Глава I. Возникновение и эволюция русского духовного стиха
Стр 1 из 8Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ РУССКОГО ДУХОВНОГО СТИХА…………………………………………………………………………...11 1.1. Понятие русского духовного стиха и его идейно-художественное своеобразие………………………………………………………………..11 1.2. Истоки и источники русского духовного стиха………………………...18 1.3. Темы, сюжеты, образы и мотивы, жанровые разновидности русского духовного стиха…………………………………………………………...24 Выводы к главе I……………………………………………………....................44 ГЛАВА II. ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ПОЭЗИИ И.А. БУНИНА……………….46 2.1. Становление «библейского» мышления в творчестве И.А. Бунина……..46 2.3. Проблема сотворения мира в поэзии И.А. Бунина…………………….....56 2.2. Образы и мотивы духовной поэзии И.А. Бунина………………………...62 Выводы к главе II………………………………………………………………..84 Заключение…………………………………………………………………........87 Список использованной и цитированной литературы…………………..........91 ВВЕДЕНИЕ Духовность напрямую связана с нравственностью. В настоящее время отмечается снижение уровня духовной культуры людей, что диктует необходимость конкретного осмысления бытия и таких категорий, как истина, вера, самоопределение человека. Не случайно данная проблема остро стоит на всех уровнях воспитания детей и молодежи. В образовательных учреждениях вводятся специальные дисциплины, призванные формировать у подрастающего поколения основы духовной культуры и нравственности. Заметной тенденцией литературного процесса можно считать появление целого ряда зрелых произведений, написанных в традициях духовной поэзии.
Решением столь сложной и ответственной задачи озабочены в первую очередь специалисты дисциплин гуманитарного цикла, в частности, литературы, которая, в силу своей полифункциональности, не только дает знания, но и воспитывает. В программах школ разных типов предусмотрено изучение художественных произведений с нравственной проблематикой. Государственным образовательным стандартом вводятся новые дисциплины, например, «Основы религиозных знаний и светской этики». В связи с вышеизложенным наш интерес к теме «Традиции русского духовного стиха в поэзии XX века» вполне оправдан. Актуальность проблемы исследования обусловлена насущными требованиями времени. В нашей работе мы рассматриваем проблему традиций русского духовного стиха в поэзии XX века на примере произведений И.А. Бунина в его соотнесенности с национальной духовной традицией. Цель настоящего исследования: изучение традиций русского духовного стиха в поэзии XX века на примере стихотворений И.А. Бунина. В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются: - конкретизация содержания понятий «духовный стих», «духовная традиция» и «духовность» применительно к русской поэзии XX века; - выявление традиционных тем, образов, мотивов русского духовного стиха в поэзии XX века; - новаторство И.А. Бунина в контексте традиций русского духовного стиха; - определение места и значения духовных стихов в поэзии И.А. Бунина. В соответствии с поставленными в диссертации задачами нами были использованы историко-литературный, историко-биографический, структурно-типологический методы и метод лингвистического наблюдения и описания. Предметом исследования стала художественная интерпретация традиций русского духовного стиха в произведениях И.А. Бунина. Объектом исследования являются духовные стихи И.А. Бунина. Методологическая база диссертационного исследования основывается на структурно-типологическом методе и на сравнительно-сопоставительном методе, который необходим для обнаружения связей и взаимодействия между текстами духовных стихов и произведений И.А. Бунина.
