Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможности региональной образовательной среды для проектирования технологического профиля




На процесс обучения непосредственное влияние оказывает регион как место, где встречаются и взаимодействуют школьники с представителями разных поколений и сфер общества. Региональные особенности определяют своеобразие региональной образовательной среды.

Среда, представляющая собой систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие личности в пространстве региона, будет являться региональной образовательной средой.

Е. И. Зарипова определяет четыре компонента для описания региональной образовательной среды (РОС) [11]:

ü Духовный компонент (использует духовный потенциал региона);

ü Предметно-пространственный компонент (используется материальный потенциал региона);

ü Социально-контактный (используется личностный потенциал);

ü Технологический компонент (используется структурный потенциал).

Каждый компонент образовательной среды региона представляет собой соответствующие группы возможностей [11].

Духовный компонент региональной образовательной среды содержит возможности в виде знаний истории, традиций, обычаев регионального сообщества и других особенностей региона, общих ценностно-смысловых оснований и целевых ориентиров в деятельности, содержания современных задач социальной сферы, значимых для региона.

Предметно-пространственный компонент среды является источником постижения явлений региональной действительности. Предметное наполнение среды создает возможность для осуществления субъектом пространственного и предметного выбора.

Социально – контактный компонент среды является источником идей социально и личностно значимой деятельности, порождаемых при взаимодействии постоянных субъектов образовательного процесса с социальными субъектами. Выделение компонента основано на понимании среды как социального пространства, пространства отношений между индивидами, группами, социальными субъектами; с их культурой, опытом, нормой и стилем поведения, образом жизни и деятельности.

Технологический компонент образовательной среды региона представляет собой различные способы, методы, формы организации субъектов в образовательном процессе, направленные на приобретение школьником способности решать задачи и способствующие совместной деятельности школьника с региональным сообществом. Технологические возможности определяет образовательную деятельность в конкретной пространственно-предметной среде.

Опишем региональную образовательную среду для технологического профиля.

Духовный компонент будет выражаться в возможностях профессионального самоопределения, истории развития традиционных технологий, ремесел, традиций, в использовании экологическо-целесообразных технологий и др. Специфический способ привязки к духовности – указание на совокупность знаний, которые необходимы для их создания, применения, приращения знаний в процессе задействования с учетом последствий. Достоинство и роль технологий в обществе оцениваются по способности совершенствовать производство, усиливать его экономический эффект. Например, в городе Волжский Волгоградской области на Волжском Трубном заводе используют современные фильтры водоочистки, обработки и восстановления сточных вод на основе проверенных принципов биологической, химической технологий очистки с применением передовых, запатентованных методов и способов охраны окружающей среды.

Предметно-пространственный компонент задается по отраслевым специализациям региона; также это материальные объекты, организации, учреждения разного уровня и направленности. Например, машиностроение — ведущая отрасль экономики Тюменской области, сфера, где сосредоточен промышленный и интеллектуальный потенциал региона

Социально-контактный компонент основан на взаимодействии учащихся с накопленным опытом специалистов разнообразных профессий. Это отношения сообществ (государственных, образовательных и пр.) друг с другом и учащимися.

Технологический компонент представляет собой возможности, направленные на приобретение учащимися знаний, способствующих познавательной деятельности в тех технологических специализациях, значимых для данного региона. Реализацию этих возможностей предоставляют способы, методы, формы и модели организации обучения, механизм социального партнерства. Используя результаты исследования Е. И. Зариповой [11] рассмотрим виды взаимодействия, при реализации технологического профиля.

Одним из видов взаимодействия образовательного учреждения с другими субъектами РОС является сетевое взаимодействие. Общей целью сетевого взаимодействия будет совместное использование образовательных ресурсов при неравномерном их распределении для расширения возможностей в удовлетворении образовательных потребностей, т.е. школьник осваивает разные виды деятельности в соответствии со своими интересами. Способами организации сетевого взаимодействия в образовательном учреждении являются совместный учет и распределение ресурсов, общее планирование деятельности или использование компьютерных коммуникаций. Средства реализации взаимодействия - материальные объекты и предметы духовной культуры, объединенные для включения школьника в учение, игру, общение, познание.

