Понятие и идейно-художественное своеобразие русского духовного стиха
На протяжении многих столетий, начиная с первых веков христианства, на Руси, а позднее и в России, создавалось множество духовных стихов. Они отличались стилистическим разнообразием, опирались на различные христианские источники. Духовные стихи имели свои особенности в географии распространения, охватывали своим духовным влиянием все общество и стали неотъемлемой частью русской духовной культуры. Долгое время духовные стихи распространялись очень слабо и воспринимались в качестве пережитка русской народной культуры, представляя интерес лишь для узкого круга специалистов. Однако в настоящее время в связи с поиском источников духовных ценностей в отечественной культуре интерес к духовным стихам возрождается. Поэтому возникает проблема переосмысления истории развития духовного стиха, а также его появления, бытования и распространения в различных социальных средах, переоценки ценности духовного стиха как явления в русской культуре, осознание его влияния на формирование русской духовности. «Духовный стих, - справедливо замечает Ф.И. Буслаев, - по своему религиозному содержанию стоит вне текущих мелочей действительности. Он – уже не забава и не досужее препровождение времени, не застарелый обряд, сросшийся с ежедневными привычками. Как церковная книга, он поучает безграмотного в вере, в священных преданьях, в добре и правде. Он даже заменяет молитву, особенно в умильных плачах и душеполезных назиданиях» [24, 307]. С самого начала появления на Руси духовные стихи несли в себе огромное нравственное начало. Они призывали к милосердию и любви, к мечте о доброй и справедливой жизни. Духовные стихи являлись философским осмыслением вечных вопросов: в чем смысл земного существования человека, что есть истина и какова природа добра. Это объясняет, почему, наряду с церковными службами, духовные стихи вне стен храмов продолжали нравственное просветительство народа.
Духовный стих как часть русской культуры представляется своеобразным парадоксом – чем больше он изучается, тем больше вопросов и проблем вокруг него возникает. Так, А.В. Рыстенко в начале XX века отмечал, что «духовным стихам как-то не особенно посчастливилось в нашей науке... источники загадочны, нет приличного научного издания, известные сборники не удовлетворяют требованиям современной науки» [118, 258]. Через двадцать лет Я.А. Богатенко написал: «Можно сказать прямо и решительно, что во всей области русского музыкального фольклора наименее посчастливилось народным духовным стихам… Музыкальная сторона русского духовного стиха, до сего времени, представляет собой почти неисследованную и таинственную пустыню для большинства музыкантов-этнографов, не говоря уже о более широких кругах общемузыкальных деятелей» [15, 91]. Тенденция сохранилась до сих пор и многие вопросы остаются не изученными. В советское время традиция повсеместного распространения духовного стиха и возможности его наблюдения исследователями была утрачена. К концу XX века произошла утрата понимания сущности этого жанра, которая объединяла его и делала цельным явлением в русской культуре. Например, Л.Ф. Солощенко отмечает, что духовный стих не может быть рассмотрен как «целостность в виде последовательного преемственного или трансформированного развития одного явления» [140, 134]. В результате исследователь ставит под вопрос применение категории «жанр» к духовному стиху в целом. Л.Ф. Солощенко указывает на правомерность употребления этой категории только применительно к каждой культурной традиции. Таким образом, духовный стих перестает существовать в качестве цельного жанра и распадается на свои разновидности, изучаемые авторами самостоятельно и воспринимаемые как самостоятельные жанры. Проблема в понимании духовного стиха возникла из-за отсутствия его жанровых характеристик, позволяющих определить его в качестве самостоятельного жанра и явления в русской культуре и искусстве [140, 134].
