Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Готическое искусство




В 13 и особенно в 14 в. Чехия стала одной из самых развитых в экономическом и культурном отношении стран Европы. В то время она была независимым королевством, входившим формально в рамки Священной Римской империи. В 14 в. После смены национальной династии Пржемысловичей чужеземной люксембургской династией Чехия достигла своего наивысшего расцвета городская жизнь, ремесла, торговля.

В 1348 г. основан был Пражский университет. Углубились сословные противоречия и борьба между немецким и чешским населением, завершившаяся в 1409 г. полной победой первых. Университет принял чешский национальный характер. В тот же период произошло формирование чешского литературного языка, противостоявшего церковно-католической латыни и иноземному немецкому языку. Борьба за национальную литературу смыкалась с борьбой за церковную реформу, за богослужение на чешском языке, за ликвидацию феодальных привилегий католической церкви, что отражало протест народных масс против всей системы феодального общества. К началу 15 в. чешские земли стали центром первой в средневековье широкой антифеодальной революции гуситов, мировоззрение которых, полное революционного пафоса и гуманизма, выражалось, как это было обычно в условиях средневековья, в религиозных формах, что привело к росту и укреплению прогрессивных гуманистических тенденций средневековой художественной культуры. Однако сами эти идеи по условиям развития искусства средних веков не могли открыто отразиться в церковном, городском дворцовом строительстве, как и в условных формах изобразительного искусства того времени. Искусство чешской готики вплотную подводит нас к той новой эпохе, которая в 14 в. впервые и наиболее классически ясно выразилась в искусстве передовых городских коммун Италии.

В чешской готической архитектуре с не меньшей силой, чем во французской, обнаружилась прогрессивная, жизнеутверждающая тенденция, заключенная в готике и делающая ее одним из замечательных этапов в мировой культуре.

В области архитектурного орнамента чешская готика также внесла свой вклад в прогрессивное развитие художественной культуры того времени.

Первые в Чехии памятники готического характера относятся ко второй четверти 13 в. Переходныхпостроек от романского типа к готическому было сравнительно мало. Таковы храм бернардинского монастыря в Тышнове (30-е гг. 13 в. ) и базилика св. Прокопа в Тршебиче, сочетающие романскую галерею и полукруглые абсиды боковых нефов с готической каркасной конструкцией сводов. Малое количество зданий переходного типа объясняется, по всей вероятности, тем, что ко времени, когда в Чехии созрела историческая потребность в создании готической архитектуры, готика уже получила широкое развитие во Франции и в Германии. Большие материальные ресурсы, сосредоточенные в руках чешских королей и в процветавших городах Чехии, давали возможность широко использовать опыт других стран, а так же привлекать иностранных мастеров, сохраняя национальный характер искусства. Первым памятником развитого готического стиля была пражская церковь св. Барбары (30-е гг. 15 в. ), явно связанная с традициями французской готики Иль де Франса.

Чешская готика образовала ряд школ, из которых следует упомянуть южночешскую. Особенности, характерные для раннеготического искусства, держались в ней особенно долго (церковь и королевский замок в Писеке (13 — 14 вв. ), замок в ИндржиховГрадце и другие). Ее сооружения отличались массивностью и тяжеловесностью архитектурных форм при большом изяществе монументального декора. Наибольшее значение имела, однако, столичная архитектура Праги и прилегающих к ней областей.

В течение 13 в. происходил процесс кристаллизации[3] основных архитектурно-строительных типов чешской готики: двухнефные сооружения, трехнефные здания с поднятым центральным нефом (церковь св. Варфоломея в Колине (14 в. )), церкви зального типа с равновысокими нефами (церковь Святого креста в Йиглаве) и большой пятинефный храм Седлецкого монастыря. Большинство этих зданий при всем их разнообразии обладает некоторыми общими чертами: почти полным отсутствием развитой опорной системы аркбутанов, относительно умеренным количеством скульптуры и довольно широким применением стенной живописи.

Своеобразной чертой чешской и словацкой архитектуры, связанной с ростом старых и основанием новых городов, было создание городских ансамблей. В центре города или нового городского района планировалась ратушная и рыночная площадь, окруженная домами, низ которых был занят лоджиями-галереями, защищающими от непогоды (традиция, продолженная в 15 —16 вв. ). Магистрали ориентировались на главную площадь и на городские ворота. По-новому строились и большие замки, в архитектуре которых наряду с решением чисто оборонительных задач (замок Стречно в Словакии) начал проявляться интерес и к приданию всему ансамблю более праздничного характера (замок в Звикове, 13 в., с двором, окруженным галереей, ансамбль королевского замка — Карлштейн).

