- все бездокументарные бумаги; 20 страница
-------------------------------- < 1> Относительно закрепления паем права на долю в общей собственности высказываются и иные возражения (см.: Ротко С. В., Тимошенко Д. А. Паевой инвестиционный фонд и инвестиционный пай: некоторые проблемы правовой природы, вызванные рецепцией зарубежного права // Банковское право. 2008. N 3. С. 23). < 2> Плющев М. Инвестиционный пай с позиции бездокументарной ценной бумаги // Хозяйство и право. 2004. N 5. С. 54. < 3> См.: Там же. С. 55.
По этому поводу следует также отметить, что право собственности в данном случае не носит классического содержания. Дело в том, что никакого реального доступа к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, так называемый сособственник (владелец пая) не имеет. Он в принципе не может реализовать в отношении этого имущества никакие классические права собственника - все, что он может сделать, это, используя обязательства управляющей компании в рамках договора доверительного управления, потребовать в предусмотренных случаях исполнения обязательств, удостоверенных ценной бумагой - инвестиционным паем. Во многом поэтому содержанием инвестиционного пая является странное и очень неконкретное право, которое перечисляется в его определении сразу после вещного права, - " право требовать от управляющей компании надлежащего доверительного управления паевым инвестиционным фондом". Если рассматривать его отдельно от анализа вещных элементов инвестиционного пая, то получится некоторая бессмыслица: пай удостоверяет право его владельца требовать от управляющей компании того, что она и так должна делать в силу прямого указания норм закона - доверительно управлять имуществом в интересах учредителей доверительного управления и при полном соблюдении законодательства, лицензионных требований и правил доверительного управления. Может также на первый взгляд показаться, что владельцы паев через это право получают право на действия другого лица - управляющей компании. Однако еще раз подчеркнем, что главным образом это право, на наш взгляд, включено для того, чтобы преодолеть проблему соотношения вещных и обязательственных элементов. В противном случае включать его нет смысла: пай и так удостоверяет заключение договора доверительного управления публичного характера, и доверительный управляющий, как сторона этого договора, должен надлежащим образом исполнять обязательства, из этого договора (правил доверительного управления) вытекающие.
Обязанности доверительного управляющего, исполнения которых вправе требовать от него владелец инвестиционного пая, крайне многочисленны, разнообразны и разбросаны по всему тексту Федерального закона " Об инвестиционных фондах" (ст. ст. 11, 15, 16, 25, 38 - 40). Закон не разбивает все эти обязанности на публичные и те, которые составляют содержание инвестиционного пая как ценной бумаги, т. е. по действующему законодательству предполагается, что владельцы паев вправе требовать соблюдения управляющей компанией их всех, что представляется не очень логичным. Тем более не очень понятно, какие последствия для правоотношения, в котором участвуют владелец пая и управляющая компания, будет иметь неисполнение какой-нибудь одной обязанности? Закон в этом плане неясен. Так, указано, что владельцы инвестиционных паев несут риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд. В этом, согласно Закону, их риск, но ст. 16 Закона, которая регулирует ответственность управляющей компании, указывает, что такая компания " несет перед владельцами инвестиционных паев ответственность в размере реального ущерба в случае причинения им убытков в результате нарушения настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, в том числе за неправильное определение суммы, на которую выдается инвестиционный пай, и суммы денежной компенсации, подлежащей выплате в связи с погашением инвестиционного пая". Значит, есть и другой риск - риск неверных действий управляющей компании с ограниченным размером имущественной ответственности в виде компенсации не только реального ущерба, но и всех убытков вообще.
Последним общим правом, которое закрепляет любой пай, является право на получение денежной компенсации при прекращении договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом со всеми владельцами инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда (прекращении паевого инвестиционного фонда). Порядок прекращения паевого инвестиционного фонда регулируется, как мы уже упоминали, ст. ст. 30 - 32 Федерального закона " Об инвестиционных фондах". Инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда при его прекращении подлежат погашению одновременно с выплатой денежной компенсации независимо от того, заявил ли владелец таких инвестиционных паев требование об их погашении. Специфика содержания инвестиционного пая открытого паевого инвестиционного фонда. Инвестиционный пай открытого паевого инвестиционного фонда удостоверяет также право владельца этого пая требовать от управляющей компании погашения инвестиционного пая и выплаты в связи с этим денежной компенсации, соразмерной приходящейся на него доле в праве общей собственности на имущество, составляющее этот паевой инвестиционный фонд, в любой рабочий день (ст. 14 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ). Правила доверительного управления таким фондом должны содержать условие о наличии у владельца паев такого фонда права в любой рабочий день требовать от управляющей компании погашения всех принадлежащих ему инвестиционных паев и прекращения тем самым договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом между ним и управляющей компанией или погашения части принадлежащих ему инвестиционных паев (ст. 11 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ).
