Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Истоки и источники русского духовного стиха




Развитие и распространение духовного стиха можно зафиксировать на разных исторических этапах – от древнерусского Средневековья до настоящего времени. В каждую эпоху имеются свои стилистико-художественные черты, оказавшие непосредственное влияние на духовные произведения. Сегодня существуют определенные проблемы с датировкой текстов. До сих пор их выстраивание в хронологическом порядке можно сделать лишь весьма условно. Многие духовные тексты еще не получили точной датировки, а те, чье время появления уже установлено, могут быть изменены в связи с появлением новых данных.

Актуальным является вопрос о географии распространения текстов, социальной принадлежности их создателей и исполнителей. Духовные стихи функционировали на территории Древней Руси, Российской империи, а также в сопредельных славянских государствах, которые исповедовали православие и использовали кириллический алфавит, - Сербии, Боснии, Болгарии [16]. В духовных стихах русского, белорусского и украинского народов фиксируются не только общие сюжеты и темы, но и сами тексты. В то же время существуют и региональные тематические предпочтения. Каждый регион в силу своих лингвистических особенностей создавал свои варианты текстов, которые делились территориально. В результате возникали чисто русские, украинские, белорусские варианты стихов. Кроме того, стихи внутри каждой отдельной территории часто имели районное распространение.

Так, одни тексты чаще всего фиксировались в северных российских регионах, другие – были характерны для южных или западных. Духовные стихи часто не принадлежали определенному региону. Тексты духовных стихов вместе с исполнителями и рукописями переходили из одной территории в другую. Таким образом, функционирование в русской культуре не всегда является показателем происхождения стихов именно на данной территории. Тексты могли иметь малороссийские, белорусские и даже сербские, болгарские, македонские и боснийские корни.

Социальная среда, в которой стих создавался и распространялся, включала все культурные слои общества. Это малограмотное крестьянское и городское население, среди которого стих распространялся и существовал в устной фольклорной традиции, а также образованная часть общества, которая владела не только грамотой, но и знанием церковных догматов, воспринимала стих из письменных церковных источников. За время своего существования духовный стих вобрал в себя и канонические представления о христианской вере, и народно-крестьянское, старообрядческое, сектантское понимание христианства, каждый раз представляя свой оригинальный лингвистический, интонационный и образно-тематический вариант.

В истории, к сожалению, почти не сохранилось имен авторов духовных стихов. Иногда очень сложно установить не только конкретное авторство, но и среду, в которой эти стихи были созданы. Существует мнение, что стихи создавались каликами перехожими – особой социальной группой, которая просуществовала до начала XX века, функции и роль которой еще до конца не выяснены.

Другие тексты создавались в среде старообрядцев и сектантов. К примеру, старообрядцы Андрей и Семен Денисовы [81]. Также имеются многочисленные указания на существование народного, т.е. крестьянского творчества, и на создание стихов в образованной среде [150; 30] и другие.

Большое количество вопросов возникает по поводу исполнителей стихов, а также среды, в которой стихи распространялись. Есть косвенные сведения о пении духовных произведений той или иной социальной группой до XIX века. Однако трудно определить, кто именно и как исполнял духовные стихи в Средневековье, так как духовные стихи были плодом устной культуры и часто утрачивались, например, при смене исполнительской традиции или уходе человека-исполнителя из жизни.

В XIX веке собиратели зафиксировали пение духовных стихов профессиональными исполнителями – каликами перехожими, которые представляли собой странствующих нищих, калек и увечных людей, просивших подаяние. Исполнение ими духовных стихов должно было вызывать сострадание в сердцах верующих, способствовать подаче милостыни. Эти певцы имели определенные предпочтения в сюжетах, образной передаче стихов и т.д.

Духовные стихи пели странствующие и взаимодействующие с этой средой люди. В результате их стихи становились достоянием и более широких слоев населения. Известно, что собиратели в XIX веке записывали духовные стихи не только от калик перехожих, но и от крестьян.

Вопрос об исполнении стихов заслуживает отдельного рассмотрения среди представителей неканонических направлений христианства. Сохранились свидетельства о пении духовных стихов в среде старообрядчества и христианских сект. Большой вклад в исследование устной традиции исполнения стихов внесли фольклорно-этнографические экспедиции XX века, которые фиксировали традицию исполнения духовных стихов в старообрядческой и крестьянской среде.

Не менее важным является вопрос о том, для кого эти произведения предназначались. Певцы часто подстраивались под аудиторию, в которой они исполняли свои стихи. В связи с этим каждый вариант стиха имел своего слушателя, а варианты одного и того же текста могли иметь разную социальную направленность. При длительном существовании текст мог создаваться в рамках одной социокультурной среды, а в более позднюю историческую эпоху мог функционировать в иной среде, подстраиваясь под новые условия. Изменчивость устного творчества, приспособление под слушателя привели к изменению предыдущих вариантов текста. В результате требуется комплексный подход к анализу духовных стихов с тем, чтобы выявить последовательность смены стилистических традиций и среды – аудитории, на которую эти произведения были рассчитаны.

