Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1 « Наблюдение за проявлением эмоциональной экспрессии в деятельности»




 

Цель занятия. Дать студенту возможность получить представ­ление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния чело­века в процессе наблюдения за особенностями проявления эмоциональной экспрессии в предлагаемых фрагментах видеозаписей.

В предлагаемом задании каждый из студентов должен оценить спонтанные и произвольные экспрессивные проявления эмо­ций человека по его мимике и пантомимике.

При этом студент может пользовать­ся таблицей опорных элементов и их признаками (табл.1 и 2). Данные, собранные в таблице, предложены в свое время Г. де Сюпервилем и могут помочь при первоначальной оценке эмо­ционального состояния по пантомимике. Данная схема осно­вана на различиях направлений линий, соответствующих физиологи­ческим щелям лица — глазным, носовым и ротовому. Горизонтальное направление этих линий глаз, ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклоне­нии линий наружными концами вверх — веселое. Несмотря на услов­ность, эту схему можно принять за «азбуку мимики». В таблицах представлены основные опорные элементы и признаки, описыва­ющие их положение и состояние, которые могут быть полезны при оценке эмоционального состояния.

 

Таблица 1.

Сочетание экспрессивных эмоциональных проявлений

 

эмоции голова Лицо
    брови глаза рот
Радость Отклонена назад Приподнимание, сглаживание поперечных складок на лбу Сужение глазных щелей; радиальные складки у наружного угла Углы приподняты
Внимание непроизвольное Прямая или наклонена к объекту Приподняты, дугообразны; поперечные складки на лбу Расширение глазных щелей; взгляд фиксирован Приоткрыт
Внимание произвольное Прямая или наклонена вбок, иногда вперед Сдвигание и опускание головок бровей; продольные складки между ними Сужение глазных щелей; взгляд фиксирован Поперечно растянут
Удивление Неподвижна Приподнимание бровей; поперечные складки на лбу Расширение глазных щелей; взор на объект Приоткрыт
Безразличие - Горизонтальное положение Веки полуопущены, взгляд в сторону -
Презрение Закинута назад Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови; поперечные складки на лбу Веки иногда опущены, глаза смотрят вниз Нижняя губа опущена
Печаль и горе Опущена, при сидении опирается на руку Сближение бровей и продольно-поперечная складка на лбу Веки опущены, нижнее веко может быть поднято, взгляд пассивен Уголки опущены; центр нижней губы приподнят
Гнев Прямая Сближение или опускание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу Расширение глазных щелей; быстрые движения глазных яблок Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь
Страх Опущена, иногда отвернута ли откинута назад Сближение и приподнимание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу Расширение глазных щелей; напряжение нижнего века Закрыт или приоткрыт. Поперечно растянут при активных формах страха
Боль неподвижна Приподнимание головок бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу Сужение глазных щелей Плотно сомкнут или верхняя губа приподнята

 

Таблица 2

эмоции руки корпус ноги Комплексные реакции
Радость Подвижны, хватание за бока и т.д. Отклонен назад Ступни развернуты Моторное возбуждение
Внимание непроизвольное - - - -
Внимание произвольное Иногда моделируют объект внимания Наклонен к объекту внимания или от него - Заторможенность, неподвижность, части тела копируют объект внимания
Удивление Неподвижны, иногда пассивно свисают Неподвижен или устремлен вперед Согнуты в коленях Гипотония мускулатуры
Безразличие Опущены, вялые, малоподвижные «сломан», «вдавлен в бедра» Ступни стоят произвольно, шарканье при ходьбе Гипотония мускулатуры, наличие «двигательных шумов»
Презрение - Напряжен и «снят с бедер» Стопы при ходьбе ставят тщательно, носки развернуты -
Печаль и горе Малоподвижные, при сидении могут быть опорой для головы Расслаблен, ищет опоры, линия спины сломана, сутулость Расслаблены, ступни свернуты Гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности
Гнев Размахивают, кисти сжаты в кулак. Дрожание Наклонен вперед Топтание ногами Наличие разрушительной тенденции
Страх Прижаты к груди иди закрывают лицо. Кисти сжаты в кулак. Дрожание. Расслаблен, «вдавлен» в бедра, неподвижен, сутулость Согнуты в коленях. Спотыкание при ходьбе Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление в контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе. Застывание, иногда стремление съежиться.
Боль Отдергиваются от источника боли Движения прочь от источника болит. Иногда неподвижность при внутренней боли (для успокоения) Отдергивание от источника боли. Иногда – угловатые позы со свернутыми носками Общее напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения

 

Для отработки заданий студенты должны заранее заготовить формы для протокольных за­писей. В целях облегчения работы во время наблюдения опорные элементы и некоторые наиболее вероятные признаки эмо­ций надо вписать в протокол загодя. Однако при этом надо оставить место и для других признаков, которые трудно предвидеть заранее.

 

Протокол занятия1

Задание ________

Дата

Оценка видеосюжета

 

 

 

Номер сюжета Опорный элемент Выделенные для опорного элемента признаки Частота появления
название количество отдельного признака суммарно для опорного элемента
           
           
           

Порядок работы.

Необходимо, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, предполагаемые для наблюдения оценить интенсивность проявле­ния каждого из признаков. Интенсив­ность проявления признака оценивают по двубалльной шкале:

— 1 — признак едва проявляется;

— 2 — признак проявляется отчетливо.

Каждый студент сам ведет записи в протоколе, оценивая просматриваемые видеосюжеты. Каждый видеосюжет показывается 2-3 раза..

Инструкция испытуемым. «Вам будут предложены видео­сюжеты, где изображены люди, испытывающие разные эмоции. Ваша задача состоит в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессив­ные признаки, зафиксировать в протоколе частоту появления каждого признака в видеосюжете».

 

Обработка результатов

1 - Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опор­ного элемента и суммарную частоту проявления всех признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных при оценке каждого видеосюжета.

2. Выделить наиболее и наименее информативные признаки, суммарную интенсивность и суммарную частоту проявления экспрессивных признаков всех опорных элементов у наблюдаемых.

В заключении при общегрупповом обсуждении результатов наблюдения можно проследить степень согласия наблюда­телей, проанализировать причины расхождения между ними, выявить значимость субъективных критериев оценок и объективных условий наблюдения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...