Прием заявок на погашение инвестиционных паев открытого паевого инвестиционного фонда должен осуществляться в соответствии со ст. 24 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" каждый рабочий день. Выплата денежной компенсации в связи с погашением инвестиционного пая открытого паевого инвестиционного фонда должна быть осуществлена в течение срока, определенного правилами доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом, но не позднее 10 рабочих дней со дня погашения инвестиционного пая (ст. 25 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ). Сумма денежной компенсации, подлежащей выплате в связи с погашением инвестиционного пая, определяется исходя из расчетной стоимости инвестиционного пая, которая определяется в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг путем деления стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда, рассчитанной на день не ранее дня приема заявок на приобретение, заявок на погашение или заявок на обмен инвестиционных паев, на количество инвестиционных паев, указанное в реестре владельцев инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда на тот же день (ст. 26 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ). Помимо возможности погашения пая открытого паевого инвестиционного фонда в любой день Закон (ст. 22 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ) признает за владельцем такого пая еще одно право, которое не попало в его определение. Речь идет о праве владельца такого пая обменять его на инвестиционные паи другого открытого или интервального паевого инвестиционного фонда, находящегося в доверительном управлении той же управляющей компании. Представим, что это право прямо должно быть закреплено правилами доверительного управления фондом. Такие паи Законом именуются конвертируемыми инвестиционными паями, поскольку сам обмен паев осуществляется путем конвертации инвестиционных паев одного паевого инвестиционного фонда в инвестиционные паи другого паевого инвестиционного фонда без выплаты денежной компенсации их владельцам.
Специфика содержания инвестиционного пая интервального паевого инвестиционного фонда. Инвестиционный пай интервального паевого инвестиционного фонда удостоверяет право владельца этого пая требовать от управляющей компании погашения инвестиционного пая и выплаты в связи с этим денежной компенсации, соразмерной приходящейся на него доле в праве общей собственности на имущество, составляющее этот паевой инвестиционный фонд, не реже одного раза в год в течение срока, определенного правилами доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом (ст. 14 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ). Прием заявок на погашение инвестиционных паев интервального паевого инвестиционного фонда должен осуществляться в течение срока, определяемого правилами доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 24 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ). Правила доверительного управления таким фондом (ст. 11 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ) должны предусматривать наличие у владельца инвестиционных паев права в течение срока, установленного правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом, требовать от управляющей компании погашения всех принадлежащих ему инвестиционных паев и прекращения тем самым договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом между ним и управляющей компанией или погашения части принадлежащих ему инвестиционных паев. Выплата денежной компенсации в связи с погашением инвестиционного пая интервального паевого инвестиционного фонда должна быть осуществлена в течение срока, определенного правилами доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом, но не позднее 10 рабочих дней со дня окончания срока принятия заявок на погашение инвестиционных паев, в течение которого была подана соответствующая заявка (ст. 25 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ). Как и в случае с открытым паевым инвестиционным фондом, пай интервального фонда предоставляет их владельцу право обмена на тех же условиях, что и пай открытого фонда (ст. 22 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ), с единственным исключением, что прием заявок на обмен инвестиционных паев интервального паевого инвестиционного фонда должен осуществляться в течение срока, определяемого правилами доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Интервальный фонд отличается от открытого тем, что правилами его доверительного управления может (а в некоторых случаев и должно) быть предусмотрено, что инвестиционные паи таких фондов предназначены для квалифицированных инвесторов. Инвестиционные паи таких фондов, предназначенные для квалифицированных инвесторов, именуются Законом " инвестиционные паи, ограниченные в обороте" (ст. 14. 1 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ). Законодательство содержит ряд ограничений на сделки с ними, в частности требование общего характера, что они могут выдаваться (отчуждаться) только квалифицированным инвесторам, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Специфика содержания инвестиционного пая закрытого паевого инвестиционного фонда. Закрытый паевой инвестиционный фонд сильно отличается от открытого и интервального. Сказывается это и на содержании пая такого фонда как ценной бумаги. Прежде всего в силу того, что такой фонд закрепляет корпоративные права, чего нет в содержании паев иных фондов. В соответствии со ст. 14 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" инвестиционный пай закрытого паевого инвестиционного фонда удостоверяет право владельца этого пая требовать от управляющей компании погашения инвестиционного пая и выплаты в связи с этим денежной компенсации, соразмерной приходящейся