Книжным источником духовного стиха явились «Священное Писание» – Библия и Евангелие и огромное количество апокрифов, которые были широко распространены в Древней Руси. Среди источников духовных стихов также можно выделить жития святых, устные легенды, нравоучительные повести, разные виды 609переводной и оригинальной средневековой христианской легенды. Это и понятно, если обратить внимание на религиозно-учительный, церковный характер средневековой русской письменности и образованности. Исследователи отмечали воздействие иконописного изобразительного искусства на те или иные мотивы или детали духовных стихов (об Егории «руки, ноги в золоте», о Дмитрии Солунском и Мамае, о Параскеве-Пятнице, о Страшном суде и др.). С полной уверенностью и точностью нельзя определить источник стиха. Начальный стих стоит ближе к книге, а более поздние певцы придают ему характер народной песни.

Таким образом, духовные стихи представляют собой религиозный эпос и лирику русского Средневековья и самим своим существованием аналогичны духовным песням Средневековья Византии и Западной Европы.

В русской народной культуре в течение нескольких веков стихи шли двумя потоками: первый состоял из народных эпических стихов, которые возникли главным образом на основе апокрифов; второй представлял собой совокупность стихов покаянных. Первые покаянные стихи найдены в списках XV века. В XVII в. в Россию хлынул поток западных псальм и кантов – через Польшу, Украину, Белоруссию. Однако в России и стихи покаянные, и псальмы, и канты долгое время не усваивались христианской культурой.

К числу древнейших стихов принадлежат космогонический стих о Голубиной книге и один из стихов о Георгии Храбром, который повествовал об устроении христианского порядка на Руси. По времени зарождения сюжета и по веку возникновения самого текста стиха духовный стих о Голубиной книге относится к наиболее древним стихам. Большинство исследователей (В.Н Мочульский, Н.С. Тихонравов, И.Я. Порфирьев и др.) относят этот стих к XV – началу XVI века [81]. В отличие от большинства духовных стихов «Голубиная книга» не имеет непосредственных источников в богослужении и напрямую не связана со Священным Писанием. Голубиная книга открывается не всем и ее понять сможет не каждый. Только царь Давыд Евсеевич способен разгадать ее тайны. Мудрейший из царей, он дает ответы меньшим царям на вопросы об устройстве мироздания, объясняет его иерархию. Все вопросы, которые задают царю, условно можно разделить на четыре группы. Первая группа вопросов – о небесных сферах:

Солнце красное от лица Божия,

Млад светел месяц от грудей Божиих,

Зори ясные от риз Божиих,

Звезды частые от очес Божиих

Дожди сильные от мыслей Божиих [34].

Все, что происходит в небесах, по космогонии духовного стиха, зависит от воли Бога. Вторая группа вопросов – о человеке и сословной иерархии, существующей на земле. Интересно, что сословная иерархия выстраивается не от Создателя, а от первого творения – Адама.

Кости крепкие от камени,

Телеса наши от сырой земли,

Кровь-руда наша от черна моря...

Зародились мы, цари,

От святой головы от Адамовой,

Зародились князья со боярами

От честных от мощей от Адамовых,

Зародились крестьяна православныи

От того ли колена от Адамова,

От того ж начался и женский род [34].

Третья группа вопросов – о главенстве на земле того, что построено человеком. Городом-отцом (Иерусалим) и церковью-матерью в стихах называются те, которые непосредственно связаны с именем Христа (иногда, через Богородицу или святого Климента) и освящены Им.

В четвертой категории вопросов выясняется первенство географических объектов на земле. Река, море, озеро, камень, гора, дерево, трава... Главным признается то, что находится в центре земли и освящено земной жизнью Христа и Богородицы.

Весь мир, предметы, реалии и явления, представленные в космогоническом стихе о Голубиной книге, стремятся к Богу, освящаются земной жизнью Христа и Богородицы.

Во время фольклорных экспедиций по Воронежской области было записано несколько духовных стихов о святых угодниках. Среди них следует особо выделить отрывок древнейшего стиха о святом Георгии. Образ Георгия несет в себе черты Христа не без влияния древней былинной основы [114, 10-18]. Главный герой духовного стиха – Ягорий – защитник веры христианской. Описание его подвигов близко к описанию подвигов первых христиан в житиях святых.

Вопросу о конце мира посвящен стих о Страшном суде. Стихи о Страшном суде были популярны с древнейших времен, а преобразования XVII-XVIII вв. еще больше способствовали усилению мрачного взгляда на жизнь и уверенности в скором конце греховного мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...