проблема познания самой человеческой природы, во многом инициированная занимавшими умы древнеримских философов вопросами поисков истинного счастья, сущности добродетели и нравственности.

Период Средневековья в Европе знаменовался возвращением религиозной проблематики в философии. «Низвержение» человека Античности до «раба божьего», при кажущемся антигуманистическом содержания данного явления, в действительности позволило сформулировать незыблемые «законы гуманизма» на основе постулатов христианского учения.

Яркого расцвета гуманизм достигает в эпоху Возрождения. Время Ренессанса оставило нам богатейшее собрание величайших произведений искусства, отразивших неподдельное внимание к человеку, возведенного в ранг высшей ценности. Благодаря знаменитым творцам, гуманистические идеи книжников стали проникать в прикладное искусство, обретая, так сказать, вещественные формы. Гуманисты во всеуслышание провозгласили нерушимым право человека на счастье и личностное самосовершенствование.

Начиная с XIX века на фоне продолжающегося и набирающего невиданную до тех пор скорость технического прогресса наблюдаются признаки кризиса гуманизма, вызванного сомнением в способности человека в условиях современного общества сохранять позицию свободного и автономного субъекта. Один из «лидеров мнения» в общественной мысли Европы Ницше в конце столетия объявил войну «слишком человеческому». Одновременно с этим наука наносит мощный удар по религиозной доктрине человека, оставив ему место в системе мироздания как исключительно биологическому объекту. Философия неожиданно обретает новые черты «контркультуры», особенно ярко проявившиеся уже в XX веке.

Несмотря на столь стремительное и сокрушительное поражение «на всех фронтах», в некоторых областях общественной мысли сохранялась приверженность гуманистическим идеалам. Новые явления жизни, входившие в явные противоречия с принципами гуманизма, получают со стороны передовых деятелей культуры и философии оценки, основанные на гуманистических позициях. В этот период, например, в работах приверженца неофрейдизма Э. Фромма, активно звучит критика в отношении нравов капиталистического общества, лишавшего человека его истинной свободы и делавшего его рабом корпораций, государственной бюрократии и средств массовой информации.

В соответствии с господствующими философскими идеями и общественными идеологиями, трансформируется и само понятие гуманизма. В стремлении лишить религиозные организации «монополии на гуманизм» вводятся понятия атеистического, «светского» гуманизма, в частности в работах Жан-Поля Сартра, зарождается новая форма гуманистической идеологии в рамках коммунистической доктрины. Идеология – это совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, ее отношение к общественным явлениям, программы ее действий.

Постепенно утрачивая гуманистическую составляющую, философия в XX – XXI веках начинает терять и свои позиции в культуре. Всё это в конечном итоге привело человечество к образованию мировоззренческого вакуума, формированию антигуманистических систем. Информационная эпоха, в которой научно-технический прогресс опережает социокультурный, особенно острым становится вопрос приверженности «проверенным» многими тысячелетиями общечеловеческим и духовным ценностям, сохранения в человеке человека.

В настоящее время перед философией стоит трудно разрешимая задача снова вернуть себе утраченные позиции в культуре и идеологии. Не будет большим преувеличением сказать, что от успешности решения этой задачи зависит будущее интеллектуального потенциала человечества.

 

 

1. 4. Философия и медицина.

Философия всегда оказывала и продолжает оказывать влияние на развитие медицины. Отец медицины Гиппократ говорил о том, что врач-философ подобен богу. Дело в том, что медицина – явление, тесно связанное с развитием человеческого общества. Её зарождение относится к тому времени, когда инстинкты самосохранения и облегчения страданий, заложенные в человеке природой, были осознаны людьми. Это привело к попыткам волевого воздействия человека на окружающую природу. Постепенно медицина становилась частью общечеловеческой культуры. Она начиналась как оказание практической помощи больному, как накопление практических сведений о растениях, с помощью которых можно лечить болезни. Медицина у первобытного человека имела дело только с отдельными симптомами, она не могла учитывать общую картину заболевания. Приёмы первой помощи и примитивные хирургические вмешательства предшествовали познанию строения и функций человеческого тела. Тем не менее уже на ранних ступенях развития медицины человек пытался дать ответ на вопрос о сущности болезни. Из конкретных жизненных потребностей человека и возникла медицинская практика. Из практики родилась медицинская теория.

Развитие медицинской теории, постепенное осознание истоков и закономерностей болезненных процессов отражало те условия жизни, в которых существовал человек. Представление о причинах и сущности болезней возникли и развивались параллельно с расширением мировоззрения и функционально зависели от него, что, в свою очередь, оказывало непосредственное влияние на лечебные приёмы. В многочисленных отечественных и зарубежных работах по истории медицины раскрыта глубинная связь медицины (не только теоретической) с мировоззрением человека. И поскольку один из его типов представляет философия, то можно говорить о тесной связи медицины и философии. Современная медицина, тысячами нитей связанная с реальностями современной эпохи, не свободна от мировоззренческих оценок, которые она в силу своей специфики даёт на теоретическом уровне, т. е. на поле философии.