Теоретические основы исследования. Изучение духовных стихов развивалось в двух направлениях. Одно направление, которое возникло в первой половине XIX века и существует до сих пор, объединяет деятелей, которые занимались собиранием, первичной обработкой и публикацией произведений (коллекции середины XIX века П.В. Киреевского, В.Г. Варенцова, П.И.Якушкина, П.А. Бессонова[1]). Появившиеся в конце XIX века и в XX веке собрания Ф.М. Истомина, А.В. Маркова, Т.С. Рождественского, М.И. Успенского, Ф.М. Селиванова, Л.А. Петровой и Н.С. Серегиной, Л.Ф. Солощенко[2] и других авторов продолжили традицию собирания и распространения духовных стихов. В начале XXI века благодаря деятелям церкви появляются новые собрания духовных стихов, призванные познакомить общественность с духовной культурой. Большое число архивов собирателей духовных стихов еще на разобрано и ждет своих исследователей. Также недостаточно работ, которые бы обобщили и систематизировали содержание коллекций. Это привело к тому, что с трудом собранные и опубликованные произведения остаются практически не изученными. Публикации духовных стихов послужили толчком для возникновения второго направления в исследовании и систематическом изучении этого пласта отечественной культуры и литературы. В XIX веке были высказаны предположения о каликах перехожих как возможных исполнителях духовных стихов, о времени возникновения и происхождении жанра и т.д. В XX веке появляются работы В.И. Малышева, Л.Ф. Солощенко, Ф.М. Селиванова, А.В. Юдина, С.Е. Никитиной[3] и других, которые исследуют сюжеты, классификацию и генезис фольклорных текстов, рассматривают их в контексте русского народного творчества. Особое место занимает труд Г.П. Федотова[4], в котором исследуются русские духовные стихи. Большой вклад в изучение покаянных духовных стихов внесли исследования В.Н. Перетца, В.И. Малышева, А.В. Позднеева, К.Ю. Кораблевой, А.М. Панченко, Н.С. Серегиной, М.Г. Казанцевой[5] и многих других, которые были посвящены изучению источников, сюжетов, стилевых особенностей, периодизации, анализу текстов. Проблема старообрядческих и сектантских духовных стихов, их жанрово-стилистическая классификация рассматривается в работах Т.С. Рождественского, М.И. Успенского, М.Г. Казанцевой, Л.Е. Элиасова, Л.Ф. Солощенко, Н.С. Мурашевой, Ф.В. Панченко[6] и других ученых.
Из-за того, что тексты духовных стихов осели в коллекциях, собраниях, других сборниках они недостаточно обобщены, а иногда и просто забыты. До сих пор нет их общей классификации, сохраняющей актуальной необходимость переосмысления эволюции духовного стиха, переоценки его ценности как явления в русской культуре, осознания его влияния на формирование духовности в обществе. Также отсутствуют объективные характеристики, которые бы позволили определить его в качестве цельного жанра в русской культуре и искусстве. Ценные сведения о духовном стихе размещены в публикациях в сборниках научных конференций, статьях периодических изданий, в небольших разделах работ, посвященных русской словесности и фольклору. За исключением монографии Г.П. Федотова 1935 года духовному стиху до сих пор не посвящено самостоятельного исследования, в котором духовный стих рассматривался бы как явление русской культуры и искусства с присущими ему свойствами и функциями. Большое значение для определения методологических основ данной работы имели труды ведущих культурологов и литературоведов А.Ф. Лосева, М.М.Бахтина, С.С. Аверинцева, М.М. Дунаева, И.А. Есаулова[7] и др., посвященные исследованию литературных явлений в контексте духовной культуры. В начале XXI века различные аспекты, связанные с отдельными покаянными, фольклорными и старообрядческими стихами, рассматриваются во время ежегодных научно-практических конференций («Бражниковские чтения», «Рябиновские чтения» и др.). Среди диссертационных исследований стоит отметить работы М.С. Владышевской, Т.В. Кожевниковой, А.М. Петрова, Е.Л. Сверловой, Е.А. Мухиной[8], в которых авторы акцентируют внимание на историко-культурных, текстологических и источниковедческих аспектах духовной поэзии.
