Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Самоотверженность: Открытое сердце, любящее и сострадательное




4. Самоотверженность: Открытое сердце, любящее и сострадательное

Второе из первоначальных постижений пути — это самоотверженная альтруистическая устремленность достичь пробуждения ради блага всех существ. На санскрите это называется " бодхичитта", что может быть переведено как " пробуждающийся ум", " ум бодхи", " преданное сердце" или как " мысль о пробуждении". Те, у кого есть это побуждение — бодхисаттвы, — испытывают столь беззаветные, сильные и не делающие предпочтений любовь и сострадание к другим, что ищут достижения пробуждения для того, чтобы уметь наилучшим образом принести им благо.

Мы живем во Вселенной, наполненной другими существами. Несмотря на то, что у нас разные тела и переживания, мы очень похожи. У всех есть проблемы и беспокоящие эмоции. Все перерождаются и умирают снова и снова... У каждого есть одно глубоко укорененное желание быть только счастливым и избегать трудностей.

Понимая, что все мы в одной лодке, как можно оправдывать деятельность лишь ради собственного блага? Чужие боль и проблемы делают нас такими же несчастными, как и наши собственные. Как можем мы говорить, что мы более важны, нежели другие? Что служит логикой и основанием нашей постоянной заботы более о себе, чем о других?

Рассуждая взвешенно, мы увидим, что есть только один я, тогда как других — бессчетное число. Когда мы сравним счастье одного со счастьем всех, то озабоченность исключительно собственным благополучием не будет более казаться такой уж справедливой. Мы не можем следовать по духовному пути, стремясь лишь к собственному счастью. Мы должны помогать и другим обрести его.

Трудно помогать другим, когда наш ум пристрастен. Мы любим одних больше, чем других. Мы можем пожертвовать чем-то, чтобы помочь тем, кто нам нравится, но недобры к тем, кого не любим, считаем несносными. Пока мы воспринимаем и разделяем других на друзей, врагов и незнакомцев и, соответственно, порождаем в отношении к ним привязанность, отвращение и вялое безразличие, нам будет трудно им помочь. Сперва мы должны испытать ко всем ним не делающие предпочтения любовь и сострадание.

Основой любви является понимание того, что другие не являются врагами, друзьями или незнакомцами как таковыми. Друг может стать незнакомцем или врагом. Тот, кто нам не нравится, может превратиться в незнакомца или друга. Незнакомец может стать врагом или другом. Эти взаимоотношения меняются, нет смысла на скорую руку загонять других в рамки и испытывать к ним сильные чувства привязанности, отвращения или безразличия.

Будь наше поле зрения пошире, мы бы увидели, сколь произвольно деление людей на друзей, врагов и незнакомцев. Сегодня один человек дает нам тысячу долларов и становится другом. Назавтра он отвешивает нам пощечину и превращается во врага. Другой отвешивает нам пощечину, а назавтра дает тысячу долларов. Кто из них друг, а кто враг?

И друг, и враг — произвольные различения, зависящие от времени и обстоятельств, а также от нашего обозначения кого-то как друга или врага. Если бы мы могли помнить взаимоотношения, которые были у нас со всеми существами — включая и те, что в прошлых жизнях, — то увидели бы, что все они были для нас в разное время друзьями, врагами или незнакомцами.

Обычно мы считаем того, кто к нам добр и соглашается с нашим мнением, хорошим человеком и настоящим другом. О том, с кем не ладим, мы думаем как о плохом человеке и настоящем враге. Но и у того, и у другого есть как хорошие, так и плохие качества. Мы видим лишь некоторые качества, выделяем их и думаем, что это и есть характер человека.

Наш взгляд на других очень субъективен. Один и тот же человек кажется нам замечательным, а кому-то другому — несносным. Почему? Это происходит потому, что мы смотрим с одной точки зрения, а другой человек — с другой. На самом деле у того, кого мы оцениваем, есть и достоинства, и слабости.

Если мы упражняемся в обретении более полного взгляда на других, то перестанем разочаровываться, когда наши близкие не будут соответствовать нашим ожиданиям. Мы увидим и примем их слабости. Кроме того, наши нетерпимость и неуважение к людям, которых мы ранее считали неприятными, ослабеют, поскольку мы будем осознавать их достоинства. Хотя в настоящий момент их доброта может и не быть направлена на нас, они добры ко многим другим.

