Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологическое образование и технологический профиль в общеобразовательных школах г. Омска




Массовый переход общеобразовательных учреждений России на новую педагогическую систему профильного обучения привел к одной из таких проблем как недостаточная разработанность моделей технологического профиля, который, благодаря увеличению спроса на рынке труда рабочих и инженерно-технических профессий, может стать одним из востребованных.

Результаты анализа профильных предпочтений старшеклассников показывают, что самыми распространенными являются такие профили, как физико-математический, социально-гуманитарный, гуманитарный, химико-биологический и другие. Учащиеся, выбирающие эти профили, решают, как правило, основную задачу: целенаправленную подготовку в соответствующие вузы, где профильные предметы являются вступительными [44]. При открытии тех или иных профилей по запросу учащихся школа обязательно учитывает целый ряд факторов: кадровый потенциал и материальную базу образовательного учреждения, социальный заказ общества и др. Но школа, как показывает практика, пытается ограничиться выполнением «родительского заказа» по подготовке учащихся к сдаче вступительных экзаменов в определенный вуз, что может привести к искажению такой цели профильного обучения, как расширение возможности социализации учащихся, обеспечение возможности после завершения профессионального образования найти себя на рынке труда, быть конкурентоспособным на основе сформированной целостной компетентности.

На сегодня недостаточно омских школ, которые обращают свое внимание на технологический профиль и его различные направления: декоративно-прикладное искусство, промышленное и сельскохозяйственное производства, технологии сферы управления, проектирования, сервиса и т.д.

Вместе с тем в эпоху новых технологий и наукоемких производств, с возрождением и развитием промышленности в обществе возрастает потребность в представителях инженерных специальностей, а также квалифицированных рабочих. Изменяется структура занятости таких специалистов, изменяется характер их деятельности, что повышает интерес выпускников и их родителей к данным специальностям.

В соответствии с опубликованными материалами службы занятости г. Омска «на сегодняшний день банк вакансий Омской области содержит более 10 тысяч предложений, что на 1,7 тысячи вакансий больше, чем на 1 мая 2009 года. Причем, на предприятия областного центра и муниципальных районов требуются как инженерно-технические работники и программисты, так и представители рабочих профессий, а также маркетологи, бухгалтеры, менеджеры, врачи, воспитатели».

Содержание государственного образовательного стандарта по технологии уже предполагает универсальную подготовку школьников к профессиональной деятельности; позволяет учащимся психологически и практически подготовится к грамотному поведению на рынке труда. В содержание обучения технологии в старшей школе заложено выполнение практических работ в различных сферах деятельности, что позволяет учащимся не только иметь представление о смысле и структуре выбранной профессии, но и реально познакомиться с содержанием видов деятельности в данной профессии [34]. Анализируя нормативные документы, следует отметить, что только технологический профиль обучения несет в себе широкие образовательные и социальные возможности в контексте практической готовности старшеклассников к осознанному и грамотному социально-профессиональному самоопределению.

Рассмотрим социальную значимость технологического профиля. Уже было отмечено выше, в процессе профильного технологического обучения старшеклассники приобретают умения грамотного поведения на рынке труда; овладевают технологией проектирования профессиональной деятельности; обучаются навыкам сбора, обработки и оценки информации; изучают основы потребительских знаний. Все это необходимо знать и уметь современному человеку, чтобы быть уверенным в себе и успешно адаптироваться во взрослой жизни. Кроме того, технологический профиль обучения предполагает осуществление специальной технологической подготовки, где старшеклассники могут более подробно на теоретическом и практическом уровнях познакомиться с содержанием какой–либо сферы профессиональной деятельности, что позволит им в будущем, на этапе окончания средней школы, осознанно выбрать профессию и определить пути получения профессионального образования. Тем не менее, следует помнить, что при организации и реализации технологического профиля не должна осуществляться подмена системы профессионального образования, профильное обучение не должно повторять структуру профессиональной деятельности, а только обеспечивать социально-профессиональную ориентированность школьников в построении жизненной траектории и профессиональной карьеры.

Однако внедрение профильного технологического обучения ставит перед системой образования целый ряд проблем, которые необходимо решить на первом же этапе. Первая — разнообразие профилей в одной школе и финансирование профильных групп. Вторая проблема — нехватка высококвалифицированных педагогических кадров, обладающих видением связи содержания учебного материала с профилями и профессиям. И, наконец, третья — материально-техническое обеспечение профилей. Нужны специально оборудованные лаборатории, мастерские [44].

Решение этих проблем потребует изменений в структуре управления школой, организации переподготовки учителя по предмету и его методической поддержки, пересмотра целевых установок школы, педагогического коллектива, учителя, создания технико-технологических и научно-методических условий, что сделать в рамках одной школы очень сложно, а в небольших школах — вообще невозможно.

Для успешной реализации профильного технологического обучения в школе является организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Таким образом, проектирование технологического профиля с учетом множества его специализаций в профильной школе приобретает особую важность.

Проектированием технологического профиля решаются такие проблемы как несогласованность рынка образования с рынком труда: абитуриенты не выбирают профессии технологического профиля, считая их не престижными. Проектируя учебный профиль, создается соответствие его отраслевым потребностям региона. Проектирование позволяет рассмотреть ресурсы, необходимые для получения образования, подобрать средства и информацию для реализации целей учебного профиля. При проектировании создается модель организации профиля, которая впоследствии дорабатывается и корректируется по результатам рефлексии.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...