Оценка погрешностей методов
Полученные формулы интегрирования обычно дают приближенный результат. Можно показать [1]–[3], что абсолютная погрешность при вычислении интеграла (3.1) методами правых, левых и средних прямоугольников, трапеций и Симпсона удовлетворяет неравенствам: (3.10) (3.11) (3.12) (3.13) (3.14) где (3.15) В ряде случаев получить оценки и оказывается сложным. Тогда их удобнее выразить через конечные разности : (3.16) где (3.17) С учетом этого неравенства (3.10)–(3.14) примут вид: (3.18) (3.19) (3.20) (3.21) (3.22) Из условий (3.10)–(3.14) следуют ограничения на выбор величины шага h или на число отрезков интегрирования n. В частности, (3.23) (3.24) (3.25) (3.26) При этом n должно быть целым, а для метода Симпсона еще и четным. Проверить, достигнута ли требуемая точность метода, и заодно определить необходимую величину шага можно по методу Рунге, который заключается в следующем. Выполняются два вычисления значения интеграла – одно с выбранным шагом h, другое – с шагом h /2. Если выполняется неравенство (3.27) где для формул средних прямоугольников и трапеций, для формулы Симпсона, то результат вычисления дает приближенное значение интеграла с требуемой точностью . Если неравенство (3.27) не выполняется, то начальный шаг интегрирования нужно уменьшить в два раза и опять повторить вычисления. Практически для оценки точности вычислений можно пользоваться правилом: совпадающие десятичные знаки у значений интеграла, вычисленные с h и h /2, принадлежат точному значению интеграла. Полная погрешность вычисления интеграла складывается из суммы погрешности округлений (где – максимальная ошибка округления значений подынтегральной функции) и погрешности метода.
Задание на лабораторную работу
1. Из табл. 3.1 выбрать свой вариант задания. Таблица 3.1 Варианты заданий
2. Составить таблицу значений функции и конечных разностей, предварительно разбив отрезок интегрирования на 8 частей. 3. Вычислить на микрокалькуляторе значение определенного интеграла по формулам трапеций и Симпсона. Провести оценку погрешности полученных значений интеграла. Сравнить результаты. 4. Продолжить работу в компьютерном классе. 5. Выписать точное значение интеграла и найти абсолютные погрешности найденных с помощью калькулятора значений методами трапеций и Симпсона. 6. Выписать, полученные на компьютере число точек разбиения n отрезка интегрирования , обеспечивающее точность методов левых и правых прямоугольников и значения интеграла при этих значениях n. 7. Выписать, полученные на компьютере число точек разбиения n отрезка интегрирования , обеспечивающее точность методов средних прямоугольников, трапеций и Симпсона и значения интеграла при этих значениях n. 8. Используя полученные данные, оформить отчет по работе, в который входят: титульный лист; таблица значений функции и конечных разностей; значения интеграла и погрешности методов трапеций и Симпсона для n =8; полученное с помощью компьютера точное значение интеграла; вычисленные на МК абсолютные погрешности найденных значений интеграла; найденное на ЭВМ число точек разбиения, обеспечивающее точность методов правых и левых прямоугольников; число точек разбиения, обеспечивающее точность методов средних прямоугольников, трапеций и Симпсона; значения интегралов этих методов и их абсолютные погрешности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|