3.2. Схоластика. Философский синтез Фомы Аквинского.
Схоластика – средневековая латинская теологическая философия, которая разрабатывалась и преподавалась в монастырских школах, а затем и в университетах западной Европы. Идейные основы схоластики восходят к неоплатонизму и патристике. Принята следующая периодизация схоластики: Первый этап – от VI до IX в. – предварительный; Второй этап Х – XIII в. – «золотой век схоластики»; Третий этап – ХIV и ХV вв. – угасание схоластики. Каждый из этапов можно связать с личностями мыслителей, наиболее рельефно выражающих его особенности: первый – с именем философа И. С. Эриугена; второй – Ансельма Кентерберийского, Пьера Абеляра и Фомы Аквинского; третий – В. Оккамом. Основные проблемы схоластической философии: соотношение веры и разума, философии и теологии, проблема универсалий. Под верой понималась вера в авторитет Священного писания и святых Отцов церкви. Вопрос об отношении веры и разума означал разработку различных трактовок содержания Библии и творений Святых Отцов церкви с учётом достижений античной философии. Схоластика стремилась сохранить авторитет Писания и Предания. Схоластика была занята выработкой доказательств истины средствами разума, которая ведёт к вере или, по меньшей мере, непротиворечива по отношению к фундаментальным принципам разума. Проблема универсалий. Универсалии – общие понятия. Проблема представлена как вопрос о том, существует ли общее как самостоятельное бытие или оно образуется мышлением. В схоластике сложилось три основных направления: номинализм, реализм, концептуализм. Выделение этих направлений достаточно условно. Согласно реализму универсалии обладают онтологическим статусом, общее существует реально, объективно, независимо от человеческого мышления. Общее реально и вместе с тем независимо от единичных вещей, существует «до них». При этом общее целиком присутствует в единичных вещах, подобно тому, как идея человека, относясь одновременно ко всему множеству людей, объективно существует в «идеальном мире» Платона. С позиции номинализма (лат. Nominis – имя), реальным существованием обладают только единичные вещи, общее возникает «после вещей», является результатом человеческого мышления. Носителем общего служит произнесённое имя, общее реально существует только как «звук голоса». Умеренной формой номинализма является концептуализм, утверждавший, что реальным существованием обладают только единичные вещи, которые в свою очередь имеют сходные признаки. Универсалии же представляют собой выраженные словом понятия, возникающие в процессе объединения в уме сходных признаков единичных вещей.
Фома Аквинский (1226 –1274 гг. ) систематизировал теологию, опираясь на учение Аристотеля. Согласно Ф. Аквинскому, следует отличать истины разума от высших истин - истин веры, познаваемых через Откровение. Хотя эти истины различны, они не противоречат друг другу, вера и разум предполагают друг друга. Вера предостерегает разум от ошибок, предназначение служить вере: разум готовит человеческое сознание к восприятию веры, доказывая истины, которые вера предопределяет; разум объясняет и развивает истины веры в научной форме, разум защищает истины, данные через Откровение. У Фомы универсалии существуют трояким образом: 1) до вещей как идеальная сущность вещей в уме Бога; 2) в вещах как их субстанциональная форма; 3) в человеческом разуме, образуясь в процессе абстрагирования сущности от единичных вещей. Мир у Фомы предстаёт как иерархическая система, состоящая из 4 ступеней. Первая – это неживая природа. Над ней возвышается мир растений и животных. Из него вырастает высшая ступень – мир людей, который образует переход к сверхъестественной и духовной сфере. Фома использует аристотелевское понятие сущего как состоящее из материи и формы. На первой ступени бытия у Фомы форма составляет лишь внешнюю определённость вещи (формальная причина). На следующей ступени форма предстаёт как конечная причина, которая характерна для растений. Третий уровень – это животное, и здесь форма становится действующей причиной. Наконец на четвёртой ступени форма предстаёт уже не в качестве организующего принципа материи, а сама по себе, т. е. независимо от материи. Здесь форма является духом, разумной душой. Фома различает вегетативную душу, присущую растениям, и функции этой души – питание. Далее идет сенситивная душа, которой обладают животные, её функции – чувственное восприятие, стремление и произвольное движение. И только человек имеет разумную душу, функцией которой является мышление.
«Доказательства» бытия Бога. Опираясь на принцип постижения Бога по его творениям, Фома приводит 5 «доказательств»: 1) если в мире всё движется, то обязательно должен существовать Перводвигатель; 2) если в мире всё причинно обусловлено, то должна быть Первопричина, т. е. Бог; 3) если природные вещи возникают и погибают и происходит это как по необходимости, так и случайно, то должна существовать Абсолютная необходимость, т. е. Бог; 4) поскольку в мире есть более или менее совершённые предметы, то Бог - Абсолютное совершенство; 5) если все процессы гармоничны и целесообразны, то Бог - Абсолютная цель. Оккам Уильям (1285 –1349) – английский философ, представитель поздней схоластики. Он обосновал принцип, который получил наименование «бритва Оккама»: в сфере разума следует находить наиболее простые и изящные объяснения. «Не следует умножать сущность сверх необходимого». Сам Оккам использовал принцип для критики учений Платона об идеях и аристотелевского учения о четырёх причинах. «Бритва Оккама» призывает отсекать всё, что усложняет и запутывает объяснение; она формулирует принцип экономии мысли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|