Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недостатки привязанности. Счастье сейчас и в будущем




Недостатки привязанности

Привязанность, отношение, которое преувеличивает хорошие качества личности или вещи и цепляется за нее, — это главное препятствие для развития решимости стать свободным. Большинство из нас озабочено в первую очередь лишь счастьем нынешней жизни. Мы ищем счастья, ублажая свои чувства. Мы всегда хотим видеть красивые вещи или людей, которые хорошо выглядят, слушать хорошую музыку или приятные речи, ощущать приятные запахи, пробовать вкусную пищу и трогать приятные предметы. Мы постоянно делим мир на отталкивающее и притягательное. Мы привязаны к тому, что считаем приятным, и питаем отвращение ко всему, что полагаем неприятным. С такой узостью взглядов в нашем сознании нет места для того, чтобы обдумать счастье будущих жизней или блаженство освобождения.

Ирония в том, что поиски счастья исключительно этой жизни приводят к обратному эффекту. Дабы сберечь объекты нашей привязанности и избавиться от того, к чему мы чувствуем отвращение, мы можем действовать негативно и эгоистично. Эти разрушительные действия создают проблемы безотлагательно, равно как и оставляют в нашем потоке мысли следы, которые в будущих жизнях породят неприятные переживания.

К примеру, порицаем ли мы в гневе других людей? Будучи привязаны к собственному счастью, мы нападаем на тех, кто, как нам кажется, ему мешает. В это мгновение нас не волнует, задеваем ли мы их чувства. Иногда мы порицаем других, чтобы ощутить свою силу или поквитаться. Когда мы преуспеваем в том, чтобы им навредить, то счастливы: " Я сквитался! Им паршиво! " Но что же мы за люди, если веселимся и злорадствуем при виде несчастья других?

Когда мы действуем негативно, нам становится не по себе. Если мы крадем, нам неуютно с самими собой. Мы плохо спим и беспокоимся о том, что власти раскроют наши делишки. Если мы вступаем во внебрачные связи, мы волнуемся, лжем и извиняемся, чтобы покрыть это. Взаимоотношения с супругом ухудшаются, и растет недоверие. Наши дети чувствуют, что что-то не так, и испытывают неуверенность и беспокойство. Мы теряем их уважение. В добавление к тем проблемам, которые подобная деятельность создает сейчас, она еще оставляет в нашем потоке мысли следы, которые станут причиной наших несчастий в будущем.

Когда мы очень привязаны к счастью этой жизни, то склонны преувеличивать важность некоторых вещей. Мы, например, думаем: " Я должен зарабатывать такую-то сумму, чтобы быть счастливым". А пока мы не зарабатываем столько, мы ощущаем неудовлетворенность. Мы переоцениваем важность денег, игнорируя все, что еще в нашей жизни есть хорошего, становимся одержимы их накоплением. Даже если мы их добываем, наша привязанность порождает новые проблемы: мы боимся, что кто-то украдет наши деньги или что люди дружат с нами лишь потому, что мы богаты. А если на бирже кризис, то мы в отчаянии.

Недостатки привязанности подробно обсуждались в главах " Устранение боли из привязанности" и " Любовь против привязанности", так что здесь они повторяться не будут. Однако следует подчеркнуть, что Будда не говорил, что объекты чувств хороши или плохи. Он побуждал нас исследовать собственный опыт, чтобы определить, действительно ли чувственные удовольствия приносят счастье, как нам это кажется. Кроме того, он подчеркивал, что проблема не в объектах чувств как таковых, а в нашей к ним привязанности.

Не имея истинного понимания, мы можем словесно отдавать должное идее того, что привязанности к чувственным удовольствиям или к нашим ближним должны быть оставлены. Затем, когда мы пытаемся не хотеть человека или вещь, мы сталкиваемся с внутренней гражданской войной: наши эмоции говорят: " Я это хочу", а рассудок возражает: " Нет! Ты плохой! " Такие внутренние сражения бесполезны. Вместо этого мы можем остановиться, исследовать свою жизнь и заключить, что привязанность делает нас неудовлетворенными и несчастными. Имея такое неопровержимое доказательство ее недостатков, мы больше не захотим с ней связываться.

 

Счастье сейчас и в будущем

Понимая пороки привязанности, мы решаем стать свободными от цепляния за счастье этой жизни и за все страдания, которые оно приносит. Конечно, мы все еще хотим быть счастливы сейчас, но уже не одержимы тем, чтобы получать все, что, как нам кажется, нам нужно или хочется. Вдобавок мы осознаем важность подготовки к будущим жизням.

Принципиальным методом того, как готовиться к будущим жизням и избавиться от путаницы в нынешней, является следование закону причин и следствий — карме, которое заключается в том, что мы прекращаем разрушительные действия и совершаем созидательные.

Чтобы следовать закону причин и следствий, мы должны упражняться в техниках подчинения грубых проявлений привязанности, гнева, зависти и ревности омраченного сознания и гордыни. Хотя мудрость, постигающая пустоту, является высшим путем подчинения этих беспокоящих эмоций, для нас — новичков — созерцание непостоянства является хорошим общим противоядием.

