«СТИЛЬ ТЮДОР». Билет № 22 Готическая архитектура Германии. Нессель. Стр 346-356. Билет № 23 Готическая скульптура Франции
«СТИЛЬ ТЮДОР» - акцент переносится на жилье, на смену соборам приходят мелкие, уютные строения. На смену феодальному замку приходит усадьба - использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии - фортификационные элементы носят чисто декоративное значение (напр., башни, высокие стены). Интерьер чаще всего отделан дубовыми панелями, окна и двери становятся меньше, распространяются огромные камины и печные трубы Дворец Хэмптон-Корт Билет № 22 Готическая архитектура Германии Нессель. Стр 346-356 Билет № 23 Готическая скульптура Франции В изобразительном искусстве французской готики первое место принадлежит монументальной скульптуре. Во французских соборах она подчинена единому, разработанному теологами плану. Так алтарная часть, обращенная к востоку, считается посвященной Христу, выходящий к югу фасад трансепта посвящается Новому завету, северный фасад трансепта украшается изображениями Ветхого завета, и скульптура главного, западного фасада повествует о конце мира и страшном суде. Формирование этой стройной программы украшения собора началось в провинции Иль де Франс. Во второй трети XII века здесь складывается школа, совершившая переворот в романской пластике. Первым ее произведением была скульптура фасада аббатства Сен Дени по образцу которого были затем украшены другие церкви. Почти весь декор фасада Сен Дени погиб в XVIII веке, все же и сейчас еще можно видеть в тимпане над главным входом изображение «Страшного суда». Изображение Христа в окружении апостолов становится здесь символом небесного мира.
В скульптуре западного фасада собора в Шартре получили дальнейшее развитие идей, заложенных в декоре Сен Дени. В приемах исполнения шартрской скульптуры еще очень много романских черт. Особенно близка она к бургундской школе, с которой ее роднит подвижность фигур, одухотворенность лиц, мягкость. Впервые скульптура отделяется от стены, приобретает округлость. Правда, фигуры шартрских царей и пророков очень скованны в движении и полностью подчиняются архитектурным формам.
Тела вытянуты и столпообразны, позы фронтальны, руки плотно прижаты к груди. Тела становятся округлыми и иногда проступают под одеждами, в лицах появляются индивидуальные черты. Статуи «королевского портала» собора в Шартре принадлежат к переходному стилю, то скульптура фасадов трансепта знаменует становление ранней готики. С особенной силой проявился в скульптуре трансепта характерный для ранней готики интерес к индивидуализации. Среду представленных на порталах мучеников и святых есть удивительно ярко очерченные характеры.
Статуи порталов западного фасада Амьенского собора гораздо более подвижны и гибки, чем шартрские. В торсах их намечается поворот и легкий изгиб, тяжесть тела переносится на одну ногу, обработка поверхности становится более сложной. Фигура благословляющего Христа в центре у главного входа. Современники называли его «прекрасным богом». Амьенский Христос не суровый аскет – его облик отмечен печатью земной красоты, чуждый искусству романского стиля.
На цоколях левого портала Амьенского собора сохранился один из лучших каменных календарей готики. Под 12 знаками зодиака в небольших медальонах изображены характерные для каждого месяца работы и занятия. По мере развития готического искусства все отчетливее проступают жизненные черты. Яркий пример тому дают статуи западного фасада собора в Реймсе. Подобно галантному кавалеру, склоняется перед Марией изящный улыбающийся ангел. Облик светского кавалера имеет и стоящий напротив Иосиф.
Совершенно в другой манере исполнены фигуры Марии и Елизаветы стоящие на центральном портале Реймсского собора. Лишь очень редко можно встретить такое понимание тела, такую естественность движений. Пропорции близки к античным. Переход к поздней готике знаменует «Золоченная мадонна» Амьенского собора. Кокетливая и грациозная мать со своим младенцем. Теломадонны прибрело сильный и немного манерный изгиб, голова склонилась набок, лицо озарено улыбкой. Дробность и измельченность форм.
В XVI веке в статуарной пластике готики усиливаются черты манерности. Постановка фигуры остается условной, складки одежд образуют все более причудливые нагромождения, совершенно скрывая под собой тело. Появляется стремление к точному воспроизведению деталей и к передаче индивидуального облика человека. К числу лучших портретных произведений поздней французской готики принадлежат статуи короля Карла V и его супруги Жанны Бургунской. Условный изгиб фигур, нагромождение складок одежд сочетаются с портретной схожестью. Высокие стрельчатые тимпаны готических храмов Франции заполнялись большими рельефами. Не так акцентируется, а то и вовсе исчезает разномасштабность фигур, действие развертывается вокруг единого центра, но развивается в пределах расположенных друг над другом поясов. Ранним примером готического рельефа является «Успение и коронование Марии» на тимпане собора Парижской Богоматери. Поле тимпана распределено на три яруса. По гармоничности уравновешенности это один из лучших готических рельефов. Билет №24 Готическая скульптура Германии В Германии больше украшали интерьер, чем фасады. Немецкая скульптура лишена присущих французской пластике аристократизма и утонченного изящества. Она грубее, проще, но зато более драматична. Нигде не найти такого крайнего выражения страдания, портретной индивидуализации.
Ранним примером готического скульптурного портала являются «Золотые врата» церкви Марии во Фрейберге. Рельеф тимпана посвящен Марии. Тема «Страшного суда» развертывается на архивольтах. В рельефах движение фигур более не подчинено плоскости, позы становятся разнообразными и естественными, лица оживлены, иногда на них видна улыбка. Вся скльптура портала была когда то очень ярко расписана.
Около 1230 года в Бамберге появляется прибывший из Реймса строитель и скульптор, возглавивший здесь мастерскую, которая должна была продолжить декорировку собора. В бамбергскую мастерскую входило несколько ярких художников. Одному из них принадлежат статуи «портала Адама» собора в Бамберге. Он изобразил не традиционных апостолов, царей и пророков, а основателя собора императора Генриха 2 и его жену Кунигунду, и что еще более удивительно, нагих Адама и Еву.
Собор в Магдебурге. На портале изображена притча о мудрых и неразумных девах, ожидавших прихода божественного жениха. По силе экспрессии магдебургкие девы – одно из самых ярких произведений немецкой готики.
На рыночной площади был воздвигнут памятник основателю города императору Оттону 1. Это первый гражданский памятник средневековья. Первый свободно стоящий монументальный памятник. Произведение рассчитано на восприятие с разных сторон, что было важным нововведением в средневековом искусстве. Наумбургский собор. Ограда западного хора украшена вверху сценами «Страстей Христовых». Эпизоды христианской легенды утрачивают черты церковной символики и превращаются в рассказ о простых людях. Рельеф «Тайная вечеря» - нет ниакаого намека на чудо, на сложное символическое значение. Жесты людей безыскусственны, лица простодушны, чувствуется, что все помыслы их всецело принадлежат земле. Необычна многоплановость рельефов. Наумбургский мастер вводит в свои композиции естественную точку зрения, фигуры его не громоздятся одна над другой, но располагаются в глубину, заслоняя друг друга. Сцена «Распятия» представлена в нижней части ограды хора у алтарных врат. Наумбургский распятый Христос – последнее звено в эволюции образа. Если в конце XII – начале XIII века романский образ бога-триумфатора был вытеснен образом страдающего человека, то наумбургский мастер довел до предела выражение страдания.
Поздняя немецкая готическая сульптура характеризуется развитием манерности и преувеличением патетики в сочетании с натуралистической точностью деталей, а также утратой монументальности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|