Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К какому виду относится наблюдение Л.H. Толстого, описанное в его произведении «Крсйцерова соната»?




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К семинарским и практическим занятиям по

Курсу ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Часть 2 «Психологическое исследование в рамках психотехнических практик. Наблюдение и беседа в психологии»

 

Томск – 2011 г.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

 

Семинарское занятие «Психологический анализ поведения человека».

1. Предлагаются к обсуждению следующие аспекты проблемы:

- представления о психологической реальности и специфике ее психологического видения;

- множественность точек зрения и проблема объективности в психоло­гии, проблема истины;

- связь ситуации наблюдения и позиции психолога; ценностный аспект психологического наблюдения и его влияние на психологическую оценку поведения человека;

-проблема интерпретации поведе­ния;

- фиксация моментов личностной проекции; использование данных самонаблюдения для интерпретации наблюдаемого поведения, данных и самонаблюдение.

2. Работа с кейсами.

Кейс 1 «Результаты наблюдения»

Задание – 1. Ознакомьтесь с содержанием протокола наблюдения и сделайте заключение, ориентируясь на цель наблюдения

2. Обсудите, какую еще фактологию можно было бы зафиксировать с помощью наблюдения, чтобы заключение было более точным и обоснованным.

Уроки физики в 8 классе

Цель наблюдения: фиксация характера доминирующих обращений учителя к учащимся

1 урок

Обращения к классу Персональные обращения к ученикам
- все закрыли, убрали - записали число, фамилию на листочках сейчас будет графический диктант (напоминает правила) - все… мы работаем   - пишем вместе со мной -что так медленно? - первый столбик пишите вместе со мной   - кто еще шепчет? Каждый ищет ответы в своей голове   - все, больше листочки не принимаю   -а сейчас попытаемся вместе заполнить таблицу, чтобы проверить правильность ваших ответов     - а теперь, что было на дом? - даю минуту на повторение     Опрашивает 3-х учеников, ставит оценки.   -Теперь самостоятельно читаем параграф 3 и делаем вывод по нему письменно в рабочей тетради.       - Люба, Лена, все убрали! - Роман! - Олеся!   - Илья, сейчас посажу за первый стол!   -Миша, рот закрывать надо! - Олеся, прикрой тетрадь, чтобы она тебе не мешала - Дима, еще один раз и работу мне отдашь! - Вера, сейчас листочек на стол положишь!   - Илья, оценка будет на бал ниже - Роман, я вас что по фамилиям перечислять буду? Как не стыдно!     -Илья, хватит, у тебя время было   - Катя, к доске…. Заполняй, а мы будем проверять     Антон, тебе не надо повторять? Сейчас тебе первому дадим слово…

 

 

2 урок (через неделю)

Обращения к классу Персональные обращения к ученикам
- Открыли тетради. Записали тему «Магнитное поле» - вспомните, что мы называем электрическим полем - Толька рука, поднимаем руку     -Подумайте, как дать определение магнитному полю   ученики дают не совсем точные ответы и учитель задает наводящие вопросы - Как эти магниты называются? - что надо учесть? -кто теперь даст определение     - Запишите определение в тетради   - Перед вами образцы разных магнитов. (Демонстрирует опыт с опилками). Какие полюсы у них имеются. - Что произошло? -Как сказать грамотно? - Запишите новую тему.   - Мы должны дать определение линиям магнитного поля     -Запишем определение   еще раз демонстрирует опыт   - теперь сделаем вывод   - сейчас запишем задание на дом, потом повторим все, что мы сказали     - Что мы узнали нового? (4 человека дали свои ответы)     - А теперь определим, что еще нового мы узнали сегодня на уроке-         -Антон, что у тебя случилось?(мальчик лежит на парте:»Ничего»)     -Дима, пересядь, как не стыдно? (пересаживается, утверждая, что у него нет учебника и поэтому он вертится)   -Миша, дай определение (не может) -Люба, ты дай   -Антон, у тебя записано? -Что случилось? Записывай и убери линейку     - Антон, что ты сегодня лежишь? (отвечает:«Просто»)   - Лена, зачитай   - Антон, подойди посмотри     - Антон, я тебе удивляюсь. Что с тобой?   - Дима, без тетради скажи

 

Кейс 2

1. По записи наблюдения определите его цель, вид и форму регистрации. (Л.Л. Леонов, В.И. Лебедев, Восприятие пространства и времени в космосе. М.: Наука, 1968. С.73) [9].

1-й день. Перед первым прыжком проявил волнение сразу же после надевания парашюта. В это время был несколько встревожен и мало разговаривал, что для него совершенно не характерно. Жестикуляция была бедной, речь приглушенной. После совершения прыжка настроение приподнятое, но напряженность наблюдалась еще в течение часа.

2 день. Перед вторым прыжком был уже менее напряжен. Шутил, но напряженность еще давала себя знать.

