Давайте соскочим с чертова колеса
Давайте соскочим с чертова колеса Первый уровень решимости стать свободным связан с желанием избежать неудачных перерождений и тех действий, которые становятся их причинами. Однако разрешает ли гарантия хорошего перерождения все наши проблемы? Обретем ли мы совершенное и нескончаемое счастье в любом из своих перерождений? Когда мы исследуем, что может произойти с нами в будущих жизнях, то обнаруживаем, что даже если рождаемся человеческим или небесным существом, которое испытывает фантастические чувственные удовольствия, это не будет длиться вечно. В тех жизнях мы тоже столкнемся с проблемами. Обеспечение хорошего перерождения является, таким образом, временным средством избежать тяжелых страданий. Это помогает на некоторое время. Но вечное счастье нельзя найти ни в одном из перерождений круговорота существования. Это подобно путешествию на чертовом колесе, которое никогда не останавливается: мы постоянно движемся то вверх, то вниз. Пока мы пребываем под воздействием неведения и беспокоящих эмоций или действий, мы не свободны. Мы пойманы чертовым колесом и вынуждены наматывать круг за кругом, принимая одно перерождение за другим, без всякого выбора. Видя такое положение, мы подумаем: " Может показаться, что на чертовом колесе можно увидеть много хорошего, но на самом деле это скучно". Затем мы понимаем, что ни на одном из уровней бытия нет ничего, к чему стоило бы привязываться. Все удовольствия круговорота существования временны и не стоят того, чтобы постоянно претерпевать рождение и смерть. Подобные размышления приводят нас на второй уровень решимости стать свободным. Мы думаем: " Получить хорошее перерождение — это чудесно, но, пока я перерождаюсь здесь и там в круговороте существования, я буду испытывать проблемы и трудности, хочу я того или нет. Это совершенно негодная ситуация. Я хочу от нее освободиться! "
Мы желаем обрести состояние неизменного покоя и счастья, свободное от всех нежелательных обстоятельств. Видя, что причиной всех трудностей круговорота существования являются неведение, беспокоящие эмоции и совершенные под их влиянием поступки, мы ищем способ освободиться от них и пребывать в нирване, состоянии свободы и счастья. Об этом великий тибетский мудрец лама Цонкапа сказал в трактате " Основа всех добродетелей": Нет удовлетворения в наслаждении всеми мирскими удовольствиями. Они являются вратами ко всем несчастьям. Когда я пойму, что порок удовольствий круговорота бытия в том, что им нельзя доверять, — да обретет силу мое намерение достичь блаженства свободы — вдохнови меня на это! Методом полного искоренения беспокоящих эмоций и действий является совершенствование в трех видах высшей практики: нравственном поведении, сосредоточении и мудрости. Ведя себя нравственно, мы избегнем совершения разрушительных действий. На этой основе мы будем практиковать сосредоточение, чтобы подчинить грубые беспокоящие эмоции и обрести способность направлять свой ум на выбранный нами объект медитации в течение такого времени, какое пожелаем. Сочетая сосредоточение с мудростью, мы проникнем в смысл реальности и устраним тем самым свое неведение, беспокоящие эмоции и кармические следы, порождающие страдание. Давайте рассмотрим теперь нравственное поведение в качестве основания всех высших практик.
3. Нравственность: Конструктивное отношение к окружающим Поняв свои большие возможности, мы начинаем интересоваться тем, как их развивать. Какие действия благотворны? Какие действия омрачают нашу человеческую красоту и вмешиваются в духовный прогресс, а потому должны быть оставлены? Ответы находятся в принципах нравственности.
Буддийский взгляд на нравственность основан на связи между нашими действиями и их последствиями. Действия именуются " негативными", когда они приносят неприятные результаты, и " позитивными", если их результатом является счастье для нас и других. Раз мы хотим счастья и не желаем страданий, то будет мудро изучить действие закона причин и следствий и жить в соответствии с ним. Понимая результаты, которые приносят те или иные действия, нам легче решить, как поступать. В качестве ориентира Будда советовал избегать десяти дурных действий, поскольку они разрушают как наше счастье, так и чужое. Три действия телесны: убийство, воровство и неумное сексуальное поведение. Четыре действия словесны: ложь, злословие, грубость и пустословие. Три действия являются умственными: жажда чужого, зложелательство и ложные взгляды.
Три телесных действия Убийство относится к уничтожению любого живого существа. Это наиболее тяжкое из всех разрушительных действий, поскольку наносит другим самый большой вред. Все существа — и люди, и животные — ценят свою жизнь превыше всего. Иногда мы можем столкнуться с затруднительной ситуацией, в которой может показаться, что лучше убить: на нашу страну напали, нашему ребенку угрожает опасность со стороны человека или зверя, наш дом наводнили муравьи. Если мы мыслим созидательно, всегда найдется другое решение помимо убийства: дипломатия может остановить агрессора лучше, чем оружие; исходящую от животного угрозу можно пресечь, поймав его в ловушку или обездвижив ударом. Насколько это возможно, мы должны избегать посягательств на чужую жизнь. Эвтаназия (искусственно " облегченная" смерть. — Прим. пер. ) и аборт являются трудными вопросами. С буддийской точки зрения, и там, и там присутствует убийство. Однако в некоторых случаях невозможен однозначный ответ. Подобные ситуации бросают вызов нашему разуму и состраданию. Мы должны хорошенько подумать о преимуществах и недостатках каждого возможного решения как для себя, так и для других и сделать то, что считаем наилучшим.
Воровство — это взятие того, что не было дано, начиная с вооруженного ограбления и до невозвращения приятелю взятого взаймы. Избегать уплаты налогов и пошлин, которые должны платить, — это другая форма воровства, так же, как и брать что-то с работы для личного пользования. Желая избежать злоупотребления чужой собственностью, мы будем внимательнее к своему отношению и действиям, направленным на чужое имущество. Это очень полезно и помогает предотвратить множество конфликтов с окружающими. Вдобавок другие будут нам доверять и с радостью будут давать взаймы. Они также не будут бояться, что их вещи пропадут, когда мы поблизости. Неумное сексуальное поведение относится в основном к супружеской неверности: мы завязываем отношения — состоим мы в браке или нет — и вступаем с кем-то в связь. Если мы свободны, а наш партнер или партнерша нет, то это также неумное сексуальное поведение. Следует избегать сексуальной активности, при которой распространяются болезни или наносится какой-либо иной вред себе и другим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|