Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четыре действия речи. Три действия ума




Четыре действия речи

Лгать — это заведомо говорить неправду. Хотя ложь обычно является словесным действием, лгать можно и на физическом уровне, с помощью кивка или жеста. Ложь не только влечет вред в будущих жизнях, но и разрушает нынешние взаимоотношения. Если мы лжем, нам не будут доверять, даже когда мы говорим правду.

Иногда мы сталкиваемся с деликатной ситуацией, когда сказать правду значит задеть чьи-то чувства. Например, друг пригласил нас на обед и спрашивает, как нам понравилась еда. Нам кажется, что еда не очень-то хороша, но его бы задело, скажи мы это. Однако, если мы ответим: " Я очень благодарен тебе за заботу и приглашение на обед. Эта пища была приготовлена с любовью, " мы искренне выразим свою благодарность, а также избежим лжи о вкусе пищи.

Если разгневанный человек с ружьем спрашивает нас: " Где Сэм? ", правдивый ответ подверг бы опасности жизнь Сэма. Нам лучше уйти от ответа или дать бестолковый ответ. Как и во всех случаях, связанных с этими десятью действиями, нам необходимо использовать свой здравый смысл!

Злословие по чужому поводу часто совершается из зависти. Например, мы хотим получить продвижение по службе и критикуем своих сослуживцев перед начальником. Или, если наш хороший друг дружит теперь с кем-то другим, нам может захотеться испортить их взаимоотношения. В таком случае мы пересказываем одному якобы сказанные другим гадости. Слова, которые вносят разлад в чужие отношения, а также мешают примириться тем, кто уже не в ладах, считаются злословием.

Недостатки речей, сеющих раздоры, очевидны. Другие быстро распознают, кто мы такие, и лишают нас своего дружеского расположения. Мы приобретаем репутацию склочника, и люди начинают нас избегать.

Грубость включает в себя такие очевидные действия, как гневный крик, злобная ругань и высмеивание других. Сюда также относится поддразнивание, когда мы хотим кого-то поддеть, и выставление других на посмешище. Иногда грубые слова могут быть произнесены с улыбкой, как, например, когда мы с " невинным" видом говорим заведомо болезненные для других вещи.

Хотя поверхностно мы можем оправдывать свою грубость, но, если заглянуть поглубже, довольны ли мы собой, когда грубим? Даже если мы будем орать и давить на другого, пока не победим в споре, будем ли мы хорошо чувствовать себя потом? Что мы за люди, если рады, когда оскорбляем кого-то или выставляем его дураком? Если мы хорошенько изучим то, как говорим с другими, то поймем, почему они иногда не хотят быть в нашем обществе. Однако, если мы развиваем уважение к другим и заботу об их чувствах, то не только взращиваем самоуважение, но и другие начинают к нам тянуться.

Пустословие — это один из главных способов, когда мы тратим впустую свое время и вносим беспокойство в чужие умы. Хотя у нас может не быть времени посетить проповедь Дхармы или навестить нелюбимого больного родственника, нам, практически, всегда хватает времени поболтать о кинозвездах, спорте, моде, машинах или перемыть косточки знакомым. Вечером мы слишком устали, чтобы медитировать или чтобы уделить достаточно внимания тому, чем хочет с нами поделиться супруг или ребенок, но мы вполне можем допоздна болтать о том, о сем.

Иногда, чем больше мы говорим о проблеме, тем серьезнее она становится. То, что начиналось как небольшое затруднение, разрастается в нашем сознании после того, как приятель поддержит нашу позицию и заверит, что другой не прав. Затем, когда приятель рассказывает об этом кому-то еще, кто, в свой черед, сообщит другим, маленькая проблема становиться огромной.

Это не означает, что мы не должны обсуждать свои проблемы или доверяться другим. Часто бывает полезно узнать взгляд на ситуацию со стороны. Но, когда мы ищем " дружеского" совета не для того, чтобы найти обоюдоприемлемое решение проблемы, а лишь затем, чтобы подтвердить свою позицию, то разговор вырождается в пустую болтовню.