4 день. Совершил прыжок с задержкой раскрытия парашюта на 10 секунд. Отделившись от самолета, прогнулся и обеспечил устойчивое положение тела. Открыл парашют через 10,2 с. Во время парашютирования действия были правильными. Перед приземлением развернулся в подвесной системе по ветру. После приземления настроение приподнятое.

6 день. На старте перед посадкой в самолет был, как обычно, спокоен и благодушен. Много шутил и разговаривал с медиками. После прыжка настроение было отличным. Как всегда, отличался юмором.

14 день. Совершил заключительный прыжок первого этапа парашютной подготовки с 50 — секундной задержкой раскрытия парашюта. На старте перед полетом держался свободно. Очень хорошо владел телом в свободном падении. Открыл парашют через 50,2 с. После прыжка находился в приподнятом настроении.

2. На основе длительных наблюдений за спортсменами профессор Л.Ц. Пуни пришел к следующим выводам:

«Сильное предстартовое возбуждение наряду с мышечной скованностью может сопровождаться общим двигательным возбуждением, чаще всего выражающимся в повышении привычного темпа движений и речи. Спортсмен суетится, беспричинно торопится, хотя и делает все заранее, без всяких оснований боится опоздать к старту. Для овладения самостоятельным контролем за темпом движений и речи существуют разнообразные упражнения, общие принципы которых состоят в следующем: 1) тренировать плавность и медлительность движений; 2) чередовать в тренировке быстрый и медленный, плавный и резкий темп; 3) так организовать жизнь, чтобы обстоятельства не вынуждали спешить». (Практические занятия по психологии /Под ред. А.Ц. Пуни. — М. 1977. С. 133) [9].

На основе этого вывода попытайтесь восстановить: а) что было предметом наблюдения? б) какова цель наблюдения? в) в каких ситуациях велось наблюдение?

К какому виду относится наблюдение Л.H. Толстого, описанное в его произведении «Крсйцерова соната»?

«И вдруг меня охватила страшная злоба к ней, какой я еще никогда не испытывав Мне в первый раз захотелось физически выразить эту злобу. Я вскочил и двинулся к ней.

Дав выход своему бешенству, я упивался им, и мне хотелось еще что-нибудь сделать необыкновенное, показывающее высокую ступень моего бешенства. Мне страшно хотелось бить, убить ее, но я знал, что этого нельзя, чтобы все-таки дать ход своему бешенству — схватил со стола пресс-папье и швырнул его оземь мимо нее. Я очень хорошо целил мимо» [9].

4. В таблице приведена выписка из протокола наблюдения, проведенного студенткой.

Протокол № 1.

Занятие по математике в старшей группе детского сада.

Наблюдаемый: Саша (5лет)

№ п/п Действия воспитателя Действия детей Действия Саши
  а) Воспитатель хорошо подготовлен к занятию. б) Все дети внима­тельно слушают и хорошо работают. в) Саша быстро поднял руку на первый вопрос: "На сколько предметов больше на верхней ступеньке лестнице, чем на второй?"
  г) Задал вопрос: "Правильно ли ответил Саша?" д) Дети знают ответ на вопрос, т.к. все подняли руки. е) Саша слушает вни­мательно, он хочет все понять.

Определите, в каких записях (а, б, в, г, д, е) отражены факты, а в каких — их интерпретация. Почему необходимо регистрировать только факты наблюдения и сопутствующие им ситуации, а не их истолкование

5. В группе детей 6 лет проводится наблюдение с целью выявления индивидуальных особенностей контакте детей с незнакомыми взрослыми. Ситуация — первое знакомство. Ниже буквами обозначены различные типы отношений детей ко взрослому, а цифрами — конкретные поведенческие проявления того или иного типа отношения. Определите, какие проявления (цифры) соответствуют тому или иному отношению (той или иной букве). А — индифферентное, Б — ориентировочная реакция, В — пассивное ожидание, Г -- положительное эмоционально отношение, Д — активный поиск контактов, Е — активное избегание контактов. 1 - подходит, обращается с вопросом; 2 - - прерывание предшествующей деятельности; 3 — фиксация взгляда на взрослом в течение нескольких секунд; 4 — поиск контакта глаз; 5

- избегание контакта глаз; 6 — блуждающий взгляд; 7 — взгляд исподлобья; 8 — отведение глаз; 9 -вялая мимика; 10 — закрытые позы; 11 — прикосновения к взрослому; 12 — поворот головы в сторону взрослого; 13 -- ребенок продолжает заниматься предшествующей деятельностью; 14 -- увеличенная межличностная дистанция «ребенок — взрослый»; 15 — минимальная межличностная дистанция; 16 -молчание в ответ на заданный вопрос».

Придумайте сами дополнительно по 3 — 4 поведенческих признака, свидетельствующих о том или ином типе отношения,

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...