Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кинетографические методики регистрации движений и невербального поведения




Существуют несколько методов регистрации движений человека. В искусстве (танцах, балете) применяют метод кинетографии. Сущест­вуют несколько систем кинетографии, самые известные системы С. Ли­сициан и Р. Лабана.

Система описания, анализа движений, разработанная Р. Лабаном, из­вестна как «форма усилий». Данная система кинетографии основана на применении специальных символов, предназначенных для описания дина­мических и пространственных аспектов движений. По системе кинетогра­фии Р. Лабана, динамика движений описывается четырьмя параметрами: пространство, сила, время, энергия. Каждый параметр имеет два полюса: пространство может быть прямым и многофокусным; сила - мощной и лег­кой; время - быстрым и плавным; энергия - свободной и ограниченной. Выразительное движение можно анализировать по любому из измерений, а комбинация измерений составляет восемь базовых усилий, которые пред­принимаются при совершении действий. Например, удар описывается как быстрый, мощный и прямой. В психологии кинетографическая система Р. Лабана используется в танцевальной терапии, исследовании поведения больных шизофренией, детей с аутизмом [168, с. 207].

Метод геометрической транскршщии А. Кендона и Р. Дейча. Данный метод предложен для регистрации движений в танце. Тело каж­дого танцора изображают здесь в виде так называемого «сквозного зве­на», определяя таким образом «пространственные очертания вклада от­дельного танцора в единое пространство взаимодействия».

Построение своего «сквозного звена» Дейч описывает так: «Очер­тания этого участка пространства можно определить следующим обра­зом. Вообразим человека, который стоит на плоскости, опустив руки вдоль тела. Сначала зафиксируем его положение в пространстве и во времени. Для этого из концов боковых продолжений обоих плеч опус­тим на плоскость перпендикуляры, и их основания соединим отрезком прямой. Для среднего взрослого человека длина этого отрезка составит примерно два фута. Отрезок этот мы будем называть основанием сквоз­ного звена. Теперь от обоих концов этого основания проведем боковые лучи, образующие с направлением взгляда углы в 45 градусов. Такая величина угла выбрана потому, что это наибольший допустимый угол поворота головы относительно туловища. Наконец, прочертим «вен­чающую» прямую, параллельную основанию и лежащую на расстоянии двух футов от него. Два фута - это больше половины от четырех, а че­тыре фута - наибольшее расстояние между двумя людьми при их лич­ном общении (по схеме Холла); таким образом, венчающая прямая де­лит пространство между взаимодействующими людьми в точности по-Основные принципы кинетографии заключаются в делении ком­плекса движений:!) кинетический такт -- запись одного двигательного акта; 2) кинетофраза - запись целого законченного движения; 3) кинето-грамма -- запись целого законченного кинетического явления (танец, упражнение и др.). Таким образом, телоположения соединяются в еди­ный процесс с помощью деления комплекса движений. Для определения какой-либо точки в пространстве необходимы три взаимно перпендику­лярные плоскости. Пересечение плоскостей могут быть по направлени­ям: высоты, ширины, длины и их промежуточным.

В системе С. Лисициан передается положение всех частей тела записью их на одной вертикальной и одной горизонтальной плоскости. Кинетотакт разбивается не на количество частей тела, а на четыре уровня: 1) кинетотакт прикосновения частей тела к опорной поверхно­сти (горизонтальной плоскости); 2) кинетотакт нижнего телесного пояса на вертикальной плоскости от точки паха до ступни; 3) кинетотакт верхнего телесного пояса выше точки паха; 4) кинетотакт лица. В кине­тографии полные кинетотакты определяются вертикальной линией тактовой чертой. Также к четырем кинетотактам прибавляется графа ритма движения, могут надписываться ноты при музыкальном сопро­вождении.