на него доле в праве общей собственности на имущество, составляющее этот паевой инвестиционный фонд, в случаях, предусмотренных Законом, право участвовать в общем собрании владельцев инвестиционных паев и, если правилами доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом предусмотрена выплата дохода от доверительного управления имуществом, составляющим этот паевой инвестиционный фонд, право на получение такого дохода. Правила доверительного управления таким фондом (ст. 11 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ) должны содержать условие об отсутствии у владельца инвестиционных паев права требовать от управляющей компании прекращения договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом до истечения срока его действия иначе, как в случаях, предусмотренных Законом. Требования о погашении инвестиционных паев могут подаваться только в случае принятия общим собранием владельцев инвестиционных паев решения об утверждении изменений и дополнений, вносимых в правила фонда, или о передаче прав и обязанностей по договору доверительного управления фондом другой управляющей компании. Такое требование могут подавать лица, включенные в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев инвестиционных паев, и голосовавшие против принятия соответствующего решения или не принимавшие участия в голосовании по этому вопросу. Выплата денежной компенсации в связи с погашением инвестиционного пая закрытого паевого инвестиционного фонда должна быть осуществлена в течение срока, определенного правилами доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, но не позднее одного месяца со дня окончания срока принятия заявок на погашение инвестиционных паев. В соответствии со ст. 18 Федерального закона " Об инвестиционных фондах", общее собрание владельцев таких фондов принимает решения по вопросам (компетенция): 1) утверждения изменений и дополнений, вносимых в правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, связанных: с изменением инвестиционной декларации, за исключением случаев, когда такие изменения обусловлены изменениями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, которыми устанавливаются дополнительные ограничения состава и структуры активов паевых инвестиционных фондов; с увеличением размера вознаграждения управляющей компании, специализированного депозитария, лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев, оценщика и аудитора; с расширением перечня расходов управляющей компании, подлежащих оплате за счет имущества, составляющего закрытый паевой инвестиционный фонд; с введением скидок в связи с погашением инвестиционных паев или увеличением их размеров; с изменением типа паевого инвестиционного фонда; с введением, исключением или изменением положений о необходимости получения одобрения владельцев инвестиционных паев на совершение сделок с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд; с определением количества дополнительных инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, которые могут быть выданы после завершения (окончания) его формирования; с изменением иных положений правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг; 2) передачи прав и обязанностей по договору доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании; 3) досрочного прекращения или продления срока действия договора доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом. В связи с необходимостью проведения по указанным вопросам собрания владельцев паев Закон наделяет их различными правами (правомочиями) корпоративной природы. В частности, владельцы паев закрытого фонда имеют право созывать такое собрание. Однако такое право предоставлено не любому владельцу: созыва вправе требовать на основании письменного требования владельцы не менее 10% общего количества инвестиционных паев на дату подачи требования. Владельцы паев имеют право принимать участие в таком собрании и голосовать по вопросам повестки дня. Решение общего собрания принимается большинством голосов от общего количества голосов, предоставляемых их владельцам в соответствии с количеством принадлежащих им инвестиционных паев на дату принятия решения о созыве общего собрания, если большее количество голосов не предусмотрено правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом. При этом количество голосов, предоставляемых владельцу инвестиционных паев при голосовании, определяется количеством принадлежащих ему инвестиционных паев. Как и в случае с интервальными фондами, законодательство предусматривает возможность создания закрытых фондов, правилами доверительного управления которых может (а в некоторых случаев и должно) быть предусмотрено, что инвестиционные паи таких фондов предназначены для квалифицированных инвесторов (ст. 14. 1 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ). И помимо специфики, связанной с ограничением по сделкам с такими паями, у владельцев таких паев может появиться и еще одно право корпоративного характера. В частности, ст. 17. 1 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" предусматривает, что правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, могут предусматривать необходимость одобрения всеми либо несколькими владельцами инвестиционных паев сделок с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд. Такое требование Закон именует инвестиционным комитетом. В этом случае правилами должны быть также определены: 1) сделки, совершение которых требует одобрения, а также порядок их одобрения; 2) порядок формирования инвестиционного комитета. Заканчивая разговор о правах владельца пая закрытого инвестиционного фонда, следует отметить, что Закон никак не конкретизирует " право получения дохода", которое может быть предусмотрено правилами доверительного управления.
