Иконография Страшного Суда. Билет № 30 Источники средневекового искусства
Иконография Страшного Суда А. Я. Гуревич предлагает следующие варианты иконографии Страшного Суда: 1. Отделение овец от козлищ (ранние изображения около 300 года в росписях катакомб; Вюрцбургская псалтирь XIII века, равеннские мозаики). Источник иконографии – Евангелие от Матфея: «Когда же придет Сын Человеческий во славеСвоей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф 25: 31 – 33); Равенна, Сан-Аполлинаре-Нуово, 6 век 2. Христос-Судия на престоле: правая рука Его поднята, она благословляет блаженных, в левой руке свиток, справа (вверху) от Христа находятся избранные, а слева (внизу) — отверженные, здесь звучит тема воскресения из мертвых. 3. Христос на престоле, окруженный ангелами и апостолами, с воскресением мертвых, эта сцена четко демонстрирует награды и кары, которые определяют рай и ад Страшный Суд и Воскресение из мертвых. Собор Парижской Богоматери, Париж, конец 12 в. Иконография Христа 1. Пантократор— центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. 2. Добрый пастырь- Данная литературная метафора стала источником для особого типа символического изображения Христа в виде безбородого юного пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи
3. Спас Нерукотворный — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) Билет № 30 Источники средневекового искусства Основными источниками средневекового искусства являются тексты Ветхого и Нового заветов, а также тексты апокрифов. АПОКРИФЫ (греч. " тайный", " секретный" ) — произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие " А. " первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин " А. " был отнесен к раннехристианским текстам, не признанным " богодухновенными": Евангелия, Послания, Деяния и Откровения, не вошедшие в Библию, считаются Церковью " посторонними", или " неканоническими", т. е. собственно Апокрифами. Апокрифы подразделяются на ветхозаветные и новозаветные. К наиболее значимым ветхозаветным А. относятся: Книга Еноха, Книга Юбилеев (Малое Бытие), Заветы 12 патриархов, IV Книга Ездры, сирийский и греческий Апокалипсисы Варуха, оракулы Сивиллы, Вознесение Моисея, Апокалипсис Моисея, Апокалипсис Седраха и т. д. Содержание А. разнообразно — от проповедей (Заветы 12 патриархов) до раскрытия " божественных" тайн (Книги Еноха). Для А. характерны идеи провиденциализма. Значительную часть апокрифической литературы составляют тексты апокалиптического характера, проникнутые эсхатологическими и мессианскими идеями. Существенное место в содержании ветхозаветных А. занимает также идея личного спасения и индивидуального возмездия.
К новозаветным Апокрифам относятся: История Иосифа-плотника, Евангелие Никодима, Арабское евангелие детства, Евангелие Фомы, Деяния Фомы, Деяния Иоанна, Деяния Андрея, Деяния и Мученичество Матфея, Послание Климента, Послания Игнатия, Послание Павла к Лаодикийцам, Евангелия евреев, Апокалипсис Стефана, Протоевангелия Иакова, Откровение Варфоломея, " Пастырь" Гермы (Ермы), Послание Варнавы, Дидахе и т. д. По критерию специфики своего содержания А. Нового Завета могут быть дифференцированы на четыре группы: 1) апокрифические евангелия; 2) апокрифические деяния апостольские; 3) послания апостольские; 4) апокрифические апокалипсисы. Новозаветные А. также делятся на " отреченные" (т. е. радикально запрещенные в целом) и " дозволенные для чтения" (но не для богослужения). ВЕТХИЙ ЗАВЕТ — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом) часть христианской Библии, общий священный текст иудаизма и христианства. Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I в. НОВЫЙ ЗАВЕТ —В Новый Завет входит 27 священных книг: четыре Евангелия, книга Деяний Апостольских, семь Соборных Посланий, четырнадцать Посланий Апостола Павла и Апокалипсис ап. Иоанна Богослова. По своему содержанию священные книги Нового Завета разделяются на: исторические, учительные и пророческие. Исторические книги – это четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна и книга Деяний Апостольских. Учительные книги – это послания апостольские, представляющие собою письма, написанные апостолами к разным церквям. Пророческая книга в Новом Завете – это Апокалипсис ап. Иоанна Богослова, где пророчески предвидится судьба Церкви Христовой до Второго Пришествия Иисуса Христа. Новый Завет первоначально был зафиксирован на общем для Римской империи языке – греческом, причём в самой его простой, разговорной форме (койнэ), хотя, по свидетельству Папия Иерапольского, первый вариант Евангелия по Матфею был написан на еврейском (или арамейском) языке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|