Диагностика развития сознания и самосознания дошкольников
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Основные направления (тенденции) в области диагностики дошкольников: диагностика общего уровня развития и диагностика готовности перехода ребенка к новому типу ведущей деятельности - учебной. Для изучения психического развития детей дошкольного возраста известны шкалы Бине и Станфорд-Бине. Это тесты интеллекта. Рассмотрим методики отечественной школы. Например методику Л.С. Выготского. Экспериментальные исследования детей он проводил по методике “двойной стимуляции”. Данный метод при изучении генезиса понятий у ребенка позволяет установить, что в формировании понятия представлено несколько этапов. Первый этап (младший дошкольный возраст) - этап синкретов (нерасчлененность психических функций на ранних стадиях). Второй этап - комплексы. Обобщения-комплексы - проявляются в результате объединения ребенком предметов на основе непосредственного чувственного опыта. Начало этого этапа приходится на дошкольный возраст ребенка. Дальнейшее развитие понятий происходит в более старшем возрасте, в период школьного обучения. Особое место в отечественной психологии занимают исследования, осуществляемые Д.Б. Элькониным с его сотрудниками. По его мнению, диагностика детей должна строиться на особых принципах. Каждый возрастной период характеризуется определенной социальной ситуацией развития, то есть специфичным отношением ребенка к социальной действительности, активным взаимоотношением с определенными ее сторонами; ведущим типом деятельности, в которой осуществляется интенсивное овладение ребенком этими сторонами действительности. Основные новообразования, возникающие на данной основе и характеризующие общую организацию сознания, к концу каждого периода, приводят к распаду социальной ситуации развития и возникновению нового типа деятельности.
Для диагностики развития дошкольного возраста должен быть установлен уровень сформированности игровой деятельности - ее основных структурных компонентов (использование переноса значений с одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения открытым правилам игры) и некоторых сторон психического развития (наглядно- образное мышление, общие познавательные мотивы, соотношение зрительного и смыслового полей, использование символических средств, развитие общих представлений). Исследования умственного развития дошкольников в отечественной психодиагностике связаны с именами Л.А. Вегнер, В.В. Холмовской, Центральной их идеей было понимание познавательных психических процессов как ориентировочных действий, направленных на обследование предметов и явлений, выявление и запечатление их свойств и отношений. В основе умственного развития раннего и дошкольного возраста лежит овладение разными видами познавательных и ориентировочных действий, причем ведущая роль принадлежит перцептивным и мыслительным действиям. Образование перцептивных и мыслительных действий у детей происходит путем интериоризации внешних, материальных ориентировочных действий, когда обследование предметов и явлений, выделение их свойств и отношений происходит при участии различного рода реальных манипуляций. На каждом возрастном этапе ребенок овладевает познавательными действиями определенного типа. Структура перцептивных действий детей дошкольного возраста и пути формирования данных действий в исследованиях изучали методом моделирования пяти типов познавательных действий в специальных диагностических методиках. В каждую методику была подобрана серия задач, адресованных одному из типов умственных действий (то есть задач, построенных таким образом, что существенные для их решения условия могут быть выделены только в результате выполнения этого действия). Это следующие пять методик (для детей 4-5 лет), соответствующие пяти выделенным показателям: действию идентификации, отнесению к эталону, перцептивному моделированию, действиям образного и логического мышления. Задачи включались в привычные и доступные детям виды деятельности: игровую и продуктивную.
При разработке методик для детей 6 лет было введено новое задание на выявление степени овладения предпосылками учебной деятельности - умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия (к примеру, рисование узоров). Каждая методика включала набор однородных или постепенно усложняющихся задач, достаточный для такого накопления баллов, которое допускает последующее число обработки результатов. При сопоставлении каждой методики устанавливались критерии качества оценки решения входящих в нее задач по результату и способы выведения общей количественной оценки.
Выводы · Интеграция личности в целое реализуется через самоконтроль, саморегуляцию, самооценку и самосознание, составляющие реальное “Я” человека. · Идеальное “Я” определяет направление самосовершенствования личности. Центральная человеческая потребность в самотрансценденции определяет самореализацию и саморазвитие личности. · В психодиагностике самосознания используются различные классы методик: 1) стандартизированные самоотчеты (самоописания); 2) нестандартизированные самоотчеты: дневник записи, письма, интервью, ответы на вопросы в разных заданиях; 3) методы глубинного анализа сознания. · Диагностика самосознания направлена на раскрытие жизненного мира личности, постижение смысловой структуры. · Диагностика сознания и самосознания младенцев охватывает четыре основных сферы поведения: моторику, речь, адаптивное и личностно-социальное поведение. · Основные направления (тенденции) в области диагностики дошкольников: диагностика общего уровня развития и диагностика готовности перехода к новому типу ведущей деятельности - учебной.