Расцвет чешской готики наступает с 30-х гг. 14 в. (так называемая готика люксембургской династии). В этот период основной строительной схемой служил трехнефный храм с очень широким по сравнению с боковыми центральным нефом. Последнее (особенно в тех случаях, когда высота всех трех нефов была одинаковой или почти одинаковой) усиливало впечатление мощи главного пространства центрального нефа и придавало всему интерьеру зальный характер (собор св. Якуба в Кутной Горе). За редкими исключениями, трансепт не получил применения, что еще более подчеркивало впечатление строгой, величавой цельности.

Продолжали возводить и небольшие двухнефные церкви. Широкое развитие получили зальные часовни и помещения светского назначения, перекрытые сложным каркасным сводом, нередко опирающимся на центральную колонну или столб. Большинство зданий, особенно в первой половине 14 в., по-прежнему строилось без сложной системы вынесенных наружу опор, в связи с чем возникла необходимость в массивных межоконных пилонах, поддержанных снаружи простыми тесно примыкающими к стене контрфорсами. Это придавало подобным сооружениям суровый, мужественный характер. Контраст массивных, мощно вздымающихся пилонов и огромных стрельчатых окон поражает зрителя, например, в храме Марии на Тыне, в Праге (30-х гг. 14–15 вв. ).

В середине 14 в. на месте старого моста Юдифи был построен новый каменный Карлов мост, чьи предмостные и Пороховая (15 в.; к сожалению, испорчен реставрацией)башнисозданы с монументальной простотой, гармоничностью пропорций и горделивой праздничностью каменного узора. Наиболее значительным сооружением чешской готики следует считать наряду с ансамблем Карлова моста собор св. Вита в Праге. Он являлся наиболее совершенным из сравнительно немногочисленной группы памятников с развитой системой аркбутанов, восходящей к традициям французской готики.

Строительство собора было начато в 1344 г. приглашенным из Франции зодчим МатьяшемАррасским. Он успел создать алтарную часть, доведя ее до высоты трифория и венка окружающих ее капелл. После смерти мастера (1352) строительство возглавил молодой Петр Парлерж, который довел храм до трансепта, перекрыл построенную часть здания, соорудил незначительно выступающий из массива здания трансепт, точнее, его южное крыло, завершенное прекрасным порталом, так называемыми Золотыми воротами. К южному крылу трансепта им так же была пристроена башня. Доведен до конца собор был лишь во второй половине 19 и начале 20 в, в манере, довольно удачно имитирующей Парлержа, но внесшей в облик здания элементы сухости и мелочной дробности форм. Старая же часть собора представляет собой одну из вершин европейского зодчества 14 в.

Характерной и своеобразной Чертой собора св. Вита, так же как и всей чешской готики, явилось сохранение настенных росписей. Кроме наружной мозаики над Золотыми воротами интерьер собора (точнее, стены его часовен, обрамляющих алтарную часть) был украшен фресками, для которых главным образом отводились боковые стены контрфорсов, расположенных по сторонам часовен. Эти фрески многократно записывались, и лишь сейчас ведется систематическая работа по их расчистке.

Своеобразна роль скульптуры во внутреннем оформлении собора. Скульптурных изображений относительно немного, и они носят не вполне обычный для готики характер. Парлерж и его ученики создали ряд портретов членов царствующей династии, князей церкви и строителей храма.

Немалое значение для единства городского облика Праги имело то обстоятельство, что ряд важнейших сооружений был воздвигнут замечательным зодчим и скульптором Петром Парлержем (1330—1399) и его учениками.

Гибкий, богатый и свободно применяемый чешскими мастерами архитектурный декор (храм св. Барбары на Кутной Горе(14 в. )) положил начало в Средней Европе так называемой пламенеющей готике. Особо высокого уровня в поздней чешской готике достиг архитектурный декор сводов как культовых, так и светских зданий; ритмическая выразительность и богатство рисунка орнамента, создаваемые сложным переплетением нервюр, — характерная черта этих сводов. Однако само чешское зодчество того времени отличала здоровая изящная жизнерадостность, свободная от манерности и нервозного беспокойства, столь характерных для «пламенеющей» поздней готики, например, Германии.

13 в. (примерно со второй четверти) был временем формирования чешского готического изобразительного искусства. В течение первой половины 14 в. особенное развитие получили каменные и деревянные статуи Мадонн (сидящая Мадонна с младенцем (ок. 1320 г., Национальная галерея); стоящая Мадонны из Стракониц(ок. 1350 г., Национальная галерея). Из скульптур этой группы следует упомянуть также небольшую каменную статую епископа (ок. 1350 г. ) и прекрасное по сдержанной силе в передаче человеческого чувства деревянное «Оплакивание Христа» из Стракониц (обе в Национальной галерее).

