Тема 1 « Наблюдение за проявлением эмоциональной экспрессии в деятельности»
Цель занятия. Дать студенту возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека в процессе наблюдения за особенностями проявления эмоциональной экспрессии в предлагаемых фрагментах видеозаписей.
В предлагаемом задании каждый из студентов должен оценить спонтанные и произвольные экспрессивные проявления эмоций человека по его мимике и пантомимике.
При этом студент может пользоваться таблицей опорных элементов и их признаками (табл.1 и 2). Данные, собранные в таблице, предложены в свое время Г. де Сюпервилем и могут помочь при первоначальной оценке эмоционального состояния по пантомимике. Данная схема основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица — глазным, носовым и ротовому. Горизонтальное направление этих линий глаз, ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении линий наружными концами вверх — веселое. Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики». В таблицах представлены основные опорные элементы и признаки, описывающие их положение и состояние, которые могут быть полезны при оценке эмоционального состояния.
Таблица 1.
Сочетание экспрессивных эмоциональных проявлений
| эмоции
| голова
| Лицо
|
|
|
| брови
| глаза
| рот
|
| Радость
| Отклонена назад
| Приподнимание, сглаживание поперечных складок на лбу
| Сужение глазных щелей; радиальные складки у наружного угла
| Углы приподняты
|
| Внимание непроизвольное
| Прямая или наклонена к объекту
| Приподняты, дугообразны; поперечные складки на лбу
| Расширение глазных щелей; взгляд фиксирован
| Приоткрыт
|
| Внимание произвольное
| Прямая или наклонена вбок, иногда вперед
| Сдвигание и опускание головок бровей; продольные складки между ними
| Сужение глазных щелей; взгляд фиксирован
| Поперечно растянут
|
| Удивление
| Неподвижна
| Приподнимание бровей; поперечные складки на лбу
| Расширение глазных щелей; взор на объект
| Приоткрыт
|
| Безразличие
| -
| Горизонтальное положение
| Веки полуопущены, взгляд в сторону
| -
|
| Презрение
| Закинута назад
| Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови; поперечные складки на лбу
| Веки иногда опущены, глаза смотрят вниз
| Нижняя губа опущена
|
| Печаль и горе
| Опущена, при сидении опирается на руку
| Сближение бровей и продольно-поперечная складка на лбу
| Веки опущены, нижнее веко может быть поднято, взгляд пассивен
| Уголки опущены; центр нижней губы приподнят
|
| Гнев
| Прямая
| Сближение или опускание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу
| Расширение глазных щелей; быстрые движения глазных яблок
| Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь
|
| Страх
| Опущена, иногда отвернута ли откинута назад
| Сближение и приподнимание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу
| Расширение глазных щелей; напряжение нижнего века
| Закрыт или приоткрыт. Поперечно растянут при активных формах страха
|
| Боль
| неподвижна
| Приподнимание головок бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу
| Сужение глазных щелей
| Плотно сомкнут или верхняя губа приподнята
|
Таблица 2
| эмоции
| руки
| корпус
| ноги
| Комплексные реакции
|
| Радость
| Подвижны, хватание за бока и т.д.
| Отклонен назад
| Ступни развернуты
| Моторное возбуждение
|
| Внимание непроизвольное
| -
| -
| -
| -
|
| Внимание произвольное
| Иногда моделируют объект внимания
| Наклонен к объекту внимания или от него
| -
| Заторможенность, неподвижность, части тела копируют объект внимания
|
| Удивление
| Неподвижны, иногда пассивно свисают
| Неподвижен или устремлен вперед
| Согнуты в коленях
| Гипотония мускулатуры
|
| Безразличие
| Опущены, вялые, малоподвижные
| «сломан», «вдавлен в бедра»
| Ступни стоят произвольно, шарканье при ходьбе
| Гипотония мускулатуры, наличие «двигательных шумов»
|
| Презрение
| -
| Напряжен и «снят с бедер»
| Стопы при ходьбе ставят тщательно, носки развернуты
| -
|
| Печаль и горе
| Малоподвижные, при сидении могут быть опорой для головы
| Расслаблен, ищет опоры, линия спины сломана, сутулость
| Расслаблены, ступни свернуты
| Гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности
|
| Гнев
| Размахивают, кисти сжаты в кулак. Дрожание
| Наклонен вперед
| Топтание ногами
| Наличие разрушительной тенденции
|
| Страх
| Прижаты к груди иди закрывают лицо. Кисти сжаты в кулак. Дрожание.
| Расслаблен, «вдавлен» в бедра, неподвижен, сутулость
| Согнуты в коленях. Спотыкание при ходьбе
| Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление в контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе. Застывание, иногда стремление съежиться.
|
| Боль
| Отдергиваются от источника боли
| Движения прочь от источника болит. Иногда неподвижность при внутренней боли (для успокоения)
| Отдергивание от источника боли. Иногда – угловатые позы со свернутыми носками
| Общее напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения
|
Для отработки заданий студенты должны заранее заготовить формы для протокольных записей. В целях облегчения работы во время наблюдения опорные элементы и некоторые наиболее вероятные признаки эмоций надо вписать в протокол загодя. Однако при этом надо оставить место и для других признаков, которые трудно предвидеть заранее.
Протокол занятия1
Задание ________
Дата
Оценка видеосюжета
| Номер сюжета
| Опорный
элемент
| Выделенные для опорного элемента признаки
| Частота появления
|
название
| количество
| отдельного признака
| суммарно для опорного элемента
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порядок работы.
Необходимо, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, предполагаемые для наблюдения оценить интенсивность проявления каждого из признаков. Интенсивность проявления признака оценивают по двубалльной шкале:
— 1 — признак едва проявляется;
— 2 — признак проявляется отчетливо.
Каждый студент сам ведет записи в протоколе, оценивая просматриваемые видеосюжеты. Каждый видеосюжет показывается 2-3 раза..
Инструкция испытуемым. «Вам будут предложены видеосюжеты, где изображены люди, испытывающие разные эмоции. Ваша задача состоит в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, зафиксировать в протоколе частоту появления каждого признака в видеосюжете».
Обработка результатов
1 - Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную частоту проявления всех признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных при оценке каждого видеосюжета.
2. Выделить наиболее и наименее информативные признаки, суммарную интенсивность и суммарную частоту проявления экспрессивных признаков всех опорных элементов у наблюдаемых.
В заключении при общегрупповом обсуждении результатов наблюдения можно проследить степень согласия наблюдателей, проанализировать причины расхождения между ними, выявить значимость субъективных критериев оценок и объективных условий наблюдения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: