Книжная миниатюра
В КИ возникло несколько крупных центров изготовления рукописей. 1)Придворная школа Карла Великого (она же «школа Годескалька», «школа рукописи Ады») – «тяжеловесная роскошь», золото, пурпурная окраска страниц, широкое использование орнамента. Иллюстрации почти всегда ограничиваются изображениями евангелистов. Иконография евангелистов - «торжественные и величавые они восседают в нишах на троне, подобно епископам древних храмов. Подняв руку, некоторые из них словно произносят проповедь. Иные демонстрируют зрителю открытую книгу священного писания. Над их головами, в полукруге обрамляющей нишу арки, на фоне синего неба виднеются знакомые нам уже символы – лев, бык, орел или ангел. Ниже фон ниши образует стена, украшенная карнизами и проёмами. »
2) Реймсская школа – на эту школу сильнее всего оказала влияние позднеримская живопись. Характерен «умозрительный» тип иконографии (по А. Грабарю)– способ выражения в визуальных схемах интерпретаций и толкований текстов Священного Писания. Отражение в этом иконографическом типе фундаментальных особенностей западного христианства. Иконография евангелистов - Правильность пропорций, естественность движений, свободное расположение в пространстве, античную живопись напоминает широкая лепка форм, преобладание пятна над контуром, простота декоративного оформления листа. Здесь нет ниш, пышной архитектуры, орнаментов. Евангелист представлен под открытым небом. Сидя за пюпитром он заносит в книгу слова евангельского текста. Простая, лишенная орнаментики рама окружает миниатюру. Позже, манера изображения меняется, становится более графичной, появляется беспокойная, вибрирующая линия
ИспанияИконография изображения Апокалипсиса в Испанской книжной миниатюре.
Усиление дидактической роли и значения иконографии с каролингской эпохи. Элитарный характер этого искусства. Оттоновская эпохаОб иконографической программе собора оттоновского времени можно судить по одной из немногих церквей, сохранивших (хоть и в сильно искаженном виде) первоначальные фрески. Церковь Георгия в Оберцелле на острове Рейхенау, исполненые около 1000 года. По сюжетам – сходны с фресками в Мюнстере. Центральный неф – чудеса Христа, наружная поверхность западной стены – «Страшный суд». Чувствуется влияние раннехристианской традиции. Миниатюра книжная иллюстрация оттоновского времени быстро отходит от живописной манеры раннехристианской и каролингской миниатюры. Пример – Евангелие Оттона 3. Евангелист Лука. Евангелие Оттона 3. Романская иконография Дальнейшее развитие и углубление одной из важнейших особенностей западной иконографии – соединения образов, восходящих к Писанию и другим религиозным сочинениям, с образами из научных трактатов поздней античности. Огромный потенциал этого метода в сфере иконографического творчества. (А. Грабарь). Франция Романская миниатюра южной Франции – сказывается влияние испанской миниатюры, близость к народной традиции. Пример – «Апокалипсис» из Сен-Севера. Иконография изображения Апокалипсиса в Южнофранцузской романской книжной миниатюре. Романская миниатюра северной Франции и Бургундии Иконография евангелистов из романской миниатюры Сев. Фр. И Бургундии
Иконография «Распятий» в Германии 12 века. В их основу положен единый тип Христа – аскет с неестественно вытянутым лицом и невесомым, скованным неподвижностью телом. Длинный, прямой, резко выступающий нос, очерченные дугой плотно сжатые губы с опущенными углами, высоко поднятые брови, большие выпуклые глаза. Все человеческое и земное здесь отсутствует. Христос не висит на кресте, он не страдает. Тело представляет собой единый блок, не намечены мускулы и суставы. Складки одежды ложатся ровными параллельными линиями, также как волосы, борода, усы.
Иконографическая программа готического собора Тема Богоматери – одна из самых значимых в XII - XIII веках. Нарастание значения ее культа – одна из характерных особенностей готической культуры. Особенности иконографии зависят от региональных условий, культа местных святых и т. д., при сохранении ее главной идеи - связи между Ветхим и Новым Заветом. Доминирует «типологическая» иконография. Применение единого принципа комментариев священных текстов в оформлении книг и оформлении порталов. Реализация этого принципа в скульптуре группировкой персонажей и эпизодов. Зависимость семантической значимости сюжетов от их расположения, расстояния от зрителя, освещенности, глубины рельефов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|