Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительная информация к теме 1




Термин «экспрессия» используется для описания того компонента эмо­циональных состояний, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе и речи. Число исследований, в которых ис­пользуются экспериментальные приемы, направленные на регистра­цию выразительного поведения, быстро увеличивается в последнее десятилетие. Уверенность в надежности и полезности таких методов значительно возросла благодаря современным исследованиям пись­менных и дописьменных культур, подтверждающими предположение Ч. Дарвина об универсальности и врожденности определенных фунда­ментальных выражений эмоций, как считает К. Изард1.

Выделяются два типа исследований эмоциональной экспрессии: исследования собственно выражения эмоциональных состояний (ее кодирования) и исследования узнавания (декодирования) знаков или признаков выражения эмоциональных состояний.

Исследователи выразительного поведения используют три приема: прямое наблюдение, фотографирование и запись на видеомагнитофон или на кинопленку. Каждый из этих приемов имеет и достоинства и недостатки. Ни метод прямого наблюдения, ни статичное фотографи­рование не являются столь же исчерпывающими, как запись на видео­магнитофон или на кинопленку. Однако использование видеомагнито­фона или кинокамеры не гарантирует четкую запись мимики, поскольку не всегда возможно фокусировать регистрирующую аппаратуру на лице. В психологии познания людьми друг друга неоднократно исследо­вались вопросы, поставленные в связи с проблемой восприятия лиц других людей и дифференциации их выражений. Пристальное внима­ние исследователей к этой проблеме обусловлено прежде всего тем, что в повседневной жизни человеку, вступающему в контакт с другими людьми, необходимо решать различные по степени трудности задачи на опознание эмоциональных состояний по выражению лица.

Естественное наблюдение эмоциональной экспрессии. Метод ес­тественного наблюдения имеет определенные ограничения, поскольку некоторые различные эмоциональные выражения длятся примерно одну восьмую секунды и остаются незамеченными опытными психиат­рами, выступающими в роли наблюдателей. Плюс к этому наблюдатель может следить одновременно за ограниченным числом испытуемых. Количество индивидов, которое может быть в одно и то же время объек­том наблюдения, зависит от разработанности шкалы наблюдения.

Кроме шкал метод естественного наблюдения использует видеомаг­нитофонную запись или кинофильм. Видеомагнитофонная запись вы­ражений лица, движений головы, жестов и других эмоционально-вы­разительных характеристик может обеспечить исчерпывающую и точ­ную фиксацию этих явлений. Тренированные наблюдатели могут затем многократно прокручивать запись, классифицируя реакции или коди­руя их с помощью стандартных шкал.

Экспрессивностью называется внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегета­тивных, так и в двигательных реакциях. Выразительные движения лица называются мимикой, выразительные движения тела — позой, вырази­тельные движения рук — жестом, а совместные выразительные движе­ния организма в целом — пантомимикой. Разница между мимикой, позой и жестом в известной мере условна, поскольку, например, выра­жение лица представляет собой только локальное проявление общего физического или психического состояния человека. Считается, что наи­более информативной у человека является мимика. Однако движения корпуса, рук и ног могут быть тоже весьма показательными, но они в этом отношении менее изучены. Необходимо отметить, что пантоми­мику, как и мимику человека, отличают возрастные и индивидуальные особенности, но на данном занятии мы не будем придавать этому зна­чения.

Различают спонтанную, то есть непроизвольную, и произвольную пантомимику. Произвольная пантомимика развивается на основе не­произвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной для индикации эмоционального состояния является непроизвольная пантомимика.

Специальные психологические исследования показали, что имеет место избирательное опознание эмоциональных состояний по выра­жению лица, при этом наблюдаются существенные индивидуальные различия в успешности опознания.

Во многих исследованиях отмечается влияние на успешность опо­знания эмоциональных состояний по выражению лица таких характе­ристик личности, как уровень экстравертированности, эмоциональной подвижности, тревожности, уровень развития общего интеллекта.

Для исследований, выполненных в области психологии опознания эмоциональных состояний по выражению лица, является характерным то, что в качестве экспериментального материала используются раз­личные изображения экспрессии лица: фотографии, рисунки, схемы, кинофильмы, телефильмы. Однако в подавляющем большинстве иссле­дователи не осознают или игнорируют специфику изображения самого объекта (экспрессии лица), забывая о том, что свойства изображения оказывают огромное влияние на результаты восприятия, опознания, понимания самых различных объектов, в том числе и такого объекта, как мимика.

Фактически на основе тех данных, которые получены в психологии опознания эмоциональных состояний по выражению лица, можно сде­лать один вывод: любые характеристики объекта восприятия (мимики эмоциональных состояний), особенности ситуации опознания, диффе­ренциально-психологические свойства субъекта, его личностные каче­ства оказывают влияние на успешность опознания эмоциональных со­стояний другого человека и ни одно из них не определяет полностью окончательные результаты этого процесса.

История исследований в области психологии распознания эмоцио­нальных состояний другого человека хорошо показала, что изучение влияния одного или нескольких факторов на успешность опознания эмоциональных состояний без учета особенностей их взаимодействия не приведет к выяснению причин успешного опознания. В связи с этим более продуктивным может быть тот подход, который предполагает изучение влияния комплекса объективных и субъективных факторов на успешность опознания эмоций по выражению лица.

В целом результаты анализа экспрессии состояний свидетельству­ют, что существует тенденция: 1) ориентироваться на определенное количество признаков экспрессии; 2) выделять только типичные или не­типичные способы выражения состояний; 3) включать в описания обобщающие и конкретные признаки; 4) ориентироваться на опреде­ленные средства выразительного поведения.

Среди субъективных факторов, влияющих на успешность опозна­ния состояний, выделяются те, которые имеют относительно самосто­ятельное значение: мимический эталон экспрессии состояния и уме­ние экстериоризировать его графическим способом.

 

Тема 2. Отработка использования стандартизированной методики категоризованного наблюдения в условиях реальной жизнедеятельности .

Отработка использования стандартизированной методики категоризованного наблюдения. Знакомство со способами количествен­ной оценки результатов наблюдения и согласия между разными наблюдателями.

 

 

Цели работы:

— знакомство с категориальной системой Р. Бейлза для описания процессов взаимодействия участников группы;

- проведение наблюдения за совместной деятельностью группы,использую возможности стандар­тной схемы Р. Бейлза;

- овладение некоторыми стандартными процедурами обработки данных, получаемых при применении методики.

Методика

Отработка задания проводится на двух занятиях, на третье студен­ты приносят отчет о выполненной работе. На первом занятии студенты тренируются в применении данной методики к анализу процессов взаимодействия участников группы (на материале видеозаписи). Первые опыты предва­рительного наблюдения все студенты получают при просмотре видеозаписи и при обсуждении подведения действий участников дискуссии в каждый момент времени под определенную категорию. Обычно тре­нированный наблюдатель фиксирует за минуту около 20 единиц. Использование видеозаписи с воз­можностью остановки пленки и возврата к конкретным эпизодам, а также повторных просмотров всей ситуации позволяет расчленить це­лостный наблюдаемый процесс на этапы в дидактических целях обу­чения выделению единиц наблюдения, заданных в категориальной системе.

На втором занятии студенты отрабатывают навыки наблюдения с использованием стандартной схемы Р.Бейлза в условиях реального процесса взаимодействия участников совместной деятельности.

Отработка задания

Перед началом наблюдения студент запоминает участников взаимодействия и присваивает номер каждому из них. Время наблюдения ограничивается 20—30 мин

Предлагаемая форма протокола наблюдений:

Дата:____________

Участники группы:

Протокол наблюдения

Наблюдатель: __

№ акта наблюдения № категории Инициатор (J) (№ участника) Адресат (Л) (№ участника) Адресатная группа (0)
         
         

В ходе наблюдения каждый наблюдатель непрерывно анализирует и расчленяет поведение участников взаимодействия на отдель­ные единицы и делает запись соответствующей категории в протоколе, стараясь не выпускать всех участников взаимодействия из поля зрения. Ос­новой подведения наблюдаемого акта под ту или иную категорию служат содержание высказывания участника, его интонационные ха­рактеристики, мимика и обращения к другим участникам, а часто также и взаимосвязь высказывания с предыдущими. Так, выражение несогласия не всегда будет в отрицательной форме; утвердительно-ироническое высказывание скорее будет свидетельствовать о несогласии, чем о позитивной поддержке участника. Шутка может выступить и как снятие напряженности, и как высказывание своего мнения, и как выражение антагонизма. Обучение наблюдателей подведению под категорию поведенческих актов в ходе наблюдения за дискуссией со­ставляет основную нагрузку предварительного обучения системе ка­тегорий.

Пары категорий, взаимосвязаны, дополняют друг друга, поэтому их за­поминание и маркирование ими отдельных актов облегчается.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...