Созерцание непостоянства основывается на памятовании о том, что все люди, предметы и обстоятельства ежесекундно изменяются. Памятование о непостоянстве помогает нам не преувеличивать важность происходящего. Например, если мы привязаны к новой машине и впадаем в гнев от того, что кто-то ее помял, то можно подумать: " Эта машина постоянно меняется. Она не будет существовать вечно. Она разрушается с того дня, когда была сделана. Я могу радоваться ей, пока она у меня есть, но не обязан расстраиваться, если ее помяли, так как природа машины такова, она (машина) изменяется".

Некоторые люди, думая, что такой взгляд на жизнь пессимистичен, говорят: " Все меняется, поэтому незачем жить". Это правда, что никто и ничто из того, что есть сейчас — люди, вещи, обстоятельства, — не будет длиться вечно. Такова реальность нашей жизни, которую изменить нельзя. Однако непостоянство также означает и то, что может произойти что-то новое. Непостоянство позволяет беспомощному младенцу вырасти в самостоятельного взрослого. Непостоянство означает, что наши любовь, сострадание, мудрость и умения могут возрасти.

От всякой беспокоящей эмоции есть свое противоядие. Чтобы избавиться от привязанности, мы можем созерцать неприятные аспекты объекта с целью уравновесить свою переоценку его хороших качеств. В случае гнева мы можем вспомнить о том, что другие точно так же, как и мы, хотят быть счастливы и не страдать, но, не зная, как этого достичь, причиняют вред другим. Понимая чужое положение и помня чужую доброту, мы сможем терпением и любовью отвечать на их вред.

Радость от счастья других, их добрых качеств и добродетелей — это средство от зависти. Изучение и размышление о Дхарме исцеляет неведение. Медитация на дыхании избавляет нас от суматохи и беспорядочности омраченных сомнений. Гордость преодолевается размышлением об исключительно сложных вещах, потому что тогда мы убеждаемся, как мало мы знаем. Другое средство от гордыни — это помнить, что все, что мы знаем или имеем, пришло от других, а потому нет оснований гордиться тем, что у нас это есть.

Успокоение этих беспокоящих эмоций и развитие непривязанности не означает, что мы раздаем все свои деньги и живем, как нищие. Нам нужны деньги, чтобы жить в обществе. Деньги по своей природе ни хороши, ни плохи. Что важно, так это наше к ним отношение, и мы можем развить к ним уравновешенный подход. Если у нас хорошие доходы, очень хорошо; если нет, нам все равно могут сопутствовать счастье и успех. Когда у нас есть деньги, мы с радостью делимся ими. Мы не пытаемся покупать друзей или хвастать своим состоянием, а потому не относимся с подозрением к чужим мотивам. Поскольку мы не одержимы идеей иметь определенный доход, мы не будем мошенничать в делах или обманывать с целью получить больше. Другие будут нам доверять, и нам не будет стыдно за свои поступки.

Точно так же нет ничего плохого в том, чтобы получить хорошее образование или хорошую работу. Полезно это или же нет, зависит от наших побуждений. Если мы учимся и приобретаем умения с целью служить другим, наш ум будет спокоен, и обучение станет добродетельным действием. Мы хотим преуспеть на экзаменах или в работе, но не потому, что хотим иметь хорошую репутацию или порисоваться своим богатством, а затем, что хотим обрести умения, с помощью которых сможем принести пользу другим и сделать наше общество лучше.

Буддизм не возражает против материального и технического прогресса. Он может улучшить жизнь множества людей. Однако буддизм подчеркивает необходимость равновесия между материальными и духовными заботами, поскольку один лишь внешний прогресс не сделает мир счастливее. В некоторых современных обществах есть тяжелые социальные проблемы и множество несчастных. Если мы вырабатываем ядерную энергию, но у нас нет нравственного чувства в отношении того, как ею распорядиться, она принесет больше вреда, чем пользы. Если мы живем в богатом, высокотехнологичном обществе, но порабощены своими желаниями и гневом, мы не можем наслаждаться тем, что у нас есть.

Поэтому буддизм говорит, что внешний прогресс должен сопровождаться внутренним развитием. Нам нужны моральные ценности, высокая нравственность и чувство ответственности за всеобщее благополучие. Вдобавок к любви, доброте и терпимости нам нужна мудрость. Тогда мы сможем насладиться технологическими новшествами, сведя к минимуму их нежелательные побочные эффекты.

Это может показаться парадоксальным, но, чем меньше мы привязаны к конечным удовольствиям этой жизни, тем более счастливой и мирной она будет! Быть непривязанным не означает, что мы " выключаемся" и не наслаждаемся жизнью. Совсем даже наоборот, так как при непривязанности в нас меньше напряжения и беспокойства. Это само собой позволяет нам с большей заботой относиться к другим людям и к тому, что нас окружает.

Если мы перестаем неистово цепляться за свое сиюминутное счастье, мы обретаем большую способность насладиться всем тем, что нас окружает.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...