Таким образом, культурологи, филологи и археографы XIX – начала XXI веков проделали огромную работу по собиранию и изучению духовных стихов, поднимая вопросы, связанные с происхождением и хронологией, историей развития жанра, поиском основы стихов в книжных источниках, связей с христианскими и мифологическими сюжетами, выявляя особенности географического распространения, среды бытования и взаимодействия духовных стихов с другими жанрами. Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем рассмотрены традиции русского духовного стиха в поэзии XX века на примере духовной поэзии И.А. Бунина: акцентируется внимание на становлении «библейского» мышления автора, выделены традиционные темы, образы и мотивы в стихотворениях поэта, определены место и роль духовных стихов в поэзии И.А. Бунина. Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материал может быть использован в вузовских лекционных курсах и семинарах по теории литературы, в рамках спецкурсов по проблемам православной культуры, а также в практике школьного преподавания предмета «Основы религиозных знаний и светской этики». Основные положения, выносимые на защиту: 1. Изучение духовных стихов было и остается одним из актуальных направлений в литературоведении, о чем свидетельствуют многочисленные теоретические исследования. С самого начала появления на Руси духовные стихи несли в себе огромное нравственное начало. Они призывали к милосердию и любви, к мечте о доброй и справедливой жизни. Духовные стихи являлись философским осмыслением вечных вопросов: в чем смысл земного существования человека, что есть истина и какова природа добра. Духовный стих – это уникальный по своей художественной и образной ценности комплекс народно-песенных и церковно-певческих произведений, которые объединены общим христианским содержанием. Духовные стихи повествуют о жизни и подвигах святых, праведников и героев-воинов, о страстях и Воскресении Христа, о страданиях Богородицы и других темах, которые были очень важны для верующих людей. 2. Источниками русского духовного стиха являются Библия и Евангелие, апокрифы, жития святых, устные легенды, нравоучительные повести. 3. Становление идейно-эстетических взглядов И.А. Бунина происходило в период изменений в сознании эпохи, в период активизации идеалистических и материалистических концепций мира, что не могло не наложить отпечаток на творчество И.А. Бунина. В идейно-эстетической концепции творчества поэта нашли отражение образы и настроения религий.
4. Библейские и Евангельские сюжеты и образы входят в поэзию И.А. Бунина в качестве наиболее значимых. В своих произведениях И.А. Бунин достаточно часто использовал образы Иерихона, Рахили, Иисуса Христа, Божьей матери, а также мотивы потерянного рая и Апокалипсиса. Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных статьях: 1. Библейские мотивы и образы в интерпретации И.А. Бунина // Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Г. Тукая (21 апреля 2011 г.). – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – С. 182-187. 2. Образы и мотивы Священного Писания в поэме А. Ахматовой «Реквием» // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы VI Международной научно-практической конференции, приуроченной к 180-летию со дня рождения М. Акмуллы (16 декабря 2011 г.). – Уфа: Издательство БГПУ, 2011. – С. 289-292. 3. Образ Богородицы в стихотворении И.А. Бунина «Мать» // Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной юбилею проф. Т.Д. Шабановой и Т.Л. Селитриной (25 апреля 2012 г.). – Уфа: Издательство БГПУ, 2012. – С. 252-255. 4. Жанр молитвы в поэзии И.А. Бунина // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы VIIМеждународной научно-практической конференции (7 декабря 2012 г.). – Уфа: Издательство БГПУ, 2012. – С. 779-786. 5. Духовная лирика поэтов XX века // Библия и русская литература: программы элективных курсов / Отв. ред.: д.ф.н., проф. В.В. Борисова, к.п.н., доц. Л.А. Утяшева; Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. – Уфа: Издательство БГПУ, 2012. – С. 32-38. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной и цитированной литературы. Во введении обоснована актуальность темы диссертации, сформулированы цель и задачи, предмет и объект, обозначены теоретические основы, методологическая база, раскрыты научная новизна и практическая значимость исследования, приведены данные по апробации отдельных положений диссертации. В первой главе «Возникновение и эволюция русского духовного стиха» рассмотрено понятие и идейно-художественное своеобразие русского духовного стиха, обозначены источники, темы, сюжеты и жанровые разновидности русских духовных стихов. Во второй главе «Духовные основы поэзии И.А. Бунина» рассмотрено становление религиозного мышления автора, раскрыта проблема сотворения мира в его поэзии, выделены характерные для духовной поэзии И.А. Бунина ключевые образы и мотивы. В заключении делаются выводы и обобщения, намечаются дальнейшие перспективы диссертационного исследования. Список использованной литературы включает 159 источников. ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ РУССКОГО ДУХОВНОГО СТИХА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|