И. В. Зорин. Феноменология путешествий. Этнология путешествий. Феноменология путешествий. Предисловие. Путешествие как феномен и феноменология путешествий
Стр 1 из 24Следующая ⇒
И. В. ЗОРИН
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ
I
ЭТНОЛОГИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ
И. В. ЗОРИН
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ
В восьми частях
ЭТНОЛОГИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ
Москва «Советский спорт» 2004
И. В. ЗОРИН
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ
Часть I
ЭТНОЛОГИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ
Москва «Советский спорт» 2004 УДК ББК З
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
А. П. Деревянко, академик РАН, Е. А. Исаев, поэт, Герой Социалистического Труда,
ISBN
Автор монографии – доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, участник научных экспедиций, организатор международных конгрессов и конференций по туризму – проводит исследование феноменологии путешествий как предмета туристики. В издании, состоящем из 8 частей, рассматриваются самые крупные феноменологические разделы – от этнологии путешествий до рекреации.
В части I «Этнология путешествий» раскрывается проблема о том, как путешествия повлияли на характер и направления этногенеза на нашей планете. Выстроена авторская концепция механизма этногенеза, когда фактором развития этносов выступают миграции. Для ученых, преподавателей и аспирантов вузов туристской направленности, специалистов гуманитарных и естественных дисциплин и более широкого круга читателей.
УДК ББК
Ни удержу тебе, ни укороту нет: Даешь, Земля, вселенский километр! Даешь Луну! А там, с плеча Луны, Чумацкий путь немыслимой длины даешь! А я, а я вот, друг ты мой, Иду по ней на встречу с ней самой, Иду травой, в метелках ковыля, Через леса иду, через поля, Иду через пустыни и моря К корням ее живого букваря И падаю лицом в ее зарю, И, падая, за все благодарю: За хлеб, за соль, за кровное родство Материков, за наше Рождество… И слышу материнское в ответ: «Без пяди, сын мой, километра нет».
Егор Исаев
ПРЕДИСЛОВИЕ
Путешествие как феномен и феноменология путешествий
Почему мы говорим о путешествии как о феномене? Во-первых, о нем говорят многие. Во-вторых, его неодинаково понимают. И тем не менее как философский объект и феномен путешествие еще никто специально не изучал. Когда разговор касается путешествий, то среди обывателей он чаще всего вертится вокруг отдыха в Турции, или поездки на Байкал, или приключений на охоте. Среди профессионалов самый распространенный взгляд на путешествие – географический. Путешествий было множество. Многие из них описаны в литературе. Изучены даже последствия этих путешествий, а путешественники тысячекратно прославлены в многочисленных книгах и справочниках.
Второй взгляд – гносеологический. Сама среда путешествия, новые условия бытия активизируют познавательные способно-
сти человека. Начиная с Геродота, путешествуя, люди познают мир. Здесь обязательны разговоры о «белых пятнах» и предстоящих открытиях. Третий аспект – деятельностный. Путешествия приносят человеку новые впечатления, но и требуют от него новой деятельности, решения новых задач. В ходе этой деятельности путешественник, конечно, преобразует мир. Но более всего он преобразует себя. Вспомним Карамзина, Александра Тургенева… Наконец, есть еще один взгляд – аксиологический. Путешествия эффективно формируют в человеке новые ценностные установки и принципы восприятия красоты. Но при ближайшем рассмотрении это оказываются совсем разные установки. Путешествия продвигают ценности цивилизаций, которые, встречаясь, не столько обогащают друг друга, сколько разрушают Конечно, важны индивидуальные представления – своеобразные модели «личного» идеального путешествия. Что касается непрофессионалов, то они привыкли видеть Одни, например, связывают путешествие с открытиями. Действительно, таинственные острова, пятнадцатилетние капитаны, наставления и чудачества энциклопедиста Паганеля – путешествуйте вслед за героями Жюля Верна. Другие, вслед за Александром Грином, видят в феномене путешествия романтическую возможность встречи с неизвестным, непознанным. Путешествие для них – это «дорога в никуда»; оно интересно, поскольку необычно. По ходу посетишь Зурбаган и Гель-Гью, где, возможно, встретишь бегущую по волнам. Третьи, пожалуйте на «Бигль» – мир естествознания ждет Четвертых ждет свой Таинственный остров, а там капитан Сильвер – вроде бы и совсем недобрый человек, пират, а свой брат – путешественник.
