Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические аспекты проектирования технологического профиля с учетом возможностей региональной образовательной среды




Проектирование технологического профиля в условиях региональной образовательной среды

Реферат

Диссертация 68 стр., 1 рис., 2 таблицы, 45 источников

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ, НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ, РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (РОС), КОМПОНЕНТЫ РОС, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ С УЧЁТОМ РОС.

Объект исследования – проектирование технологического профиля.

Предмет исследования – учёт возможностей региональной образовательной среды при проектировании технологического профиля.

Цель работы: теоретическое обоснование особенностей проектирования технологического профиля с учетом региональной образовательной среды и разработка проекта технологического профиля для реализации в школе Омского региона.

Теоретико-методологические позиции исследования:

ü системный подход к изучению проблем взаимосвязи проектирования технологического профиля и региона (В. Г.Афанасьев, И. В. Блауберг, А. А. Макареня и др.);

ü результаты педагогических исследований по изучению технологического образования в современной профильной школе (В. Д. Симоненко, И. А. Сасова, А. Г. Шепило и др.);

ü исследования, посвященные среде и рассматривающие понятия «региональная образовательная среда», ее сущность, структуру (Е. И. Зарипова, А. А. Макареня, В. И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.);

ü положения теории педагогического проектирования (Е. С. Заир-Бек, Т. К. Смыковская и др.).

 

 

Методы исследования:

ü теоретический анализ философской и психолого-педагогической, методической литературы по проблемам, связанным с темой исследования, моделирование;

ü изучение и обобщение опыта деятельности современной школы и ее взаимодействий в пространстве региона (наблюдение, анализ школьной документации, анкетирование);

ü регистрирование и ранжирование при обработке результатов.

Полученные результаты - разработана теоретическая модель проектирования технологического профиля с учетом возможностей РОС, спроектирован технологический профиль с учетом региональной образовательной среды на примере направления «Телекоммуникации и информационные технологии» для МОУ «Гимназия№147», разработаны общие рекомендации для учителей технологии по проектированию технологического профиля с учётом возможностей РОС.

Результаты исследования обсуждались на I Всероссийской научно-практической Интернет конференции с международным участием «Реализация компетентностного подхода в теории и практике педагогической деятельности».

Элементы содержания диссертации отражены в публикации: Кукина М.С. Реализация компетентностного подхода в элективных курсах технологического профиля // сб. материалов всероссийской науч. конф. с международным участием. – Тара, 2009. – С. 110-112.


Содержание

Введение. 5

Глава 1. Теоретические аспекты проектирования технологического профиля с учетом возможностей региональной образовательной среды.. 9

1.1 Технологический профиль в современной школе. 9

1.2 Проектирование технологического профиля для общеобразовательной школы.. 16

1.3 Возможности региональной образовательной среды для проектирования технологического профиля. 26

Выводы по первой главе. 32

Глава 2. Анализ возможностей образовательной среды Омской области для проектирования технологического профиля. 34

2.1 Характеристика Омского региона. 34

2.2 Технологическое образование и технологический профиль в общеобразовательных школах г. Омска. 38

2.3 Ресурсы региональной образовательной среды Омского региона для проектирования технологического профиля. 42

Выводы по второй главе. 46

Глава 3. Проектирование технологического профиля различных направлений для общеобразовательных школ г. Омска. 47

3.1 Анкетирование как способ изучения потребностей школьников в освоении технологического профиля. 47

3.2 Проектирование телекоммуникационно-информационного технологического профиля с учетом региональной образовательной среды для реализации в общеобразовательной школе г. Омска 51

3.3 Рекомендации по проектированию технологического профиля с учетом региональной образовательной среды.. 59

Выводы по третьей главе. 62

Заключение. 64

Литература. 66

Приложения. 72

 

Введение

Переход общеобразовательных учреждений России на новую педагогическую систему профильного обучения привел к одной из таких проблем как недостаточная разработанность моделей технологического профиля, который, благодаря увеличению спроса на рынке труда рабочих и инженерно-технических профессий, может стать одним из востребованных.