Еще одним видом взаимодействия является так называемая «Презентация инициатив», общая цель субъектов которой – выявление проблем и потребностей региона по вопросам развития отраслей, обеспечения кадрами. Способ организации этого взаимодействия – создание центров, накапливающих информацию о деятельности для школьников. Например, «Ярмарка вакансий», «Ярмарка профессий». Как средство реализации будет включение школьника в разные производственные процессы, где школьник сможет испытать себя в условиях, приближенным к рабочим.

Сотрудничество также является видом взаимодействия образовательных учреждений с другими субъектами РОС. Его общая цель заключается в совместном решении социально значимых проблем, которые ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут решить в одиночку. В ходе решения этой проблемы реализуются интересы всех участников взаимодействия. Способом организации сотрудничества будет налаживание конструктивного сотрудничества между государственными структурами, бизнесом и некоммерческими организациями. Проявляется сотрудничество как деятельность школьника на основе совместно составленного договора: стажировка школьника на предприятиях, работа в различных организациях и т.д.

«Профильное проектирование» как вид взаимодействия решает проблемы проектирования в образовательном процессе, что и будет являться его целью, а сам процесс проектирования способом организации этого взаимодействия. Средство его реализации – включение школьника в разные социально-ролевые позиции при проектировании.

Взаимосвязь и взаимообусловленность между группами возможностей региональной образовательной среды проявляется в том, что каждый субъект осуществляет свою деятельность, используя пространственно-предметные элементы этой среды в определенных, сложившихся в этой среде социальных отношениях. Школьник осваивает предлагаемые именно в этой среде социальные ценности, действует в рамках конкретной, организуемой именно здесь деятельности, взаимодействует в этой деятельности с общностями регионального сообщества, приобретая опыт в решении задач адаптации, индивидуализации, интеграции.

На основе анализа возможностей РОС и этапов проектирования по Т. К. Смыковской можно представить модель проектирования технологического профиля с учетом возможностей РОС (рис. 1).

Модель содержит продукты этапов проектирования, опираясь на которые можно проектировать технологический профиль и его направления учитывая возможности РОС, что делает технологическое образование более эффективным при достижении цели – получение знаний учащимися о технологиях в различных сферах деятельности, но получение квалификации по одной из профессии выбранного направления.



Выводы по первой главе

На основе изучения было выявлено, что региональная образовательная среда – это среда, представляющая собой систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие личности в пространстве региона.

Технологический профиль - получение знаний учащимися о современных технологиях в различных сферах человеческой деятельности и квалификации по одной из рабочих профессий.

В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по технологии выделены следующие направления технологического профиля:

ü промышленное и сельскохозяйственное производства;

ü строительные и ремонтные работы;

ü телекоммуникации и информационные технологии;

ü сфера управления;

ü сфера проектирования;

ü материально–техническое обеспечение;

ü сфера сервиса;

ü декоративно-прикладное искусство.

Содержание технологического профиля целесообразно реализовать при сетевой модели организации профиля как кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов.

В результате исследования этапов педагогического проектирования были выбраны идеи Т. К. Смыковской для проектирования технологического профиля:

1. Выработка и осмысление целевых идей;

2. Подбор средств и информации, фиксация ресурсов;

3. Детальная разработка целевых идей, фиксация затруднений;

4. Конструирование элементов проекта;

5. Диагностика, коррекция по результатам рефлексии.

Однако спроектированный таким образом технологический профиль будет неэффективным, если не учитывать потенциал образовательной среды региона. Для описания РОС необходимо рассмотрение духовного, предметно-пространственного, социально-контактного и технологического ее компонентов.

На основе анализа возможностей РОС и этапов проектирования по Т. К. Смыковской представлена модель проектирования технологического профиля с учетом возможностей РОС (рис. 1).

Модель содержит продукты этапов проектирования, опираясь на которые можно проектировать технологический профиль и его направления, учитывая возможности РОС.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...