Тема 1 « Наблюдение за проявлением эмоциональной экспрессии в деятельности»
Цель занятия. Дать студенту возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека в процессе наблюдения за особенностями проявления эмоциональной экспрессии в предлагаемых фрагментах видеозаписей. В предлагаемом задании каждый из студентов должен оценить спонтанные и произвольные экспрессивные проявления эмоций человека по его мимике и пантомимике. При этом студент может пользоваться таблицей опорных элементов и их признаками (табл.1 и 2). Данные, собранные в таблице, предложены в свое время Г. де Сюпервилем и могут помочь при первоначальной оценке эмоционального состояния по пантомимике. Данная схема основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица — глазным, носовым и ротовому. Горизонтальное направление этих линий глаз, ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении линий наружными концами вверх — веселое. Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики». В таблицах представлены основные опорные элементы и признаки, описывающие их положение и состояние, которые могут быть полезны при оценке эмоционального состояния.
Таблица 1. Сочетание экспрессивных эмоциональных проявлений
Таблица 2
Для отработки заданий студенты должны заранее заготовить формы для протокольных записей. В целях облегчения работы во время наблюдения опорные элементы и некоторые наиболее вероятные признаки эмоций надо вписать в протокол загодя. Однако при этом надо оставить место и для других признаков, которые трудно предвидеть заранее.
Протокол занятия1 Задание ________ Дата Оценка видеосюжета
Порядок работы. Необходимо, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, предполагаемые для наблюдения оценить интенсивность проявления каждого из признаков. Интенсивность проявления признака оценивают по двубалльной шкале:
— 1 — признак едва проявляется; — 2 — признак проявляется отчетливо. Каждый студент сам ведет записи в протоколе, оценивая просматриваемые видеосюжеты. Каждый видеосюжет показывается 2-3 раза.. Инструкция испытуемым. «Вам будут предложены видеосюжеты, где изображены люди, испытывающие разные эмоции. Ваша задача состоит в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, зафиксировать в протоколе частоту появления каждого признака в видеосюжете».
Обработка результатов 1 - Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную частоту проявления всех признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных при оценке каждого видеосюжета. 2. Выделить наиболее и наименее информативные признаки, суммарную интенсивность и суммарную частоту проявления экспрессивных признаков всех опорных элементов у наблюдаемых. В заключении при общегрупповом обсуждении результатов наблюдения можно проследить степень согласия наблюдателей, проанализировать причины расхождения между ними, выявить значимость субъективных критериев оценок и объективных условий наблюдения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|