Билет № 25 Готический витраж. XII - XIII вв. (Шартр → Ман, Анжер, Пуатье)
Билет № 25 Готический витраж В готическом соборе почти исчезает гладкая поверхность стены, на которой могла бы разместиться фреска => для изображений используются огромные окна. - набираются по предварительно сделанному картону из кусочков цветного стекла, которые вставляются в свинцовые ободки, закрепляемые в переплете окна. - появление – позднероманский период, расцвет - в период готики, когда увеличение размеров окон открыло возможность для создания больших и сложных композиций. - воспитательная роль витража: „Картины в окнах предназначены единственно для того, чтобы показывать простым людям, не умеющим читать священное писание, то, во что они должны верить" (аббат Сугерий) - огромная площадь витражей собора в Шартре достигала в XIII веке 2600 кв. м. При этом каждое окно объединяло обычно целую серию заключенных в медальоны многофигурных композиций. - по разнообразию тематики витражи готического храма соперничают со скульптурой. Помимо отдельных фигур Христа, Марии, пророков, апостолов, святых, а также композиций на библейские и евангельские сюжеты или сюжеты легенд о святых, мы находим в них изображения занятых работой ремесленников, исторических событий, литературных мотивов, назидательных притч и т. д. - фигурный витраж получил широкое распространение в XII веке. Старейший памятник - витражи хора церкви Сен Дени (вторая четв. XII в. , знаем о них только по описанию Сугерия, погибли в 18 в. ). Вероятно, те же мастера, которые работали в Сен Дени, украсили в 1150—1155 годах окна собора в Шартре. Сохранилось лишь несколько ранних шартрских витражей: три на западном фасаде („Жизнь Христа", „Древо Иессея" и „Страсти Христовы" ) и фрагмент еще одного в южном нефе (изображение богоматери).
XII - XIII вв. (Шартр → Ман, Анжер, Пуатье) – сохранение романских черт условности: плоскостность, графичность, локальность цветов, вольное обращение с человеческим телом при передаче движения - широкий бордюр с узором из растительных и геометрических мотивов - интенсивно окрашенные небольшие кусочки стекла; преобладают яркие основные цвета — красный, синий, желтый. Фоном обычно служит синий, а иногда красный цвет - свинцовый ободок которых служит одновременно контуром рисунка, кот. крайне редко дополняется черными линиями, нанесенными кистью.
Богоматерь с младенцем. Витраж собора в Шартре. Средняя часть — конец 12 в., боковые части — 13 в. XIII в. (Шартр (после 1094 г. ) → соборы Парижа, Лана, Буржа, Руана) – «золотой век» витража, время строительства крупнейших готических соборов. Площадь оконных проемов в храмах достигает теперь небывалых размеров, исчисляясь нередко тысячами квадратных метров. Огромный спрос на витраж приводит к возникновению больших мастерских, кочующих из города в город. Законодательница - мастерская собора в Шартре, украсившая окна его нефов, хора и трансепта, заново отстроенных после пожара 1194 года. - многочисленные вариации на тему композиции с медальонами, сложившейся в XII в. - бесконечное разнообразие декоративных мотивов - печать утонченного изящества готики; изысканные узоры из стилизованных листьев, цветов, розеток покрывают бордюры, а иногда и весь фон витража. - характерная для XII века напряженность поз сменяется непринужденностью и естественностью, линии тела приобретают гибкость, складки одежд становятся текучими Середина XIII в. (Сен-Шапель) - вводятся сложные цвета, образованные путем совмещения разноцветных стекол. Особенно часто соединяют красные и синие стекла, благодаря чему витражи приобретают мрачный лиловатый тон.
Сен-Шапель XIV в. - угасание искусства витража. Строительство соборов к этому времени в основном завершено, спрос на украшение окон снижается. Изменяется и характер витража. Из прозрачной мозаики он превращается в род живописи по стеклу. Куски стекла становятся крупнее, участие кисти все более заметно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|