Многообразие тем духовных стихов, распространение их в разных социокультурных слоях, принадлежность и к устной, и к письменной традиции представляют определенную сложность для их исследования. Произведения рассматриваются филологами, культурологами, которые используют достаточно узкие профессиональные подходы к изучению произведений. Такая ситуация затрудняет научное познание духовного стиха как целостного явления в русской культуре. Также она делает невозможным изучение его жанровых свойств, особенностей языковых изобразительно-выразительных средств воздействия, которые бы обеспечили формирование русской духовности. До сих пор не существует общих принципов анализа текста, которые позволили бы рассматривать духовные стихи разных исторических эпох и художественных стилей с общих терминологических и категориальных позиций. Б.М. Соколов в статье «Духовные стихи» дает следующее определение понятию «духовные стихи»: «Духовные стихи – эпические, лирико-эпические или чисто лирические песни религиозного содержания» [136, 610]. По его мнению, духовные стихи являются древнеисторическим явлением: «В старину носителями и, вероятно, слагателями многих духовных стихов были «калики» - пилигримы, путешественники по святым местам. Паломничество в Иерусалим, Царьград и другие святые места в русское средневековье приобретало порой стихийный массовый характер, так что церковной и светской власти приходилось принимать против него ряд запретительных мер. Ни в коем случае нельзя считать, чтобы паломники выходили исключительно из «низов» общества; главарями «каличьих дружин» часто бывали представители высших правящих классов, как светских, так и церковных» [136, 610]. Автор статьи также считает, что духовные стихи имели характер, сходный с былинами и упоминает такие древнерусские произведения, как былины о Голубиной книге, об Егории Храбром, о Федоре Тироке, об Анике-воине. В этих произведениях идет речь о вымышленных персонажах и событиях. Описанное в этих книгах имеет религиозный характер. Например, в Голубиной книге (название от слова «глубина», т.е. это книга глубокой премудрости) говорится о создании мира, о том, как появились ветер, солнце, звезды и другие явления и о том, что является самым главным на земле. Голубиной книга стала называться у народа под влиянием символа Святого Духа. Популярность стиха объясняется тем, что он давал неграмотным людям того времени ответы на самые важные космогонические вопросы и удовлетворял их пытливый интерес к состоянию вселенной и предметов, которые есть на земле [34].
По мнению Б.М. Соколова, «…расцвет лиро-эпических и лирических стихов приходится на XVII в. и более поздние века в связи с развитием старообрядчества и сектантства» [136]. По своей форме эти духовные стихи связаны с западноевропейской «виршевой поэзией» и называются «псальмы» и «канты». Они получили широкое распространение в XVII в. в рукописных тетрадях и сборниках. Духовный стих – это уникальный по своей художественной и образной ценности комплекс народно-песенных и церковно-певческих произведений, которые объединены общим христианским содержанием. Духовные стихи повествуют о жизни и подвигах святых, праведников и героев-воинов, о страстях и воскресении Христа, о страданиях Богородицы и других темах, которые были очень важны для верующих людей. В отличие от церковно-певческих жанров, которые имели строгое закрепление в ритуале, духовный стих не был предназначен для использования во время богослужения. Термин «духовный стих» сформировался во второй половине XIX века. П.В. Киреевский обозначал произведения, которые сейчас принято называть «духовными стихами», как «русские народные стихи» и воспринимал их как часть народного песенного творчества. Во вводной статье к своему сборнику он указывал на то, что песни духовного содержания называются в народе «стихами» [57]. А.Д. Соймонов отмечает, что сам П.В. Киреевский определение «духовный» не использует [134]. Появление понятия «духовный стих» и его закрепление в обиходе связано с более поздним периодом времени.
В рецензии на сборник П.В. Киреевского, которая была опубликована в обзоре «Русская литература в 1848 году» в журнале «Отечественные записки», анонимный автор применяет термин «духовные песни», а также «лирические духовные стихи»: «Есть еще и «стихи», которые не что иное, как лирические духовные стихотворения. Они проникнуты тем же религиозным началом, тою же христианскою нравственностью и христианским воззрением, но не заключают в себе никакого рассказа: это религиозные чувства при взгляде на разные предметы мира сего» [47, 38]. Таким образом, здесь речь идет о том, что автор стремился более точно выразить поэтическими средствами образно-содержательный характер рассматриваемых произведений. Во второй половине XIX века понятие «духовный стих» используется вместе с другими обозначениями этого вида народного творчества. Так, в работах Ф.И. Буслаева тексты духовного содержания обозначаются как духовные стихи, народные песни, народные стихи, произведения народной поэзии и т.д. [25]. П.И. Якушкин применяет понятия «русские народные песни», «народные стихи» [158]. И.Ю. Некрасов использует обозначение «духовные народные стихи» [98], а Н. Отто – «старые русские стихи», «песни стихарей» [101]. К концу XIX века термин «духовный стих» начинает закрепляться в научной литературе. В частности, его применяют в своих исследованиях В.Г. Варенцов [26], А.Н. Веселовский [30], А.И. Кирпичников [62], А.В. Марков [84] и др. В то же время нельзя с полной уверенностью говорить об абсолютном закреплении термина. Даже в XX веке духовные стихи могли называться просто «стихи», «духовные народные стихи» или «стихи духовные». Так назвал свое исследование Г.П. Федотов (1991) [150]. Духовные стихи, которые были распространены среди крестьян, назывались «фольклорные духовные стихи», а стихи в певческих рукописях именуются благодаря содержащимся в них самоназваниям – покаянные стихи. Д.М. Балашов высказал сомнения в жанровой самостоятельности духовных стихов. Он указывал, что в основу классификации не должен быть положен тематический принцип и квалифицировал некоторые духовные стихи, в частности стих о двух Лазарях, как типичную балладу на религиозные темы [9]. Некоторые исследователи отделяют традиционные духовные стихи от пришедших с Запада псальм и кантов. А.И. Яцимирский определяет духовный стих как жанр в связи с тем, что после отделения от поздних псальм и кантов духовные стихи приобретают стилистическую однородность [159]. Существует и такая точка зрения, что термин «духовные стихи» искусственный, что народ не называет этот вид поэзии именно так. В.В. Митрофанова предлагает называть народные тексты религиозного содержания «апокрифическими песнями» [89].