3. 10. 15. Ипотечный сертификат участия
В соответствии со ст. 2 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" ипотечный сертификат участия определяется как именная ценная бумага, удостоверяющая долю ее владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также иные права, предусмотренные указанным Законом. Правовое регулирование этого документа в настоящее время представлено Федеральным законом " Об ипотечных ценных бумагах", Типовыми правилами доверительного управления ипотечным покрытием, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2004 г. N 562, Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 523 " Об утверждении Положения о передаче имущества, составляющего ипотечное покрытие, государственной управляющей компании, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестировании средств пенсионных накоплений", а также некоторыми нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области рынка ценных бумаг: Правилами ведения реестра ипотечного покрытия, утвержденными Приказом ФСФР России от 1 ноября 2005 г. N 05-60/пз-н, Положением о деятельности специализированных депозитариев ипотечного покрытия, утвержденным Приказом ФСФР России от 1 ноября 2005 г. N 05-60/пз-н, и некоторыми другими документами. Ипотечный сертификат участия определен как именная ценная бумага. Учет прав на нее в соответствии со ст. 20 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" осуществляется на лицевых счетах в реестре владельцев ипотечных сертификатов участия и, если это предусмотрено правилами доверительного управления ипотечным покрытием, на счетах депо депозитариями, которым для этих целей в реестре владельцев открываются лицевые счета номинальных держателей. Законодательством ипотечный сертификат участия определен как бездокументарная ценная бумага. Права, которые этот документ удостоверяет, закрепляются правилами доверительного управления ипотечным покрытием, которые законом признаны условиями договора доверительного управления ипотечным покрытием. Правила доверительного управления ипотечным покрытием должны соответствовать типовым правилам доверительного управления ипотечным покрытием, утвержденным Правительством РФ (в настоящее время они утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2004 г. N 562 " Об утверждении Типовых правил доверительного управления ипотечным покрытием" ). В соответствии с прямым указанием Закона (ст. 20 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" ) ипотечный сертификат участия является неэмиссионной ценной бумагой. Следует отметить, что в отношении признания за ипотечным сертификатом правового режима неэмиссионной ценной бумаги можно выдвинуть те же возражения, которые были высказаны относительно инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда. Следует отметить и еще одно обстоятельство. Когда введение в законодательство ипотечных ценных бумаг было только в проекте, на официальном уровне была закреплена концепция их выпуска именно как эмиссионных ценных бумаг (Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 28 " О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" ), однако впоследствии эта идея была несколько трансформирована и одни ипотечные бумаги стали эмиссионными (облигации с ипотечным покрытием), а другие - неэмиссионными, как ипотечные сертификаты участия. Ипотечный сертификат участия представляет собой частную ценную бумагу. В соответствии со ст. 17 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" лицом, которое имеет право выдавать ипотечные сертификаты участия, признается коммерческая организация, имеющая лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также кредитными организациями. Конструкция ипотечного сертификата участия состоит в том, что его выдача является основанием для возникновения общей долевой собственности владельцев ипотечных сертификатов участия на ипотечное покрытие, под которое они выдаются, и учреждения доверительного управления таким ипотечным покрытием. Таким образом, как и в случае с инвестиционными паями паевого инвестиционного фонда, особенность статуса эмитента ипотечного сертификата участия состоит в том, что имущественным обеспечением его выдачи является не собственное имущество эмитента, а имущество, которое находится у него в доверительном управлении. Управляющая компания - эмитент ипотечных сертификатов участия выдает сертификаты на основании зарегистрированных правил доверительного управления, которые представляют собой договор доверительного управления, являющийся договором присоединения. Доверительный управляющий ипотечным покрытием осуществляет доверительное управление ипотечным покрытием путем получения (приема) платежей по обязательствам, требования по которым составляют ипотечное покрытие, перечисления (выплаты) владельцам ипотечных сертификатов участия денежных средств за счет указанных платежей, обеспечения надлежащего исполнения обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, включая обращение взыскания на имущество должника, в том числе заложенное в обеспечение указанных обязательств, при неисполнении или ненадлежащем исполнении таких обязательств, а также путем совершения иных связанных с этим действий. Управляющий вправе предъявлять иски и выступать ответчиком по искам в суде в связи с осуществлением деятельности по доверительному управлению ипотечным покрытием. Поскольку эмитентом ипотечных сертификатов участия выступают управляющие компании - резиденты Российской Федерации, ипотечный сертификат представляет собой внутреннюю ценную бумагу. В соответствии со ст. 20 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" установлен прямой запрет на выпуск производных ценных бумаг, в основании которых находятся права на ипотечные сертификаты участия. Данная норма, как уже отмечалось, полностью повторяет аналогичное правило для инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. То есть перед нами не базовая ценная бумага, более того, на первый взгляд и не производная. Однако если вспомнить определение ипотечного сертификата участия (ст. 2 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" ), которое квалифицирует сертификат как документ, удостоверяющий долю его владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, а также учесть, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" в состав ипотечного покрытия ипотечных сертификатов участия могут входить в том числе и ипотечные сертификаты участия, удостоверяющие долю в праве общей собственности на другое ипотечное покрытие, то есть большие основания полагать, что перед нами, с одной стороны, бумага, имеющая черты производности (формально закрепляет права и на ценные бумаги), с другой - бумага, которая может быть базовой. Еще раз отметим, что производность в данном случае носит условный характер, поскольку владельцы ипотечных сертификатов имеют право собственности именно на все ипотечное покрытие, а не только на ценные бумаги, его составляющие, и никаких отдельных прав на такие бумаги возникнуть не может. Однако следует вспомнить и уже упоминавшиеся здесь правила ст. 18 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах", в соответствии с которой управляющий осуществляет доверительное управление ипотечным покрытием, в том числе путем получения (приема) платежей по обязательствам, требования по которым составляют ипотечное покрытие и перечисления (выплаты) владельцам ипотечных сертификатов участия денежных средств за счет указанных платежей. Ипотечный сертификат участия представляет собой каузальную ценную бумагу, поскольку его судьба тесно связана с судьбой договора доверительного управления, который лежит в основе появления этого документа. В соответствии с Типовыми правилами доверительного управления ипотечным покрытием, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2004 г. N 562, погашение ипотечных сертификатов участия осуществляется после истечения срока действия договора доверительного управления ипотечного покрытия и исполнения обязанности по выплате владельцам ипотечных сертификатов участия денежных средств за счет платежей, полученных по обязательствам, требования по которым составляют ипотечное покрытие. Нельзя не отметить, что каузальность сертификата менее выражена, чем у инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, несмотря на всю схожесть этих инструментов. Связано это, на наш взгляд, с тем, что Федеральный закон " Об ипотечных ценных бумагах" более лаконичен и менее ясен, нежели Федеральный закон " Об инвестиционных фондах", а говоря проще - гораздо менее проработан. Так, ст. 29 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" установлено, что выдача ипотечных сертификатов участия осуществляется лицу, которому принадлежат права требования, составляющие ипотечное покрытие. Далее, такое право представляет собой уже право общей долевой собственности всех владельцев сертификатов. При этом не очень понятно, как судьба ипотечного покрытия связана с судьбой сертификата, который был под него выдан. Так, порядок исключения имущества из состава ипотечного покрытия определен Правилами ведения реестра ипотечного покрытия, утвержденными Приказом ФСФР России от 1 ноября 2005 г. N 05-60/пз-н. Предположим, что имел место один из названных юридических фактов - состоялось решение суда о признании обязательства, требование по которому составляет ипотечное покрытие, недействительным. Такое обязательство, как указано выше, подлежит исключению из состава ипотечного покрытия, однако, как связаны этот факт и факт внесения такого обязательства (требования) ранее лицом, которое получило ипотечный сертификат, неясно. Меньше здесь выражена связь ценных бумаг с деятельностью и статусом управляющей компании и специализированного депозитария. В частности, в соответствии со ст. 22 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" в случае признания управляющего ипотечным покрытием несостоятельным (банкротом) или аннулирования лицензии управляющего ипотечным покрытием имущество, составляющее ипотечное покрытие, подлежит передаче в доверительное управление государственной управляющей компании, определенной в соответствии с законодательством об инвестировании средств пенсионных накоплений. В соответствии со ст. 25 этого же Закона в случае аннулирования лицензии специализированного депозитария, осуществляющего ведение реестра ипотечного покрытия, управляющий ипотечным покрытием вправе внести в правила доверительного управления ипотечным покрытием изменения, связанные с заменой специализированного депозитария. Одновременно управляющий ипотечным покрытием обязан принять решение о созыве общего собрания владельцев ипотечных сертификатов участия для решения вопроса об утверждении нового специализированного депозитария. Однако это не является основанием для погашения сертификатов. Наконец, не очень понятны и меры государственного реагирования. Так, ст. 46 Закона установлено, что в случае неисполнения в установленный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг срок предписания об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения создали реальную угрозу законным интересам владельцев ипотечных сертификатов участия, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе приостановить выдачу ипотечных сертификатов участия на срок до шести месяцев. Неясность здесь состоит в том, что не указано, в каких случаях судьба сертификата связана с действиями регулятора, например, как было отмечено выше, ст. 29 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" прямо ставит погашение пая в зависимость от таких действий. Здесь же говорится только о приостановке выдачи сертификатов, и не более того.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|