На сегодня явно недостаточно школ, которые обращают свое внимание на технологический профиль и его различные направления: телекоммуникации и информационные технологии, декоративно-прикладное искусство, технологии сферы управления, сервиса, производства и т.д. Вместе с тем в эпоху новых технологий и наукоемких производств, с возрождением и развитием промышленности в обществе возрастает потребность в представителях инженерных специальностей, а также квалифицированных рабочих. Изменяется структура занятости таких специалистов, изменяется характер их деятельности, что повышает интерес выпускников и их родителей к данным специальностям. Проблемам технологического образования школьников посвящены статьи Е. А. Гилевой [8], А. А. Карачева [13], П. С. Лернера [17,19,20], Ю. Л. Хотунцева [38,39,40] и др., в которых, в частности, рассматривается необходимость введения технологического профиля.

Выбор учащимися профиля обучения не должен быть случайным или спонтанным, а быть осознанным, чему способствует организация предпрофильной подготовки в основной школе, профильного обучения в старшей школе.

При проектировании тех или иных профилей по запросу учащихся школа обязательно учитывает целый ряд факторов: кадровый потенциал и материальную базу образовательного учреждения, социальный заказ общества и др.

Проблемы проектирования учебных профилей исследовали в своих трудах Е. В. Воронина [6], П. С. Лернер [18], С. Н. Рягин [30,31]и др.

Однако основной проблемой проектирования технологического профиля является его отчужденность от особенностей конкретных условий и возможностей региона, потенциала региональной образовательной среды (РОС).

Таким образом, проектирование технологического профиля и его множества специализаций с учетом РОС приобретает особую актуальность.

Профильная школа должна быть ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с их индивидуальными особенностями, образовательными потребностями и склонностями, обязательно учитывая при этом условия и возможности РОС.

Объект исследования – проектирование технологического профиля.

Предмет исследования – учёт возможностей региональной образовательной среды при проектировании технологического профиля.

Цель: теоретическое обоснование особенностей проектирования технологического профиля с учетом региональной образовательной среды и разработка проекта технологического профиля для реализации в школе Омского региона.

Гипотеза: возможности региональной образовательной среды будут учтены при проектировании технологического профиля, если

ü направление и содержание технологического профиля выбираются на основе потребностей школьников региона и отраслевых потребностей региона;

ü реализация профиля предполагает взаимодействие не только образовательных учреждений, но и других субъектов региона;

ü при взаимодействии школьников с другими субъектами региона используются объекты и пространство региона.

Задачи:

ü Изучить теоретические подходы к пониманию региональной образовательной среды, профильной школы, моделям организации профилей, технологического профиля.

ü Выявить возможности региональной образовательной среды для проектирования технологического профиля.

ü Охарактеризовать Омский регион и возможности региональной образовательной среды Омской области для проектирования технологического профиля.

ü Разработать и провести анкетирование для выявления потребностей школьников в выборе направления технологического профиля.

ü Спроектировать технологический профиль для реализации в школе г. Омска с учетом возможностей региональной образовательной среды и разработать рекомендации для практиков.

Теоретико- методологические позиции исследования:

ü системный подход к изучению проблем взаимосвязи проектирования технологического профиля и региона (В. Г.Афанасьев, И. В. Блауберг, А. А. Макареня и др.);

ü результаты педагогических исследований по изучению технологического образования в современной профильной школе (В. Д. Симоненко, И. А. Сасова, А. Г.Шепило и др.);

ü исследования, посвященные среде и рассматривающие понятия «региональная образовательная среда», ее сущность, структуру (Е. И. Зарипова, А. А. Макареня, В. И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.);

ü положения теории педагогического проектирования (Е. С. Заир-Бек, Т. К. Смыковская и др.).

 

Методы исследования:

ü теоретический анализ философской и психолого-педагогической, методической литературы по проблемам, связанным с темой исследования, моделирование;

ü изучение и обобщение опыта деятельности современной школы и ее взаимодействий в пространстве региона (наблюдение, анализ школьной документации, анкетирование);

ü регистрирование и ранжирование при обработке результатов.

База исследования – образовательные процессы в общеобразовательных учреждениях МОУ «СОШ №87» и МОУ «Гимназия №147» г. Омска.


Глава 1. Теоретические аспекты проектирования технологического профиля с учетом возможностей региональной образовательной среды

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...