Высокого расцвета в 14 в. достигла чешская миниатюра. Первым произведением миниатюрной живописи, сохранившимся на территории Чехии, является иллюстрированная рукопись жития св. Вацлава, по стилю изображений относящаяся к оттоновскому искусству. В конце 11 в. создано Вышеградское евангелие, которое бесспорно является одним из шедевров европейской романской миниатюры. В 14 в. в Чехии работали специальные мастерские, выпускавшие значительное количество рукописей, использующие опыт саксонской (с которой чешская миниатюра была тесно связана), английской и французской школ миниатюры. К 20-м гг. 14 в. появился ряд рукописей, радующих изысканным цветом, гибким и прихотливо-изящным орнаментом и особенно рисунком, полным живой и несколько нервной выразительности(Пассионарии аббатисы Кунгуты). К середине 14 в. относятся богато орнаментированные и иллюстрированные рукописи, например «Зерцало людского спасения», «Райградский служебник». В них сказывается общее тяготение чешской художественной культуры к реализму и использование опыта передового итальянского искусства.

Для второй половины 13 в. и первой половины 14 в. характерно дальнейшее развитие чешской настенной монументальной живописи (цикл фресок из замка ИндржиховГрадец (1338) на тему легенды о св. Иржи; росписи сакристии в Доулебах (Южная Чехия, ок. середины 14 в. )).

Одновременно развивалась живопись темперой на дереве, то есть икона, предназначенная преимущественно для украшения алтарей. Чешская живопись на дереве, опиравшаяся на замечательные традиции фресковой живописи и на традиции высокоразвитой книжной миниатюры, очень быстро достигла совершенства. Выдающееся место в чешской и европейской живописи того времени занимают иконы Вышебродского алтаря (ок. 1350 г., Национальная галерея) с девятью композициями из жизни Марии и Христа. Их автор до сих пор неизвестен.

В 50—70-х гг. 14 в. был создан ряд шедевров чешской настенной живописи. К их числу относятся фрески церкви в Либицах. Менее утонченные, нежели работы вышебродского цикла, они теснее связаны с миром средневековых легенд. Любопытно изображение плывущей по реке русалки, в котором можно видеть отзвук народных поверий, несколько нарушающих церковную традиционность в трактовке сюжета.

Одним из крупнейших мастеров-новаторов чешского искусства третьей четверти 14 в. Является Теодорих. Он участвовал в украшении Карлштейна[4], в том числе в создании цикла фресок в храме Девы МарииТеодорихом, посвященного житию полулегендарного чешского князя св. Вацлава и жизни Карла IV, и огромного ансамбля картин на дереве (всего 129 досок), заполняющих три стены карлштейновской часовни Святого креста.

Принципы искусства Теодориха получили, правда, в несколько измененном виде, развитие в чешской скульптуре последней трети 14 в., в частности в творчестве Петра Парлержа. Однако скульптурные образы последнего отличаются большей утонченностью. Их художественный язык более близок к передовым тенденциям готического искусства Европы 14 в. В этих бюстах явственно дают себя чувствовать ростки качественно новых для чешского искусства тенденций в оценке образа человека и в понимании места скульптуры в архитектурном ансамбле.

Резцу Парлержа и его учеников среди ряда других работ принадлежат также прекрасная статуя сидящего Карла IV, украшавшая одну из башен Карлова моста, и стоящая фигура св. Вацлава в соборе св. Вита.

Искусство Парлержа сыграло роль промежуточного звена между искусством Теодориха и той линией художественного развития, вершиной которой было творчество мастера Тржебоньского алтаря (70—90-е гг. ), где были изображены евангельские сюжеты. Творчество Тржебоньского мастера завершает собой замечательную эпоху в истории чешского искусства, связанную с наивысшим расцветом чешского средневекового государства и феодальных городов.

Конец 14 в. и начало 15 в. были для Чехии временем нарастания в рамках средневекового мировоззрения передовых гуманистических и реалистических устремлений, которые неизбежно должны были в области искусства, как и в общественной жизни, привести к новой эре культурного развития страны.

Вместе с тем замечательное чешское зодчество этого периода, искусство Теодориха, Парлержа и в особенности Тржебоньского мастера интересны не только как переходные явления от средневековья к будущему Ренессансу, но и как высокие художественные ценности, обладающие собственным, неповторимым эстетическим обаянием.


[1]Градчаны - один из четырёх исторических районов Праги, сохранявших до 1784 г. право на самоуправление.

Старая императорская резиденция Пражский град и примыкающий к нему крепостной город Градчаны расположены на просторном скалистом холме левого берега реки Влтавы. Название района произошло от слова «hrad», что на чешском языке означает «замок, крепость, укрепленное поселение».

 

[2]Мост Юдифи в европейском мостостроительстве, вероятно, был первым полностью каменным арочным мостом на севере от Альп. Мост строился в 1159-1172 годах и был разрушен наводнением 1342 года

[3]Развитие формальной системы, являющейся стилем в искусстве, на протяжении нескольких поколений, проходя путь от простых, исходных приемов до богатства более сложных форм, характеризующего завершение стиля.

[4]Загородная укрепленная резиденция и хранилище регалий Карла IV

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...