В литературе существует много определений медицины: «Медицина – это наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратило здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье или вернуть его, если оно утрачено»; «Самостоятельная область научного знания о социальных условиях воспроизводства здоровья и болезней человека»; «Созвездие наук, теорий, эмпирических сообщений, практических приёмов и способов действий, целостных ориентации, мировоззренческих установок и т. д. » Можно привести много других определений медицины, но важно другое: среди них не встречается ни одного, где бы медицина рассматривалась либо только как наука, либо только как практическая деятельность. Именно исходя из этой двойственности медицины, можно рассматривать её связь с философией.

Связь практической медицины с философией проявляется, главным образом, через медицинскую деонтологию. А для теоретической медицины, как и для любой другой научной дисциплины, философия представляет ту методологическую основу, опираясь на которую, она оказывается в состоянии плодотворно развиваться.

Особенно хорошо зависимость медицины от философии видна на примере различий западной и восточной медицины. Главное, чем различаются эти медицинские традиции – это их философские основания. Западная медицина принимает философию материализма, откуда вытекает, что человек – это только физическое тело. Следовательно, все основные причины и механизмы заболеваний также имеют чисто материальную природу. В таком случае материальным должно быть и лечение, например, в виде хирургии, фармакотерапии. Восточная медицина принимает во многом философию идеализма, полагая, что у человека множество тел, и физическое тело представляет собой лишь самое «плотное» из этих тел. Все остальные «тонкие» тела выходят за границы материально-физического мира и являются главными для активности человека. Именно в этих «тонких» телах лежат основные причины и механизмы всех заболеваний, и они лишь позднее проявляют себя на уровне физического тела в форме тех или иных физических недугов. Отсюда вытекает, что лечение болезни, ставящее перед собою цель воздействовать в первую очередь на первопричины болезни, должно быть лечением над-физическим, оперирующим с тем, что сегодня получает название «энергоинформация». Таковы, например, иглоукалывание, гомеопатия. Так медицинское знание оказывается глубоко зависящим от философских предпосылок.

В настоящее время в связи с высоким развитием гуманизации науки философия продолжает оказывать влияние на стратегию и направленность познавательной деятельность в медицине. В ходе своего развития философия, играя важную роль в формирования духовной культуры, выступала в качестве мощного фактора развития культуры в союзе с медициной. Философия и философская антропология оказывали большое влияние не только на формирование теоретических основ медицинских знаний, но и на понимание нравственного смысла врачебной деятельности. Нравственные установки, обусловленные не только религией, но и особенностями различных философских доктрин, утверждавших возможность избавления как от физических, так и душевных страданий и разрабатывавших практические способы их устранения, всегда с большим интересом воспринимались медициной.

Именно таким стратегическим мышлением обладали многие клиницисты конца ХIХ – начала ХХ века, которые отстаивали преимущества «физиологического созерцания» по сравнению с «анатомическим мышлением». Они создали условия для отхода от медицинского теоретизирования (органопатологии) к антропопатологии, наметили перспективы «очеловечевания» нормальной и патологической физиологии человека.

Современные медицинские концепции все больше вступают в противоречие с пониманием естественной природы как только неорганического мира, безразличного к человеку, как к некоему механизму, с которым можно экспериментировать, осваивать по частям. Такой подход может привести к исчезновению многих биогеоценозов и даже гибели человечества. Все это требует также философского осмысления традиционных и новых аспектов медицины.

В современных условиях медицинское образование должно включать философско-методологическую подготовку врача, так как любая сфера медицинской деятельности требует постоянного решения логических, гносеологических, аксиологических, этических, философских проблем. Цель изучения философии в ВУЗе состоит прежде всего в повышении общей культуры будущего специалиста. Можно также вести речь о формировании в процессе образования философской культуры личности. Под философской культурой личности понимается овладение определённым кругом философских знаний и умение применять эти знания в повседневной, профессиональной и общественной деятельности.

Это осуществимо через решение ряда задач:

1. Задача расширения сознания. Сужение сознания – это постоянная концентрация внимания исключительно на одном предмете или теме и рассмотрение всех других вопросов только с точки зрения того, какое они имеют значение для данного предмета или темы. Человек не просто «зацикливается» на одном вопросе, но рассматривает всё остальное как подчинённое этому одному. Специфика профессии накладывает существенный отпечаток на духовный облик человека. Суженное сознание позволяет человеку добиваться успехов в своей профессиональной деятельности. Но оно обедняет его внутренний мир, делает его односторонним и искажённым. И если для овладения профессиональными навыками оправдана известная ограниченность сознания, то для общения, напротив, важна его широта.

2. Задача формирования навыков критического мышления. Ещё Сократ, опираясь на древнее изречение «подвергай всё сомнению», настаивал на критичности как неотъемлемом свойстве всякого самостоятельного размышления. Сомнение в том, что кажется хорошо известным и естественным, может подвигнуть человека к более глубокому изучению данного объекта. Сомнение должно пробудить «полемический разум». Однако на этапе сомнения останавливаться не следует, необходимо двигаться дальше в поисках позитивного решения.

3. Задача формирования самобытной личности. Эта задача прямо связана с особенностями философского знания, в частности с его обращённостью к глубинам души человека и к духовным основам его бытия.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...