Пятые, которыми «вдруг овладела охота к перемене мест», пожалуйте, вслед за Онегиным, Печориным, Чайльд Гарольдом, за новыми впечатлениями. Шестые, как трифоновские герои, по-чеховски надеются Седьмые – вместе с Алхимиком Пауло Коэльо путешествуют в поисках сокровища. Они его обязательно найдут, но в месте, откуда начинали свой путь. Что же объединяет все эти типажи мотиваций и идеальных путешествий, равно как и не названные нами восьмые, девятые и сто двадцать первые мотивы? Что объединяет людей в общий клан любителей путешествий? Ответить на этот вопрос, конечно, важно. Но еще важнее представить феномен путешествия Толковый словарь раскрывает понятие феномена как «необычного явления или редкого факта». Философы, однако, не были так единодушны в данном вопросе. Древние философы употребляли слово «феномен» для обозначения явлений, воспринимаемых как «видимое и иллюзорное одновременно» (Аристотель). Более поздние философы употребляли это понятие для обозначения фактов и явлений: или известных из опыта (Г. В. Лейбниц), или составляющих реальность (Дж. Беркли), или понимаемых субъективно-идеалистически (Д. Юм). В учении И. Канта за феномен принималось все, что может быть предметом возможного опыта. Гегель обосновывал феномен как историческое явление: «… на самом деле то, что мы есть, являет собою вместе с тем нечто историческое, или, выражаясь точнее, подобно тому как в том, что лежит в этой области, в истории мысли, прошлое представляет собою лишь одну сторону, так и в том, что мы представляем собою, общее, непреходящее неразрывно связано с тем, что мы представляем собою как принадлежащие истории» (Гегель Г. В. Ф., 1932). Так Гегель характеризует историю людей, но параллельно существует
Более чем кто-либо, исследованием феномена занимался Эдмунд Гуссерль. Первым из философов он увидел в феноменологии радикальный стиль философствования, с помощью которого можно исследовать рациональные понятия и общезначимые истины. Феноменология Э. Гуссерля представляет феномен как
явление, непосредственно данное в сознании. Все действия, направленные на феномен, представляют собой интенциональный акт, т. е. все они строго направлены на его изучение. Феноменология Гуссерля выступает как дескриптивная часть философии, описывающая мир таким, «каким он является». Это заставляет вернуться «назад к самим вещам», которые феноменология анализирует в их принципиальной общности «в актах познания, а не во внешнем мире». Важнейшим механизмом феноменологии Гуссерль считал «трансцендентально-феноменоло- Что касается феномена путешествий, то будем иметь в виду, что путешествие и в опыте существует как бы многослойно. При этом не просто как явление материального мира, но и как сакральный объект и идея. О таких сложных структурах мы и мыс- Феноменологический подход имеет свои большие достоинства – он позволяет достичь области рефлексии сознания не только философу, но и всякому заинтересованному лицу, чьи знания в области изучаемого явления достаточно значительны. Постараемся соответствовать этому требованию рефлексии. Феноменологическая установка позволит не только раскрыть содержание путешествия как феномена, но и выявить некоторые его предельные характеристики. При этом оказывается, что даже наши представления о феномене путешествия имеют временные разделы содержания. При глубоком изучении и осмысливании феномена путешествия наше представление о нем меняется от эпохи к эпохе.
Феноменология путешествия исторична. В разные эпохи феномен путешествия раскрывается по-своему. Например, в донаучном мире феномен путешествия предстает в виде мифологии путешествий. В этот период появляется множество мифов, где герои путешествуют. Именно в путешествиях они демонстрируют преимущества своего рода-племени и его богов. В античном мире феноменология путешествия раскрывается как область философского осмысления. Философия путешествий – громадный раздел философских знаний, применимый В средние века феномен путешествия проявляется в паломничестве, странничестве, крестовых походах, миссионерской деятельности подвижников церкви. Религиозные мотивы в путешествиях становятся настолько преобладающими, что этот этап феноменологии путешествий следует рассматривать как апостольство путешествий. Эпоха Возрождения и успехи научной революции открывают новую страницу феноменологии путешествий – эпоху Великих географических открытий и связанных с ними геополитических разломов и становлением новых империй. Идеи Просвещения и романтизма индивидуализируют область путешествий – главные позиции в нашем феномене все более занимают экскурсии. Человек открывает для себя привле- Научно-техническая революция способствовала быстрому накоплению средств, которые человек мог во все больших размерах тратить на досуг. В этот период быстро развивается индустрия туризма. Феномен туризма проявляется в том, что он В последние годы все важнее становится рекреационный феномен путешествий. Обострившийся кризис здоровья народонаселения и его нозологические параметры свидетельствуют, что для преодоления этого кризиса необходимы рекреация Монографию, которую я назвал «Феноменология путешествий», таким образом, составляют восемь книг, раскрывающих 1. Этнология путешествий. 2. Мифология путешествий. 3. Философия путешествий. 4. Апостольство путешествий. 5. Великие географические открытия. 6. Услуги для путешественников. 7. Индустрия туризма. 8. Рекреация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|