Это также не значит, что шутки, смех и хорошее времяпрепровождение " плохи". Вовсе нет! Когда мы избегаем пустой болтовни, мы тем самым меняем к лучшему то, что побуждает нас разговаривать с людьми. Если мы смеемся и болтаем лишь ради собственного удовольствия, то не используем свою жизнь в полной мере. С другой стороны, если человек чем-то опечален, мы можем попытаться поднять его дух, шутя и разговаривая о том, о сем. Иногда нам необходимо расслабиться перед тем, как снова заняться серьезной работой. Тогда мы можем поболтать с друзьями, следя, однако, за тем, чтобы не потревожить чье-то душевное равновесие своими словами.

 

Три действия ума

Совершая одно из трех разрушительных действий ума, мы можем об этом не знать. Тем не менее, в потоке мысли от них остаются негативные тенденции. Желание чужого возникает, когда мы видим что-то, что нам не принадлежит, однако желанно, и мы решаем это заполучить. Мы можем думать: " Я намекну, какая это прелестная вещица, и, может быть, мне ее отдадут. Или я польщу владельцу, и он захочет сделать мне подарок". Желание чужого вносит в наш разум беспокойство и может заставить действовать и говорить разрушительным образом. Мы были бы счастливее, если бы научились довольствоваться тем, что у нас есть, и радоваться чужой удаче.

Быть зложелательным значит питать дурные намерения и мысли о причинении другим вреда. Мы вполне сведущи в этом. Мы можем разработать хитроумный план отмщения за нанесенную нам обиду или придумать, что нужно сказать, чтобы задеть кого-то и " поставить его на место". Иногда мы даже не осознаем, что погружены в злобные мысли. Нам нужно тщательно наблюдать за своими мыслями, чтобы знать, когда мы желаем другим вреда или радуемся их неудачам.

Иметь ложные взгляды значит отрицать существование чего-то, что существует, или же утверждать существование того, что не существует. Это относится к тем важным вещам, которые формируют все наше мировоззрение. К примеру, если мы твердо уверены, что перерождения не существует, и узколобо отказываемся слушать чужое мнение, мы впадаем в ложные взгляды. Наши нынешние сомнения относительно перерождения не являются ложными взглядами, так как мы изучаем новые идеи и открыты для того, чтобы выслушать чужие аргументы. Ложные взгляды возникают тогда, когда кто-то подчеркнуто, с антагонизмом, придерживается ошибочных философских или нравственных воззрений.

Воздерживаясь от совершения десяти разрушительных действий, мы автоматически практикуем десять созидательных. По мере того, как мы становимся более сознательными по отношению к тому, что делаем, наша собственная жизнь и жизнь окружающих становятся более спокойными. Зачастую мы не осознаем того, что делаем, думаем или говорим потому, что мы заняты, отвлечены, чересчур горды или беспечны. Иногда лишь много лет спустя мы понимаем, что ранили чьи-то чувства. Распознав разрушительные действия, необходимо приложить усилие, чтобы не совершать их вновь. Это труднее, чем кажется, поскольку, если мы привыкли действовать определенным образом, одной лишь силы воли недостаточно, чтобы изменить наше поведение. Мы должны понять недостатки такого поведения, снова и снова быть внимательны и пытаться его избегать. В буддийском учении можно найти много методов изменения своих разрушительных установок. Эти методы полезно изучать и практиковать в повседневной жизни. Сперва успех может нам не сопутствовать, однако с помощью настойчивого и одновременно мягкого усилия мы можем измениться. В этом процессе саморазвития важно быть терпеливым с самим собой.

Некоторые хотят обрести духовные свершения, не меняя при этом своих каждодневных действий. Они лгут и обманывают других, когда им удобно, сплетничают на неподобающие темы и ругают тех, кто им не нравится. При этом они хотят заниматься продвинутыми медитативными практиками и обрести сверхобычные силы.

На самом же деле они не создают причин таких достижений. Если мы не можем контролировать самые грубые из наших действий — слова и поступки, — как можем мы рассчитывать изменить свой ум — источник всех действий?

То, что мы делаем и говорим, намного легче контролировать, чем отрицательные эмоции и отношения. Так что мы начинаем с устранения трех телесных и четырех словесных отрицательных действий. Одновременно мы прилагаем усилия к тому, чтобы избегать трех разрушительных действий ума. Имея такое основание, мы будем готовы к выполнению более продвинутых практик. Будда сказал:

Благожелательный и нравственный,

Обретающий благо от своих действий,

Мудрый всегда находит счастье

В этом мире и в мире ином.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...