Особая готика Германии
Готическое искусство Германии не обладает цельностью и единством французской готики. Во Франции и Англии в условиях развитого феодализма начали складываться централизованные монархии, храмовая архитектура последовательно унифицировалась (впрочем, значительное разнообразие в формах французской готической архитектуры сохранялось). В Германии же, напротив, продолжала усиливаться политическая раздробленность, после падения династии Штауфенов (1254-1273 гг. ) наступило междуцарствие, которое открыло период длительного господства феодалов, стремившихся к ослаблению центральной власти и не допускавших избрания на императорский престол сколько-нибудь сильного претендента. Епархии в политическом отношении часто оказывались более независимыми от центральной власти, а друг от друга - в отношении архитектуры. Немецкая готика сложилась под влиянием французской. В первых десятилетиях XIII века многие выходцы из германии работали во французских мастерских, принимали участие в возведении соборов. Возвращаясь на родину, они стали насаждать у себя новые формы и конструкции. Но если в некоторых ранних памятниках Германии и сказалось прямое влияние французской архитектуры, то в целом немецкая готика отнюдь не является подражательным искусством. Большинство немецких храмов существенно отличается от французских образцов. Формы немецкой готики обычно оказываются четче, а конструкции - изначально проще, чем во Франции; во многих немецких готических храмах мы не обнаружим ни трансепта, ни деамбулатория, ни венца капелл, а профиль их нередко напоминает профиль зальной церкви, где боковые нефы по высоте равны (или почти равны) центральному. В отношении опорных конструкций зальная церковь самодостаточна: ей не нужны контрфорсы и аркбутаны, которые в базилике принимают на себя тяжесть верхнего яруса центрального нефа. Кроме того, в храме такого типа аркада обычно не отделяется трифорием от верхнего яруса. В результате даже в столь мощной и внушительной базилике, как собор Магдебурга, где верхний ярус центрального нефа высок и четко очерчен, аркбутанов нет. Аркбутаны в таких базиликах, как соборЛюнебурга (Санкт-Николас), появились только в 19 веке, причем были добавлены не столько в качестве опор, сколько ради обеспечения стилистической завершенности.
Магдебургский собор св. Маврикия и Екатерины Александрийской (выше)
Аркбутаны в церкви Св. Николая в Люнебурге были добавлены только в XIX веке, причем не столько в качестве опор, сколько ради обеспечения стилистической завершенности. В северных районах Германии из-за недостатка камня вырабатывается своеобразный упрощенный вариант готики – «кирпичная готика». Во многих немецких городах из кирпича возводились и большие соборы, и приходские церкви, и монастырские здания, и жилые дома. Хотя особенности этого строительства диктуют упрощение декоративных форм, некоторые поздние произведения «кирпичной готики» поражают изощренностью узора, выложенного из специального приготовленного фигурного кирпича и цветных глазированных плиток. (слайд – монастырский собор в Хорине, Бранденбург – XIII век, 1275-1334г.
В шести километрах к северу от Эберсвальде рядом с деревней Хорин, находится одноименный монастырь, построенный еще в XIII веке. Со временем он пришел в упадок, и монахи были вынуждены сдавать несколько помещений в аренду. После эпохи Реформации обитель опустела. Правительство области провело реставрационные работы и включило монастырь в список «романтических памятников Германии», однако некоторые здания так и не были восстановлены.
