50. Социально-рыночное хоз-во в ФРГ
45. 50. Социально-рыночное хоз-во в ФРГ Создание ФРГ в 1949 г. (май – принята Консти-ция, август – выборы в бундестаг) означало, что необходимо выработать перспективную эконом. политику, которая бы закрепила идею разделения Германии. Творцом такой политики считается министр экономики ФРГ Л. Эрхард. Венец его творения – «экономическое чудо» 50-х гг в Германии, заложившее основы «социально-рыночного хоз-ва» в ФРГ. Экономика Германии раз-сь в конце 40-х – начале 50-х быстро. США сложили в нее 1, 7 млрд долларов. По «плану Маршалла» в 1948 была проведена денежная реформа, от которой пострадали мелкие держатели вкладов, а владельцам крупных обменяли все очень выгодно. Дальнейшее развитие экономики шло быстро – 9% в год прироста (уступала лишь Италии и Японии). Почему удалось провести в жизнь реформы экономики? 1) производственные мощности неплохие (сократились после 2МВ только на 15%) 2) обновить основной капитал нужно было в любом случае 3) значительную роль играл отложенный спрос (резко выросшая потребность в продовольствии, мирной одежде 4) в ФРГ много перемещенных лиц, готовых трудиться за невысокую зарплату 5) война в Корее начала 50-х гг вызвала спрос на машины и оборудование 6) низкий уровень военных расходов – можно все тратить на мирное хоз-во К 1949 ФРГ удвоила, а в 1954 – утроила нацдоход. ↑ занятость. ↓ уровень безработицы. Удельный вес новейшего оборудования достиг 43%. Важнейшим источником инвестиций были внутренние накопления Теория « социального рыночного хоз-ва » - сформулирована еще в 30-е годы немецким экономистом В. Ойкеном. Ее основные принципы: ● частная соб-ть на средства пр-ва ● отрицание планирования
● свободное ценообразование ● экономическая самостоятельность ● ответственность капитала ● оптимальное сочетание личной инициативы и конкуренции ● не отрицали роли гос-ва, но ограничивали его вмешательство гарантиями нормального функционирования рынка (контроль за монополиями, политика распределения доходов, трудовое законодательство, социальные гарантии людям труда) В доктрине не случаен последний аспект – социальная политика, т. к. только она могла обеспечить необходимый (позитивный) социальн. климат в стране. В 1950-е = создана правовая основа социальной политики (немалое значение имело соседство ГДР, где были проведены социальные реформы, нужно было не отставать), а именно: 1949 – закон о коллективных договорах. Не определял размера зарплаты, но вводилась практика переговоров тарифных партнеров («автономная свобода решений» - то есть без вмешательства госорганов, если же разногласия – гос-во разрешит спор Начало 1950-х – законы, регулирующие отношения рабочих и предпринимателей 1951 – закон о соучастии рабочих в наблюдательных советах крупных компаний горнодобывающей и металлургич. отраслей 1952 – закон об уставе предприятия Законы о страховании (болезнь, старость, инвалидность, безработица) – пособия в течение года должны платить Усложнение системы выплаты зарплат. Помимо основной части, еще 2 вида выплат: 1) обязательные взносы предпринимателей в фонд соцстрахования, для оплаты отпусков и выходных и 2) отражающие участие рабочих в прибылях, для продажи льготных акций, премии, дотации, поощряющие хороший труд. Причем эта «вторая» часть могла составлять до половины всех социальных расходов предпринимателей. Результат – «экономическое чудо». – несмотря на эк-кризисы 1958 и 1963 гг. Стоимость жизни тоже выросла (и об этом свид-л ↑ числа стачек). Правительство активизировало беседы «на высшем уровне» [канцлер и социальные партнеры]. Предприниматели настаивали придать правительственным рекомендациям обязательных хар-х, ввести предварительную экспертизу тарифных соглашений с рабочими. Многие полагали, что трудности преодолеются, если Л. Эрхард продолжит свою работу с кабинетом. 1949-1963 Эрхард возглавлял Министерство экономики ФРГ, в 1957-1963 был вице-канцлером, с 1963 – канцлер)
С 1963 – «программа сформированного общества». Оно подавалось как свободное, открытое, динамичное, демократическое, на базе социального рыночного хоз-ва и сознательного творческого сотруд-ва. Но страна – в действ. – входила в полосу спада… Создание в 1963 Совета экономических экспертов, чьи рекомендации – не обязательные, как посредника в эконом. консультациях – не спасло дело. «Соц. рыночное хоз-во» как политика значительного участия гос-ва в экономике изживало себя. Эрхард уже не мог стабилизировать экономику. 1966 – Эрхард подал в отставку С 1966 – новый канцлер, Кизингер. Его экономич. программа – концепция «глобального регулирования», кот. защищал «его» министр экономики – К. Шиллер. Лозунг: «Конкуренция – насколько возможно, планирование – насколько необходимо». Если социальное рыночное хоз-во свёртывало участие гос-ва в экономике, то эта программа – напротив: 1) планирование фин и экон – среднесрочное (на 5 лет) 2) Закон о содействии стабильности и оживлении экономики (1967) – стабильность цен, высокий уровень занятости, уравновешенный платежный баланс, расширение федеральных финорганов – в ущерб местным. Все это доказывало конец эры «социального рыночного хоз-ва».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|