Кинетографические методики регистрации движений и невербального поведения
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Существуют несколько методов регистрации движений человека. В искусстве (танцах, балете) применяют метод кинетографии. Существуют несколько систем кинетографии, самые известные системы С. Лисициан и Р. Лабана. Система описания, анализа движений, разработанная Р. Лабаном, известна как «форма усилий». Данная система кинетографии основана на применении специальных символов, предназначенных для описания динамических и пространственных аспектов движений. По системе кинетографии Р. Лабана, динамика движений описывается четырьмя параметрами: пространство, сила, время, энергия. Каждый параметр имеет два полюса: пространство может быть прямым и многофокусным; сила - мощной и легкой; время - быстрым и плавным; энергия - свободной и ограниченной. Выразительное движение можно анализировать по любому из измерений, а комбинация измерений составляет восемь базовых усилий, которые предпринимаются при совершении действий. Например, удар описывается как быстрый, мощный и прямой. В психологии кинетографическая система Р. Лабана используется в танцевальной терапии, исследовании поведения больных шизофренией, детей с аутизмом [168, с. 207]. Метод геометрической транскршщии А. Кендона и Р. Дейча. Данный метод предложен для регистрации движений в танце. Тело каждого танцора изображают здесь в виде так называемого «сквозного звена», определяя таким образом «пространственные очертания вклада отдельного танцора в единое пространство взаимодействия». Построение своего «сквозного звена» Дейч описывает так: «Очертания этого участка пространства можно определить следующим образом. Вообразим человека, который стоит на плоскости, опустив руки вдоль тела. Сначала зафиксируем его положение в пространстве и во времени. Для этого из концов боковых продолжений обоих плеч опустим на плоскость перпендикуляры, и их основания соединим отрезком прямой. Для среднего взрослого человека длина этого отрезка составит примерно два фута. Отрезок этот мы будем называть основанием сквозного звена. Теперь от обоих концов этого основания проведем боковые лучи, образующие с направлением взгляда углы в 45 градусов. Такая величина угла выбрана потому, что это наибольший допустимый угол поворота головы относительно туловища. Наконец, прочертим «венчающую» прямую, параллельную основанию и лежащую на расстоянии двух футов от него. Два фута - это больше половины от четырех, а четыре фута - наибольшее расстояние между двумя людьми при их личном общении (по схеме Холла); таким образом, венчающая прямая делит пространство между взаимодействующими людьми в точности по-Основные принципы кинетографии заключаются в делении комплекса движений:!) кинетический такт -- запись одного двигательного акта; 2) кинетофраза - запись целого законченного движения; 3) кинето-грамма -- запись целого законченного кинетического явления (танец, упражнение и др.). Таким образом, телоположения соединяются в единый процесс с помощью деления комплекса движений. Для определения какой-либо точки в пространстве необходимы три взаимно перпендикулярные плоскости. Пересечение плоскостей могут быть по направлениям: высоты, ширины, длины и их промежуточным.
В системе С. Лисициан передается положение всех частей тела записью их на одной вертикальной и одной горизонтальной плоскости. Кинетотакт разбивается не на количество частей тела, а на четыре уровня: 1) кинетотакт прикосновения частей тела к опорной поверхности (горизонтальной плоскости); 2) кинетотакт нижнего телесного пояса на вертикальной плоскости от точки паха до ступни; 3) кинетотакт верхнего телесного пояса выше точки паха; 4) кинетотакт лица. В кинетографии полные кинетотакты определяются вертикальной линией тактовой чертой. Также к четырем кинетотактам прибавляется графа ритма движения, могут надписываться ноты при музыкальном сопровождении.
При анализе направления движения и положения частей тела необходимо учитывать: положение частей тела по отношению к своему суставу, наличие добавочного движения в суставе, направление суставного радиуса, определение части тела в пространстве по крайней точке суставного радиуса и его центра, радиус угла между соседними суставными радиусами, линию, описываемую крайней точкой радиуса, С. Лисициан в кинетографии ставила следующие задачи: 1) передача записью в графе горизонтальной плоскости следов тех частей тела, которые коснулись поверхности во время движения; 2) передача на вертикальной плоскости расположения всех суставов в движении (сгибов, направлений, линий, ритма и др.). При регистрации жестового выражения и пантомимы необходима предельная простота категорий и индикаторов для надежности их наблюдений. Поэтому наблюдение невербального выражения человека должно быть систематическим, т.е. входить в замысел исследователя; констатирующим, т.е. фиксировать наблюдателем однозначно понимаемые всеми действия; стандартным, т.е. невербальное выражение фиксируется в соответствии с ранее разработанной схемой наблюдения; прямым, т.е. проводимое самим наблюдателем; по возможности лабораторным. Для выполнения этих условий необходима схема наблюдения или схема регистрации жестового выражения и пантомимы. Характер жестового выражения и пантомимы в психологическом эксперименте отличается от тех задач, которые ставятся в хореографии. Например, не требуется записи в горизонтальной плоскости, так как положение тела на опорной поверхности не изменяется. Кроме этого движения свернуты, не ритмичны. Кинетография не раз подвергалась модернизации в соответствии с новыми задачами исследования Поэтому, сохраняя основы кинетографии, необходимо адаптировать данный метод к фиксации жестового выражения и пантомимы. Для этого в графлении полного кинетотакта опускаются графы: мелодия, аккомпанемент, следы ступней и других частей тела на горизонтальной плоскости.
Задача регистрации в наблюдении жестового выражения и пантомимы это фиксация основных движений, производимых костно-суставной системой человека, без измерения физической длины, ширины, величины пространства, а также мышечных движений тела. Необходимо: 1) схематическая регистрация движений, качественное определение форм невербального выражения человека (синкретичная пантомима, изобразительные движения, символические жесты) по степени физической протяженности движений, выраженности (степени двигательной активности); 2) выделение и затем регистрация жестового выражения и пантомимы на трех уровнях тела (верхний телесный пояс выше плеч, верхний телесный пояс от плеч до бёдер, нижний телесный пояс). Данные упрощения способствуют быстрой и точной регистрации жестового выражения и пантомимы. Поэтому вместо использования канона знаков азбуки на пространстве из клеток применяется разделение вертикального пространства на три сектора по трем уровням тела. Канон схемы лица может применяться в психологических исследованиях эмоционального выражения. Отличительной особенностью модификации системы кинетографии для исследования жестового выражения и пантомимы является определение форм невербального выражения, которые выделяются: 1) по качеству передачи сигнала; 2) по количеству выразительных движений, которые уменьшаются прямо пропорционально изменению форм выражения; 3) траектории движений. Дисталь-ные части руки практически не ограничены в возможных формах траекторий движений, потому что свободная конечность обладает большим количеством степеней свободы. Кисть имеет семь степеней свободы по отношению к плечевому поясу (плечевой сустав - 3, локтевой вместе с лучелоктевым - 2, лучезапястной - 2). По отношению к стопам кончик пальца имеет 30 степеней свободы, по отношению к грудной клетке - 16. Таким образом, дистальные части рук могут перемещаться по любым траекториям в пределах, ограниченных размерами тела, в любом направлении. Существует целесообразность не только в частоте движений или в амплитуде, но и в их размахе. Рабочие движения рук ограничены минимальной (около 40 см), нормальной (около 120 см) и максимальной (около 150 см) траекторией движений рук.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|