Однобашенная, конструктивно упрощенная; расширение декоративных возможностей кирпича: плоская стена храма искусно расчленена вертикалями контрфорсов, вытянутыми длинными окнами и декоративными нишами; верх ее оканчивается мелкими зубцами треугольных фронтонов и выступами маленьких башенок. Высокая средняя часть фасада фланкирована двумя более низкими боковыми, в которых повторен в уменьшенном масштабе тот же декор. Не характерны для немецкой архитектуры также монументальные порталы с изысканным скульптурным декором, игравшие столь важную роль во французской готике. Даже если подобный портал все же сооружался, как, например, в Магдебурге или Фрайбурге, то на фоне гигантского фасада он все равно выглядел не слишком эффектно. В этом заключено еще одно важное различие между немецкой и французской готикой. В Германии портал лишился господствующей роли в проекте фасада как целого, но зато скульптурный декор зданий стал гораздо богаче и приобрел исключительно пышные формы. При этом он сосредоточился главным образом в интерьере, благодаря чему получил определенную свободу развития и значительно меньше стал зависеть от конкретных архитектурных элементов. Правда, изредка порталы со скульптурным декором в Германии все же встречаются (например, в нюрнбергской Фрауэнкирхе или в корбахской церкви Санкт-Килиан), но едва ли случайно то, что красивейший из порталов Германии находится в соборе Страсбурга, расположенном ближе всего к границам Франции. Планы соборов упрощаются: обход хора и венец капелл, как правило, отсутствуют, аркбутаны применяются редко, здания предельно вытягиваются вверх, в их наружном облике и интерьере подчеркиваются вертикальные линии, своды повышаются, башни получают высокие шпили, розы на фасадах заменяют стрельчатыми окнами. Наряду с привычной формой базилики, в Германии нередко встречаются зальные церкви, особенно в XIV-XV веках. Характерным для немецкой готики является тип однобашенного собора, весь фасад которого превращается в гигантскую пирамиду, увенчанную иглой шпиля. Кёльнский собор – это самый большой готический собор Германии, являющийся неизменным символом города Кельн. Официальное название храма - Собор Святых Петра и Марии в Кельне. Он представляет собой огромную пятинефовую базилику из красноватого камня трахита, площадью около 8500 кв. м.
Размеры собора поражают и восхищают – длина храма 144 м, ширина - 83 м, а высота башен на западном фасаде, увенчанных остроконечными шпилями - 157 м. Огромные колонны высотой 44 м поддерживают мерцающие в вышине звездчатые своды. Грандиозность пространства ощущается не только благодаря внушительным размерам, но и вследствие нарочитого перепада высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор. Сквозь великолепные витражи в храм льется дневной свет, окрашенный в разные оттенки цветным стеклом витражей. Кельнскому собору в высокой мере присуще типичное для поздней готики исключительное обилие изощренного архитектурного декора, покрывающего все детали конструкции беспокойно колеблющимся, бегущим, сплетающимся в великолепные каменные кружева узором. Стены, своды и пол собора выложены из серого рейнского камня, добытого в каменоломнях под Бонном. Фасад собора богато украшен декоративной резьбой и уникальными скульптурами. Здание имеет снаружи множество опорных пилястр, аркбутанов, фиалов, галерей, сквозных решеток, а его главный портал богато украшен скульптурной пластикой, декоративной резьбой, повторяющимися от яруса к ярусу стрельчатыми арками. Две крутые винтовые лестницы в 509 ступеней каждая ведут на колокольни, устроенные в средних ярусах двух обрамляющих собор башен. Огромные башни Кельнского собора видны практически из любой точки города, но особо потрясающее впечатление - благодаря зеленоватым отблескам подсветки на темном камне - собор производит в вечернее время. Особенность архитектурного строения Кельнского собора – отсутствие горизонтальных линий. С западной стороны располагаются два высоких идеально пропорциональных шпиля, к которым примыкает узкий фасад нефа. Нижние два уровня башен – квадратные. Сужаясь к верху, остальные три уровня образуют восьмиугольную форму. Здесь нет характерных готическому стилю окон-розеток между шпилем, поэтому ничто не отвлекает от великолепия вертикальных линий, от устремление ввысь. Ввысь, к Богу устремили зодчие свой храм, ввысь, к Богу должны были устремлять сердца входящие в собор верующие. Несмотря на то, что каждый ярус сооружения выглядит по-своему, они не вступают в противоречие между собой, гармонично дополняя общий вид архитектурной композиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|