При анализе направления движения и положения частей тела не­обходимо учитывать: положение частей тела по отношению к своему суставу, наличие добавочного движения в суставе, направление сустав­ного радиуса, определение части тела в пространстве по крайней точке суставного радиуса и его центра, радиус угла между соседними сустав­ными радиусами, линию, описываемую крайней точкой радиуса,

С. Лисициан в кинетографии ставила следующие задачи: 1) пере­дача записью в графе горизонтальной плоскости следов тех частей тела, которые коснулись поверхности во время движения; 2) передача на вер­тикальной плоскости расположения всех суставов в движении (сгибов, направлений, линий, ритма и др.).

При регистрации жестового выражения и пантомимы необходима предельная простота категорий и индикаторов для надежности их на­блюдений.

Поэтому наблюдение невербального выражения человека должно быть систематическим, т.е. входить в замысел исследователя; констати­рующим, т.е. фиксировать наблюдателем однозначно понимаемые все­ми действия; стандартным, т.е. невербальное выражение фиксируется в соответствии с ранее разработанной схемой наблюдения; прямым, т.е. проводимое самим наблюдателем; по возможности лабораторным. Для выполнения этих условий необходима схема наблюдения или схема ре­гистрации жестового выражения и пантомимы. Характер жестового вы­ражения и пантомимы в психологическом эксперименте отличается от тех задач, которые ставятся в хореографии. Например, не требуется за­писи в горизонтальной плоскости, так как положение тела на опорной поверхности не изменяется. Кроме этого движения свернуты, не рит­мичны. Кинетография не раз подвергалась модернизации в соответст­вии с новыми задачами исследования Поэтому, сохраняя основы кинетографии, необходимо адаптировать данный метод к фиксации жестового выражения и пантомимы. Для этого в графлении полного кинетотакта опускаются графы: мелодия, аккомпанемент, следы ступней и других частей тела на горизонтальной плоскости.

Задача регистрации в наблюдении жестового выражения и панто­мимы это фиксация основных движений, производимых костно-суставной системой человека, без измерения физической длины, шири­ны, величины пространства, а также мышечных движений тела. Необходимо: 1) схематическая регистрация движений, качественное определе­ние форм невербального выражения человека (синкретичная пантомима, изобразительные движения, символические жесты) по степени физиче­ской протяженности движений, выраженности (степени двигательной ак­тивности); 2) выделение и затем регистрация жестового выражения и пантомимы на трех уровнях тела (верхний телесный пояс выше плеч, верхний телесный пояс от плеч до бёдер, нижний телесный пояс).

Данные упрощения способствуют быстрой и точной регистрации жестового выражения и пантомимы. Поэтому вместо использования ка­нона знаков азбуки на пространстве из клеток применяется разделение вертикального пространства на три сектора по трем уровням тела. Ка­нон схемы лица может применяться в психологических исследованиях эмоционального выражения. Отличительной особенностью модифика­ции системы кинетографии для исследования жестового выражения и пантомимы является определение форм невербального выражения, ко­торые выделяются: 1) по качеству передачи сигнала; 2) по количеству выразительных движений, которые уменьшаются прямо пропорцио­нально изменению форм выражения; 3) траектории движений. Дисталь-ные части руки практически не ограничены в возможных формах траек­торий движений, потому что свободная конечность обладает большим количеством степеней свободы. Кисть имеет семь степеней свободы по отношению к плечевому поясу (плечевой сустав - 3, локтевой вместе с лучелоктевым - 2, лучезапястной - 2). По отношению к стопам кончик пальца имеет 30 степеней свободы, по отношению к грудной клетке - 16.

Таким образом, дистальные части рук могут перемещаться по лю­бым траекториям в пределах, ограниченных размерами тела, в любом направлении. Существует целесообразность не только в частоте движе­ний или в амплитуде, но и в их размахе. Рабочие движения рук ограни­чены минимальной (около 40 см), нормальной (около 120 см) и макси­мальной (около 150 см) траекторией движений рук.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...