Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фиксация данных наблюдения.




Выделяют два подхода к описанию наблюдения:

1) качественное описание;

2) разработка систем условных названий, обозначений, знаков, кодов. В этом случае средствами наблюдения являются категории, ко­торые связаны с системой теоретических взглядов исследователя. Кате-горизованное наблюдение включает процесс обобщения в самом про­цессе наблюдения. Система категорий - это все возможные проявления изучаемого процесса.

В наблюдении могут использоваться как ультрасовременные средства наблюдения (видеозапись и т.д.) и регистрации (цифровой но­ситель), так и классическая запись наблюдения с использованием ручки и бумаги. Главное, чтобы запись наблюдений была фактологична, включала описание всей ситуации наблюдения. Запись наблюдений мо­жет быть дневниковой, когда наблюдение многодневное, или сплошной. В этом случае полностью описывается событие с использованием спе­циальных обозначений.

Во многих науках используются специальные обозначения для наблюдения в виде сокращений. В наблюдении может осуществляться шкалирование методом бальных оценок или прилагательных (слабый, очень слабый и т.д.). Ре­гистрация наблюдения является фактически целой научной отраслью, которая требует специальной подготовки, обучения

При длительном по времени и не­стандартизованном по форме полевом наблюдении традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдений.

Дневник наблюдений представляет собой специальные записи наблюдателем фактов из жизни наблюдаемого лица, отвечающие ряду особых требований. Всякое наблюдаемое явление должно быть зафик­сировано в нем по возможности в том виде, в каком оно существова­ло как нечто реальное. Записи наблюдений должны выполнять функ­цию фиксирующего средства, сохранять «ту точность и полноту на­блюдений, без которых невозможно обоснованное функциональноеистолкование» [Болтунов, 1926, с. 142]. В противном случае они пре-иращаются в записи впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя по поводу каких-то увиденных им, но не отраженных в дневнике явлений. Такое нередко встречается в дневниках, существу­ющих в психологической литературе.

С точки зрения А. П. Болтунова, опытного наблюдателя можно уподобить «художнику, отбрасывающему при изображении явлений из доступных восприятию признаков все несущественное и фиксиру­ющему с особенной отчетливостью все, имеющее первостепенное значение для понимания смысла этих явлений. Только при этом усло­вии гарантировано правильное понимание описываемого наблюдате­лем факта поведения» (1926, с. 142].

На основе изучения большого числа записей М. Я. Басов предло­жил различать три главных способа словесной фиксации поведения: истолковательную запись, обобщающе-о писательную запись и фото­графическую запись. Использование всех трех типов записи позволяет собрать в дневнике наблюдений достаточно подробный материал.

В ситуации скрытого включенного наблюдения регистрацию данных наблюдения обычно приходится вести постфактум, поскольку наблю­датель не должен раскрывать себя. Поэтому нередко наблюдатель вы­нужден осуществлять переработку материала наблюдений, суммируя и обобщая однородные данные либо в самый момент наблюдения, либо спустя некоторое время, и, следовательно, может использовать в дневнике главным образом обобщающе-описательные и истолкова-тольные записи. Таким образом, в условиях скрытого включенного наблюдения дневник, пишется чаще всего по памяти. Однако при этом некоторые факты, оставившие в силу своей яркости или каких-то других причин очень ясные следы, воспроизводятся наблюдателем относительно фотографично, без обработки, «как таковые и един­ственные» [Басов, 1975, с. 129].

В отдельных случаях представляется возможным фиксировать дан­ные наблюдения в дневнике непосредственно во время наблюдения, используя при этом фотографическую форму записи. Подобные запи­си являются весьма ценными, поскольку выступают в качестве попе­речных срезов непрерывного процесса поведения. Таким образом, сле­дует стремиться к тому, чтобы использовать в дневнике комбиниро­ванный тип записей (как по памяти, так и непосредственно во время наблюдения процесса поведения). Записи по памяти рекомендуется

производить в той же обстановке, в которой ранее осуществлялось, описываемое поведение; ее детали и особенности помогут зафикси­ровать факты более углубленно и обстоятельно.

В дневнике наблюдений должна находить отражение та ситуация («фон», контекст), в которой происходило наблюдаемое поведение. Каждая запись в нем содержит как бы некоторое введение, которое стало предметом ее фиксации. Например, запись посвящена поведе­нию испытуемого во время учебного занятия. Введение к ней может* содержать указание на то, где, в каком ряду сидит испытуемый, явля­ется ли для него это место постоянным или случайным, сидит ли он] в отдалении от соседей или в общем ряду с ними, являются ли эти соседи постоянными или случайными людьми и т.д. Таким образом, в подобном введении описывается по возможности широко вся обета-; новка, состояние окружающих, характер занятий, даются обобщен-1 ные указания на социальные роли участников и т.д.

Наряду с таким введением к записи может оказаться полезным и специальное заключение к ней. В нем можно остановиться на описа-| нии изменений, которые произошли в ситуации за период наблюде­ния, или тех особенностей «фона», которые кажутся наблюдателю наиболее важными в связи с наблюдавшимся поведением. (Напри-; мер, во время наблюдения появляется человек, мнения и оценки ко­торого очень значимы для испытуемого, и, следовательно, его при­сутствие в данной ситуации может определенным образом повлиять, на поведение испытуемого. Подобному факту необходимо уделить вни­мание в заключении к соответствующей записи в дневнике.) В про­цессе наблюдения следует стремиться к расширению наблюдения за «фоном», на котором разворачивается поведение, но так, чтобы на­блюдение за последним не терпело никакого ущерба.

Анализируя структуру процесса наблюдения, А. П. Болтунов выде­лял следующие компоненты, составляющие акт наблюдения:

1) внимание, обращенное на тот или иной аспект;

2) анализ и синтез при наблюдении;

3) опора на знания или предположения;

4) суждение.

Выделение всех этих элементов делает особенно отчетливым неиз­бежное наличие личного момента в наблюдении, который играет ш последнем большую роль. Понимание этого очень важно для дальней­шей обработки наблюдений, психологического анализа поведения, поскольку никто «...не может так же близко подойти к наблюдаемой! личности, как сам наблюдатель» [Басов, 1975, с. 141]. Сохраняя пол-| ную объективность при фиксации данных, наблюдатель может и дога жен высказывать свое отношение к описываемым явлениям и свое понимание их смысла. При этом догадки подобного рода должны вы-] текать из фактов наблюдения, а не предшествовать им; более того!

такие догадки вполне целесообразны, так как иногда одно меткое слово заменяет поток длинных описаний (А. П. Болтунов). Предполо­жения и суждения наблюдателя могут касаться разнообразных пред­метов: объяснять данные поведения, сопоставлять их с другими ана­логичными фактами, затрагивать методические вопросы и т.д. При этом важно, чтобы подобные записи оценок, мнений, замечаний наблюдателя в дневнике всегда были четко отделены от записей дан­ных наблюдения.

С формальной стороны дневник наблюдений представляет собой отдельную тетрадь, в которой фиксируются данные наблюдения. На первой странице записываются имя наблюдаемого человека, его пол, возраст, имя и фамилия наблюдателя. Каждая запись в дневнике пред­варяется указанием даты, времени и продолжительности наблюде­ния, упоминается также день недели. Страницы, на которых ведутся данные записи наблюдения, имеют широкие поля для последующих замечаний наблюдателя и предварительного анализа наблюдавшихся фактов. Кроме фактов наблюдения и суждений наблюдателя по их поводу в дневнике не должно содержаться никаких других записей. Наблюдатель обязан правильно применять терминологию, язык дол­жен быть строгим, деловым, точным и метким.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...