Когда мы учитываем все стороны чужой личности и осознаем изменчивую и субъективную природу взаимоотношений, наши чувства по отношению к другим становятся более уравновешенными. Без колючек привязанности, неприязни и бесстрастного безразличия наши сердца станут более открыты для других.

 

Чужая доброта

На основе беспристрастности ко всем существам мы можем взращивать любовь и сострадание. Первый шаг в пробуждении любви и сострадания — это вспомнить чужую доброту.

Все, что мы имеем, зависит от чужой доброты. Наша пища выращена, привезена, а зачастую и приготовлена другими. Наша одежда сделана другими. Наши дома зависят от доброты и усилий множества других людей: архитекторов, инженеров, строителей, водопроводчиков, электриков, маляров, плотников. Если внимательно посмотреть, все, чем мы наслаждаемся, создано чужим трудом.

Кто-то скажет: " Но ведь иногда эти люди не выполняют свою работу, как следует. Они безответственны и загрязняют окружающую среду. И даже когда они хорошо выполняют свою работу, они работают за деньги, а не потому, что хотят нам помочь. "

Это уместные возражения. Но очень любопытно, как, с одной стороны, мы желаем видеть доброту других и питать к ним теплые чувства, но, как только мы начинаем думать о том, что они для нас сделали, другая часть нашего ума восстает и говорит: " Да, но... ", а затем начинает перечислять чужие ошибки.

Ответ на эти сомнения: да, люди делают ошибки и совершают дурные поступки, намеренно или нет. Но они делают все, что могут, соответственно своим умственным и материальным обстоятельствам. Если они наносят другим вред или совершают тяжелые ошибки, мы должны попытаться исправить ситуацию. Однако мы можем делать это, не злясь.

Один из моих учителей, лама Еше, часто говаривал нам: " Они желают добра, дорогуша. " Даже те, кто вредит другим или плохо выполняет свою работу, всего лишь пытаются быть счастливыми. В силу своего неведения и заблуждений они делают то, что считают правильным.

Люди могут работать за деньги, без намерения быть добрыми по отношению к нам. Но дело не в том, почему они работают, а в том, что мы извлекаем пользу из их усилий. Независимо от того, работают ли они из-за денег или из-за репутации, не делай они свою работу, нам было бы хуже.

Кто-то может сказать: " Я плачу людям за их работу, так что они делают лишь то, зачем наняты. Разве это доброта? " Даже когда мы платим людям за работу, мы все равно извлекаем пользу из их усилий, Кроме того, те деньги, которые мы им платим, не НАШИ. Мы не родились с пригоршней денег! У нас есть деньги, потому что другие дали нам их. Если бы не доброта наших нанимателей или клиентов, откуда бы у нас были деньги?

Когда мы родились, у нас ничего не было. Мы не могли даже накормить себя или защититься от холода или жары. Только благодаря доброте наших родителей мы не умерли в младенчестве.

Мы можем считать себя умными и знающими, но откуда взялись эти качества? Родители научили нас говорить, а учителя дали нам разные навыки и знание различных предметов. Хотя детьми мы могли и не оценить того, что сделали для нас родители и учителя, если сейчас мы посмотрим назад, то увидим, как велика была их помощь.

Над некоторыми людьми в детстве надругались или они испытали ужас того, как быть беженцами или жертвами войны. Как могут они начать считать других добрыми, если столь велик был нанесенный им вред?

Сперва мы можем хорошенько подумать о тех, кто был к нам добр. Будь это работник службы по делам беженцев, учитель, попутчик или просто незнакомец, чья улыбка одарила нас заботой и пониманием, все мы получали доброту. Полезно припомнить даже малые примеры чужой доброты, так как это смягчает нашу боль и открывает сердца, чтобы вернуть расположение.

Далее мы можем исследовать, действительно ли те, кто причинял нам вред, делали это постоянно. Возможно, у нас были с ними связаны нейтральные или даже положительные переживания. Воспоминание об этом помогает нам увидеть, что те, кто причинил нам вред, не являются полными негодяями.

Вдобавок мы можем подумать, что те, кто причинял нам вред, делали это, исходя из своего неведения и заблуждений. Просто, желая быть счастливыми, они использовали неверные средства и нанесли вред как себе, так и другим. Размышляя таким образом, мы можем потихоньку начать прощать их и залечивать свои эмоциональные раны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...