Билет № 18 Готическая архитектура Европы. Типология. Конструкции
Билет № 18 Готическая архитектура Европы. Типология. Конструкции Именно в средневековых городах сформировалась и достигла расцвета готическая архитектура. Строительство городов поставило перед зодчии новые задачи по созданию гражданских сооружений. Среди построек главное место принадлежит ратуше или собору. Готическая ратуша – большой каменный двухэтажный или трехэтажный дом. Нижний этаж его открывается на площадь просторной галереей. Во втором этаже размещаются просторные залы. Над ратушей возводилась высокая сторожевая башня – гордость средневековой республики, исмвол её независимости и свободы. Городские соборы существенно отличаются от монастырских церквей. Обычно собор строился с расчетом вместить все население города. Готическая конструкция является логическим завершением романской. В культовом зодчестве готики сохраняется старая базиликальная форма здания с поднятым центральным нефом и пониженными боковыми. Нефы перекрываются крестовыми сводами взаимно поддерживающими друг друга. Для готических зодчих характерно стремление выделить основной несущий каркас и, добившись его устойчивости, до предела облегчить остальные части сооружения. Прежде всего, на смену доминировавшей раньше полуциркульной арке теперь приходит стрельчатая . Применение её облегчает распор свода, и стрельчатый крестовый свод позволяет перекрывать не только квадратный, но и прямоугольный и даже более сложный в плане пролет. В храмах зрелой готики каждому пролету центрального нефа соответствует один в боковом. Центральный и боковые нефы более не связаны по ширине жестким соотношением одного к двум, а полное совпадение опор и равенство нагрузок увеличивают устойчивость здания.
Готические своды изрезаны сетью выступающих ребер ( нервюр ), сходящихся в пучки на опорных столбах. Благодаря применению нервюрных сводов и их взаимному соответствию вся нагрузка перекрытий готической церкви концентрируется на опорных столбах. Задачей архитектора становится их укрепление. С этой целью он подпирает наружную стену в местах, где ложится нагрузка сводов контрфорсами, на них опираются арки, переброшенные через крыши боковых нефов к основанию сводов центрального нефа ( аркбутаны ), которые должны поддерживать главных свод. В отличие от романского храма, готический собор больше украшен снаружи, чем внутри. Скульптура его, занимающая теперь весь фасад – как бы обращенная к толпе проповедь. Монументальная живопись утратила в готический период значение, какое она до тех пор имела в средневековом искусстве. Зато теперь для изображений используются огромные окна – витражи. Билет № 19 Раннеготическая архитектура Франции Колыбелью готического искусства стала провинция Иль де Франс. Уже в первой половине XII века в архитектуре Иль де Франс появляются нововведения ставшие исходным пунктом развития готики. Первый пример перестроенный хор церкви аббатства Сен Дени. Царковь была построена главой аббатства аб. Сугерием, который оставил подробное описание своего детища. Наиболее интересна архитектура алтарной части. От современных ему романских построек хор отличает обилие света. Высокие окна с витражами почти совершенно вытесняют стены а девяти капеллах хора. Это стало возможно благодаря применению нервюрного стрельчатого свода, позвол. облегчить стены. Яркий свет в алтаре – символ «священного света религии». Положено начало новой конструкции сводов. Западный фасад церкви стал прообразом фасадов фр готических соборов. Средоточие композиции большое круглое окно (роза), в нижнем ярусе три портала, вверху – две симметричные башни. Скульптура почти не сохранила, но остатки и записи Сугерия позволяют понять что она была задумана как оформление «врат неба».
Церковь оказала влияние на многие последующие постройки, но мы плохо их знаем тк они были перестроены. Дальнейшее развитие готич стиля связано со строительством городских соборов. ( К этому времени во многих городах северной Франции произошли комуннальные революции. ) Собор Парижской Богоматери. ( 1163г – первые десятилетия XIII В. Остров Сите). Архитекторы Жан де шелль и Пьер де МонтроПостроен в то время, когда утверждалось значение Парижа. Должен был стать грандиознейшим храмом страны. Ссамое большое здание того времени. Пятинефная базилика. Собор выделяется среди фасадов готических храмов франции гармоничностью пропорций и спокойным равновесием форм. Нижний ярус – три перспективных портала. Выше пояс ниш со стратуями – галерея королей. Средний ярус увенчаный аркадой занимают три окна ( цетральное – роза). Над ним две симметричные башни. Все кроме розы представляет вариации стрельчатых арок ( внизу более широкие). Конституция соответсвует основным принципам готики. Центральный неф перекрыт нервюрным стрельчатым сводом, аркбутаны; правда своей пологостю свод намоминает романские. окна еще сравнительно маленькие из-за наличия эмпор, колонны массивные. Формы могучие, еще не утратили тяжеловесности. Время нанесло собору большой урон, вчастности утетрачены витражи и галерея королей.
Собор в Лане. Он также еще не вполне утратил свои романские черты: обилие полуциркульных арок, невысокие окна, массивность опор в интерьере еще сохраняются эмпоры. Скульптуры сравнительно мало. Своеобразное украшение - скульптуры быков в верхних частях башен, в память о животных тащивших тяжелые камни. О башнях собора в Лане Виллар д’Оннекур писал: «я был во многих землях, но никогда не видел таких башен как в Лане».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|