Билет № 28 Эсхатологическая тема в искусстве Европы Х1- ХШ веков
Билет № 28 Эсхатологическая тема в искусстве Европы Х1- ХШ веков В 30- е годы X века – тема Апокалипсиса становится востребованной. Апокалипсис – Откровение Иоанна Богослова (Откровение Иисуса Христа), название последней книги Нового Завета. Там описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (горящие небеса, воскрешение мертвых, явление ангелов). Первым дошедшим до нас иллюстрированным списком Откровения Иоанна является Трирский Апокалипсис. Созданный около 800 года в Северной Франции этот манускрипт, помимо текста, содержит 74 полностраничные миниатюры в красных рамках. Миниатюры представляют собой буквальные, лишенные дополнительных подписей и разъяснений иллюстрации к тексту. Они достаточно схематичны и, пожалуй, даже примитивны по сравнению с современными им работами. Беат Лиебанский - монах из монастыря Св. Марии в долине Лиебана, Испания. В 776 году написал комментарий " Толкование на Апокалипсис". Оно было снабжено многочисленными иллюстрациями, выполненными, очевидно, по указаниям автора или при его участии. Сочинение пользовалось большой популярностью в Испании в X-XII вв. (В Испании было популярно из- за завоеваний арабами Южных Перенеев и об этом писали на небольших монастырских территориях). Его рукописные списки получили название " беатов". Комментарии разделены на семьдесят перенумерованных секций, собранных в двенадцать книг. Самым ранним из хорошо сохранившихся иллюминованных изданий комментариев Беатуса к Апокалипсису в настоящее время считается Беатус Моргана (ок. 945 г. ), хранящийся в нью-йоркской библиотеке Пьерпонта Моргана.
Беатус Моргана содержит вводную часть с портретами евангелистов, собственно комментарии к Апокалипсису. Созданные монахом по имени Майус на границе двух миров – христианского и мусульманского – миниатюры Беатуса Моргана являются типичными представительницами мосарабского стиля. Мосарабское искусство – культура христианских монастырей Европы X- XI веков. Это смесь арабско- мусульманский восток и вест-готская культура. Сочные, яркие краски, склонная к символической редукции манера передачи человеческих лиц и фигур, пестрота одежд и узоров формируют запоминающийся колорит. В творчестве других, более ранних школ книжной живописи подобная палитра не встречается. Майус смело сочетает оранжевый, красный, розовый, лиловый тона с темно-синим, зеленым, голубым. Такой цветовой темперамент будоражит воображение и вызывает религиозный трепет перед грядущим мировым очищением. Чтобы полнее выразить сакральные смыслы, сообщенные Иоанном Богословом и разъясненные Беатусом, Майус разнообразит не только цвета, но и формы: на некоторых миниатюрах композиция организуется по центрально-круговому принципу, на других с линейно-горизонтальным членением листа на несколько ярусов. Бамбергский Апокалипсис – поздний оттоновский манускрипт, созданный между 1000 и 1020 гг. в монастыре Рейхенау. Содержит самобытный и весьма удачный цикл из 57 миниатюр, служащих иллюстрациями к Откровению Св. Иоанна. Был заказан императором Оттоном III. После смерти последнего заказ был подтвержден императором Генрихом II. На Бамбергскую школу повлиял испанский Апокалипсис. Англо- винчестерская школа книжной миниатюры. Техника: линия, цветные чернила, кропление (первые буквы). Также популярна была тема эсхатологии. Изображали Страшный Суд, сошествие в Ад, врата Ада (ввиде пасти льва), Сатану (звероподобное существо, раньше изображали как падшего ангела- отличительная черта романики).
Билет № 29 Иконография искусства Западной Европы в Средние века. Основные направления Раннехристианская иконография на Западе Специфические черты раннехристианской иконографии на Западе, обусловившие ее отличия от византийской: подчеркнутое значение дидактического и просветительского аспекта; отказ от религиозного поклонения изображению, как репрезентации и воплощению первообраза; значительные заимствования из манускриптов с текстами научного характера; выход за пределы текстов Писания и заметное влияние богословских сочинений, его интерпретирующих; совмещение в иконографических схемах персонажей и событий, которые в текстах Писания разделены во времени и пространстве; главная цель иконографической схемы – не достоверное изображение зрительно воспринимаемых черт события (так как оно описано в тексте), а передача символического значения, умозрительного смысла; активная роль орнамента в пределах иконографической схемы, неразрывно связанного с ее основными параметрами, (особенно в Ирландии), возможность семантической замены целого его частью. Особенности иконографического репертуара (до 313 года): незначительное место, которое отводится непосредственно образу Христа или выражающим его символам. Происхождение образа Доброго Пастыря, наиболее популярной аллегорииХриста, из античной философской этики, где пастырь с ягненком – символ humanitas; отсутствие достаточно развитых иконографических выражений основных богословских идей эпохи, вокруг которых велись теологические споры: догмат о Троице, о сущности второй и третей ипостасей Троицы. Одна из основных тенденций развития иконографии в будущем – нарастание зависимости иконографического словаря от теологических диспутов и дебатов, проявление «чуткости» и быстрая реакция на них. Сохранение принципиальной открытости образа для изменений и трансформаций - иконография остается открытым для влияний и развития языком. Также характеризуется - интересом и тяготением к абстрактным темам и идеям, к теологическим, типологическим, анагогическим интерпретациям, к умозрительным комментариям. Внутреннее соответствие и логическое родство между схемами-формулами и абстрактным содержанием. Появление «tituli» как следствие познавательной миссии образа в латинской иконографии. Наиболее ранний сохранившийся пример – ортодоксальный баптистерий в Равенне. Отсутствие «tituli» в искусстве греческих провинций и в других памятниках Равенны – следствие религиозного значения образа в искусстве Византии. Каролингское «Возрождение»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|