Тесты 1. Смысловая структура личности изучается при помощи: а) проективных методик глубинного анализа; б) теста смысложизненных ориентаций; в) методов глубинного анализа сознания. 2. Диагностика самостоятельности и независимости возможна: а) только у зрелой личности; б) начиная с 2,5-3 лет; в) с младенчества. 3. “Все, что происходит с человеком, – результат выбора, и человеку надо просто это понять”: а) мог бы сказать интернал; б) мог бы сказать экстернал. 4. Вклад Ж. Пиаже в диагностику сознания состоит: а) в создании шкал и таблиц психического развития ребенка; б) в исследовании качественного своеобразия детского мышления; в) в диагностике перцептивных и мыслительных действий ребенка. 5. Диагностика самосознания дошкольников предполагает определение: а) уровня сформированности игровой деятельности; б) общего уровня развития; в) уровня умственного развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ключ к “Индивидуально-типологическому опроснику ИТО” Значимые ответы Ложь: Да 16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90 Аггравация: Да 2, 17, 32, 47, 62, 77, 64, 79
Экстраверсия: Да 12, 27, 42, 44, 29, 72 Нет 14, 57, 87 Лидерство Спонтанность: Да 4,19, 21, 34, 49, 50 Нет 6, 65, 80 Неконформность Агрессивность: Да 7, 22, 36, 37, 51, 53, 68 Нет 66, 81 Конфликтность Ригидность: Да 9, 24, 26, 39, 41, 56 Нет 71, 83, 86 Индивидуализм Интроверсия: Да 3, 5, 33, 35, 48, 78 Нет 18, 20, 63 Зависимость Сензитивность: Да 15, 28, 43, 59, 89 Нет 11, 13, 30, 74 Конформность Тревожность: Да 8, 23, 38, 52, 54, 69, 84 Нет 67, 82 Компромиссность Лабильность: Да 10, 25, 40, 55, 58 Нет 70, 73, 85, 88 Коммуникативность Экстраверсия
ЛИТЕРАТУРА 1. Акимова М.К., Данилов В.А., Козлова В.Т. Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. М., 1992.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М., 1982. 3. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля. М., 1993. 4. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание. М., 1986. 5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб., 2000. 6. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984. 7. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие: критерии и нормативы. М., 1991. 8. Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск, 1992. 9. Карпов Ю.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного процесса учащихся. М., 1989. 10.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. 11.Краткий тест творческого мышления. М.,1995. 12.Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.,1992. 13.Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов. М., 2000. 14.Основы психодиагностики. Р н/ Д., 1996. 15.Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М., 1998. 16.Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. М., 1992. 17.Психологическая диагностика: Учеб. пособие. Бийск, 1993. 18.Психология профессиональной подготовки. СПб., 1993. 19.Психология работы с людьми. Киев, 1990. 20.Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. М., 1996. 21.Развитие и диагностика способностей. М., 1991. 22.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. 23.Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М., 1998. 24.Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987. 25.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. 26.Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике. Тезаурус личностных черт. М., 1988.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.. 2 Глава 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.. 2 1.1. Предмет и сферы применения психодиагностики. 2 1.2. Структура современной психодиагностики. 2 1.3. Психологический диагноз и психологическая оценка. 2 1.4. Тестовая компетентность и этические нормы психодиагностики. 2 1.5. Диагностика и тестирование: аргументы “за” и “против”. 2 1.6. Психодиагностики ведущих социальных тенденций. 2 1.7. Уровни психодиагностического исследования. 2 Тесты.. 2 Глава 2 ИСТОКИ И ИСТОРИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.. 2 2.1. Истоки и предыстория психодиагностики. 2 2.2. Становление психометрии. 2 2.3. Появление группового тестирования. 2 2.4. Возникновение тестов специальных способностей и достижений. 2 2.5. Разработка внетестовых диагностических методик. 2 Тесты.. 2
Глава 3 ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.. 2 3.1. Основные диагностические подходы.. 2 3.2. Классификация диагностических методик. 2 3.3. Параметры эффективности тестов. 2 3.4. Критериально-ориентированные тесты.. 2 3.5. Компьютеризация психодиагностических методик. 2 Тесты.. 2 Глава 4 ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.. 2 4.1. Психология индивидуальности. 2 4.2. Методы изучения психофизиологических особенностей. 2 4.3. Методы изучения индивидуально-личностных свойств. 2 Тесты.. 2 Глава 5 ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 2 5.1. Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности. 2 5.2. Умственное развитие и интеллект. 2 5.3. Диагностика интеллектуального уровня. Тест Д. Векслера. 2 5.4. Диагностика структуры интеллекта. Тест Р. Амтхауэра. 2 5.5. Интеллектуальный тест Кэттелла. 2 5.6. Диагностика креативности. 2 Тесты.. 2 ГЛАВА 6 ПСИХОДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ.. 2 6.1. Понятие “способности”. 2 6.2. Диагностика способностей. 2 6.3. Диагностика профессионально важных свойств. 2 6.4. Тесты специальных способностей и профконсультирование. 2 Тесты.. 2 Глава 7 ПСИХОДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2 7.1. Диагностика мотивации. 2 7.2. Диагностика межличностных отношений. 2 7.3. Типы межличностных отношений. Тест ДМО.. 2 Тесты.. 2 Глава 8 ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ 2 8.1. Принципы и методы диагностики самосознания. 2 8.2. Диагностика психического развития младенцев. 2 8.3. Диагностика развития сознания и самосознания дошкольников. 2 Тесты.. 2 ЛИТЕРАТУРА.. 2
Игорь Борисович Ардашкин Ирина Анатольевна Дубинина
ПСИХОДИАГНОСТИКА
Учебное пособие
Научный редактор Зав. кафедрой социологии и психологии, профессор, д. ф. н., Э. Н. Камышев
Редактор О.М. Васильева
Подписано к печати Формат 60х84/16. Бумага ксероксная. Плоская печать. Усл. печ. л. 5,81. Уч.-изд. л. 5,26. Тираж экз. 3аказ . Цена свободная. ИПФ ТПУ. Лицензия ЛТ № 1 от 18.07.94. Типография ТПУ. 634034, Томск, пр. Ленина, 30.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|