Духовные стихи создавались не только народом. С распространением на Руси письменности, повышением уровня грамотности появляются и такие авторы, которые начинают заниматься написанием стихов на духовную тематику профессионально. Одним из наиболее ярких представителей этой группы авторов является Симеон Полоцкий [110]. Он писал преимущественно на книжном языке, в котором заметными становятся особенности белорусского языка. Творческое наследие поэта разнообразно. Им написано огромное количество произведений на церковно-религиозные темы («Стихи на Рождество Христово», «Стихи на Воскресение Христово», «Прилог к преподобной матери Ефросинии» и др.). В них С. Полоцкий затрагивает вопросы общественной жизни своего времени, проблемы воспитания, образования и др. Поэт внес значительный вклад в развитие стихосложения на восточнославянских землях. Он писал стихи не только на духовную тематику. Среди его стихов можно выделить и такие, в которых он обращается к царю («Стихи к осударю царевичу»). В них обсуждаются государственные дела («Диалог краткий») и сама жизнь («Беседа со планиты»). В XVIII веке традиция написания стихов на религиозную тему получила дальнейшее распространение. Так, у М.В. Ломоносова встречаем следующие стихи духовного содержания: «Утреннее размышление о Божием Величии», «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» и др. В них великий русский просветитель предстает истинным христианином, который преклонял колени перед Богом [102]. В XIX веке стало больше таких поэтов, которые посвящали свои стихи Богу. Например, у А.С. Пушкина находим стихи духовной тематики: «Монах», «Молитва», «Монастырь на Казбеке», «Пророк» и др., у М.Ю. Лермонтова – «Пророк», «Ангел», «Молитва»; у Н. Языкова – «Молитва»; у Д.Давыдова – «Богомолка». Это далеко не полный перечень поэтов, которые писали свои стихи на духовные темы. В XX веке наблюдается снижение интереса к духовной лирике в связи с гонениями на церковь. Но, несмотря на это, в начале века были поэты, которые посвящали свои стихотворения Творцу. Это и С. Есенин («Чую радоницу Божью…», «Шел господь пытать людей в любови»), и Н. Тэффи («Есть в небесах блаженный сад у Бога…»), и З. Гиппиус («Христианин», «Другой христианин»), и А.Ахматова («Рахиль», «Лотова жена»), и В. Брюсов («Адам и Ева», «Ангел бледный») и др. [102]. Духовная традиция применительно к художественной литературе представляет собой совокупность выраженных в слове моделей постижения христианской Истины, основной спектр которых можно представить следующим образом: - евангельская традиция, - литургическая традиция, - традиция молитвы, - паломническая традиция, - традиция духовного наставничества [102]. Мы считаем, что духовные стихи – это определенная тематическая группа с присущими ей некоторыми жанровыми характеристиками, которые, однако, не являются устойчивыми. Они трансформируются в зависимости от особенностей художественного метода, литературного направления, своеобразия творчества поэта. Они обладают способностью сочетать в себе черты определенного жанра. Например, духовная ода, духовная песня, духовное послание. Так, в поэзии И.А. Бунина духовная песня в содержательном плане представляет собой интерпретацию библейских текстов, переложения псалмов и в этом отношении сближается с духовной одой. Это такие стихотворения, как «В Гефсиманском саду» (1894), «Из Апокалипсиса» (1901), «Сон» («Из книги пророка Даниила», 1903), «Потоп» (1905), «Гробница Рахили» (1907), «Из книги пророка Исайи» (1918) и др. В нашей работе мы будем придерживаться точки зрения, что духовные стихи – это такие произведения, которые не использовались в богослужении, повествовали о жизни святых, Иисуса Христа, Богородицы и тем не менее являлись очень важными для верующих людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|